Смекни!
smekni.com

Правоспособность и дееспособность граждан (стр. 10 из 16)

Исходя из понятия дееспособности, закрепленного в ст. 21 ГК РФ, можно выделить следующие способности, составляющие содержание данной категории гражданского права:

- способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности; - способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;

- способность нести самостоятельную имущественную ответственность за свои действия.

Таким образом, законодательно закрепляется три способности, составляющие содержание дееспособности: 1) правоприобретательнал; 2)правоосуществительная; 3)деликтоспособность.

Правоприобретальную способность необходимо рассматривать не только как способность к приобретению, но и как способность к правораспоряжению. Такой вывод можно сделать в связи с тем, что при приобретении прав и обязанностей зачастую приходится прекращать уже имеющиеся права и обязанности, т.е. распоряжаться субъективными правами. Здесь возникает вопрос о соотношении способности гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя обязанности (правоприобретательная способность), как элемента содержания дееспособности, со сделкоспособностью. Если обратиться к понятию сделки, то в соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Очевидно, что приобретение прав и обязанностей возможно не только в результате совершения сделок. Так, приобретение прав и обязанностей возможно путем совершения других юридически значимых действий. Например, права и обязанности лицо может приобрести в результате совершения юридического поступка (создание произведения литературы, науки и искусства; находка потерянной вещи и т.п.) либо в результате издания административного акта государственными органами или органами местного самоуправления. По нашему мнению, неверно категорическое утверждение Н.П. Журавлева о том, что гражданская дееспособность это сделкоспособность.[77] Свое мнение он основывает на том, что «если бы понятие дееспособности включало в себя и способность самостоятельно совершать юридические поступки, то был бы утрачен всяким смысл его употребления, т.к. оказалось бы, что недееспособных вообще нет».[78] Действительно, юридические поступки может совершать также и недееспособный гражданин, однако, это не означает, что все иные юридические действия, не являющиеся сделками, должны быть выведены из содержания дееспособности. В данном случае мы исходим из того, что правоприобретательная способность должна охватывать все правомерные юридические действия, в результате которых лицо может приобрести права и обязанности. Изложенное позволяет сделать вывод, что правоприобретательная способность, заложенная в содержании дееспособности, шире понятия сделки. Однако нельзя отрицать существующую связь между категориями «сделка» и «дееспособность». Но это не означает, что понятие дееспособности можно свести лишь к «еделкоепоеобноети», как это делает Н.П. Журавлев.

Правоосуществительная способность. Как отмечалось выше, ныне действующий ГК РФ воспринял обоснованное в теории гражданского права положение о необходимости включения в содержание дееспособности способности осуществлять свои права и исполнять обязанности. Если лицо признается способным к приобретению прав и обязанностей своими действиями, то оно должно обладать дееспособностью для осуществления приобретенных прав и обязанностей. Правоосуществительная способность шире понятия распоряжения субъективными правами и обязанностями. Лицо должно обладать дееспособностью, когда осуществление прав связано с преобразованием правоотношений: созданием, изменением или прекращением прав и обязанностей для себя или других лиц. Так, в соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог, обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Очевидно, что для осуществления указанного права необходимо обладать дееспособностью, в то время как фактическое владение возможно и при отсутствии дееспособности.

Деликтоспособность как элемент содержания дееспособности, Деликтоспособность определяется как предусмотренная нормами права способность нести ответственность за совершенное правонарушение.[79] Некоторые ученые трактуют Деликтоспособность как способность к совершению правонарушений.[80] Однако, по нашему мнению, не совсем верно определение деликтоспособности как способности к совершению правонарушений, поскольку правонарушения могут совершаться также лицами неспособными нести самостоятельную ответственность за свои действия. Определение деликтоспособности как способности к совершению правонарушений, дает основания для вывода о том, что при совершении правонарушения воля лица направлена на возникновение ответственности. Однако в данном случае речь идет именно о способности нести ответственность за совершенное правонарушение, которая в полном объеме наступает одновременно с наступлением дееспособности в полном объеме.

Указанные способности расцениваются как структурные элементы единого целого понятия дееспособности. Основанием для такого рода объединения является наличие одинаковых психологических предпосылок, а именно: наличие у граждан необходимых умственных способностей, способности понимать значение своих действий и руководить ими (психическое состояние). В целом речь идет о волевой способности гражданина. Категория воли и волеизъявления подробно исследованы В.А. Ойгензихт. Он считает, что «воля - это психическое регулирование поведения, заключающееся в детерминированном и мотивированном желании достижения поставленной цели, в выборе решения, разработке путей, средств и применения усилий для их осуществления».[81] Кроме волевого фактора имеет значение также и интеллектуальный, поскольку волеобразование зависит от уровня умственного развития. Однако, по нашему мнению, все-таки решающее значение принадлежит волевому моменту. Каков бы ни был уровень умственного развития человека, если он психически здоров, то достаточно достижения 18-летнего возраста, чтобы его волеизъявление в гражданском праве принималось за полноценное. Интеллектуальный момент - способность понимать значение своих действий и руководить ими учитывается при признании гражданина недееспособным (ст. 29 ГК).

Таким образом, все выше изложенное позволяет сделать вывод, что дееспособность характеризуется следующими чертами:

1. Дееспособность - это свойство (качество), которое связано с умственными способностями и психическим состоянием человека.

2. Условиями (основаниями) гражданской дееспособности являются в совокупности умственные способности человека и его психическое состояние. Однако решающее значение принадлежит волевому моменту.

3. Содержание дееспособности составляют:

- правоприобретательная способность;

- правоосуществительная способность;

- деликтоспособность.

ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

3.1 Правосубъектность граждан - индивидуальных предпринимателей

Одним из элементов правосубъектности граждан является закрепленное в законе право заниматься предпринимательской деятельностью. В соответствии со ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Граждане могут реализовывать право на занятие предпринимательской деятельностью в двух формах: без образования юридического лица и с образованием юридического лица.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. С момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя правовое положение граждан - индивидуальных предпринимателей отличается от правового положения обычных граждан. Индивидуальные предприниматели обладают двойным статусом, поскольку с одной стороны они обладают правосубъектностью в отношениях, не связанных с предпринимательской деятельностью, а с другой стороны - правосубъектностью, связанной с предпринимательской деятельностью. Такой вывод можно сделать, проанализировав нормы ГК, посвященные предпринимательской деятельности граждан. Так, в соответствии с п. 3 ст. 23 г ГК к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В соответствии со ст. 401 ГК устанавливается повышенная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности (ответственность предпринимателя по общему правилу наступает при отсутствии вины). Таким образом, ГК распространил действие норм, регулирующих деятельность юридических лиц на граждан - индивидуальных предпринимателей, что позволяет сделать вывод о том, что правосубъектность граждан - индивидуальных предпринимателей шире правосубъектности обычных граждан.