Смекни!
smekni.com

Правоспособность и дееспособность граждан (стр. 12 из 16)

Институт эмансипации должен регулироваться (как и институт ограничения дееспособности, признания гражданина недееспособным) нормами гражданского и гражданско - процессуального права. Кроме того, сама ст. 27 ГК нуждается в изменении, более четкой формулировке.

В соответствии со ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Анализ данной нормы позволяет установить:

1. Законом определен возраст, по достижении которого может ставиться вопрос об объявлении гражданина полностью дееспособным. Возможность эмансипации предоставляется по достижении несовершеннолетним 16 лет.

2. Условиями, при наличии которых возможна процедура объявления полностью дееспособным, являются: работа по трудовому договору (контракту) либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занятие предпринимательской деятельностью.

3. Наличие согласия родителей, усыновителей или попечителя на объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, как необходимый элемент процедуры эмансипации,

4. Органом, который осуществляет процедуру объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, является - орган опеки и попечительства (если есть согласие обоих родителей, усыновителей или попечителя) или суд (при отсутствии согласия)[87].

Указанная норма имеет ряд недостатков и нуждается в корректировке.

Во-первых, законодатель предусмотрел два основания для объявления гражданина полностью дееспособным:

- факт нахождения в трудовых правоотношениях;

- занятие предпринимательской деятельностью.

Причем, по смыслу ст. 27 ГК к моменту объявления полностью дееспособным несовершеннолетний должен уже работать по трудовому договору (контракту) или заниматься предпринимательской деятельностью.

Что касается трудовой деятельности несовершеннолетнего, то в соответствии со ст. 173 КЗоТ допускается прием на постоянную работу лиц, достигших 15 лет. Прежняя норма КЗоТ, согласно которой возраст приема подростков на работу был ограничен 16-летним возрастом, отменена в связи с введение в действие Закона РФ «Об образовании» (п. 6 ст. 19 Закона). Согласно действующему трудовому законодательству лицо, достигшее пятнадцатилетнего возраста, приобретает трудовую право-дееспособность.

Таким образом, нормы трудового законодательства предусматривают ситуацию, когда к 16 годам несовершеннолетний уже определенное время на постоянной основе осуществляет трудовую деятельность. Осуществление, определенное время трудовой деятельности позволяет оценить способность несовершеннолетнего самостоятельно, по своему усмотрению приобретать и осуществлять принадлежащие ему права, разумно распоряжаться доходами, полученными в результате трудовой деятельности, совершать необходимые юридические действия, самостоятельно нести ответственность, в том числе и за причинение вреда[88].

Сложнее обстоит вопрос о возможности признания несовершеннолетнего полностью дееспособным по второму основанию -занятие предпринимательской деятельностью.

По смыслу п. 1 ст. 27 ГК к моменту объявления полностью дееспособным несовершеннолетний уже должен заниматься предпринимательской деятельностью. Однако такая постановка вопроса на практике вызывает ряд трудностей.

Ныне действующее законодательство не предусматривает возможность регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лиц моложе 18 лет (исключение вступление в брак ранее этого возраста), в тоже время регистрация в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является обязательным условием занятия предпринимательской деятельностью. Занятие предпринимательской деятельностью без регистрации является не только нарушением гражданского законодательства, но и в определенных случаях может повлечь наступление уголовной ответственности по ст. 171 УК за незаконное предпринимательство. В этой связи целесообразно предусмотреть в статье 27 ГК в качестве основания для признания несовершеннолетнего полностью дееспособным не фактическое занятие несовершеннолетним предпринимательской деятельностью, а намерение ею заняться. Именно объявление полностью дееспособным дает несовершеннолетнему возможность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и заняться предпринимательской деятельностью.

Представляется также, что для объявления эмансипированным по второму основанию имеет значение не только намерение несовершеннолетнего заняться предпринимательской деятельностью, но и его психическая зрелость. Она дает основания констатировать его способность самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, в том числе и вследствие причинения вреда. И здесь должны учитываться способность несовершеннолетнего действовать разумно, с учетом последствий совершаемых им юридически значимых действий (способность адекватно соотносить свои юридически значимые действия с наступающими последствиями) его психическое состояние, уровень интеллектуального развития, наличие достаточных знаний и навыков для занятия предпринимательской деятельностью. В этой связи целесообразно ввести в качестве обязательного критерия для объявления гражданина полностью дееспособным психическую зрелость несовершеннолетнего, которая определяется на основании заключения психолога.

Исходя из этого, целесообразно изложить п. I ст. 27 ГК в следующей редакции:

«Несовершеннолетний достигший шестнадцати лет, может быть с согласия его родителей (усыновителей) попечителя объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или имеет намерение заняться предпринимательской деятельностью».

Во-вторых, должна быть урегулирована процедура объявления гражданина полностью дееспособным. На наш взгляд, это должно быть сделано, во-первых, в гражданско-процессуальном кодексе, а во-вторых, на уровне подзаконного акта (например, положения), который бы урегулировал процедуру объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным органами опеки и попечительства. В частности, должен быть разрешен вопрос о порядке, сроках рассмотрения заявления об объявлении полностью дееспособным, лицах, участвующих в разрешении вопроса об эмансипации несовершеннолетнего.

В настоящее время не разрешен вопрос о том, кто должен обращаться с заявлением об эмансипации, ничего закон не говорит и о форме согласия законных представителей. По нашему мнению, с заявлением об объявлении полностью дееспособным должен обращаться сам несовершеннолетний. Поскольку в данном случае речь идет о реализации права гражданина на занятие предпринимательской деятельностью, которое закреплено в ст. 34 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ. Что касается формы согласия законных представителей, то данный вопрос должен быть решен по аналогии с п. 1 ст. 26 ГК, т.е. согласие родителей, усыновителей, попечителя должно быть дано в письменной форме. Согласие на эмансипацию должно быть дано обоими родителями, усыновителями или попечителем[89].

В-третьих, должен быть более четко разрешен вопрос о том, когда объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным осуществляется органами опеки и попечительства и когда в судебном порядке.

В ст. 27 ГК решение данного вопроса поставлено в зависимость от наличия или отсутствия согласия законных представителей несовершеннолетнего. Так, при наличии согласия родителей, усыновителей или попечителя вопрос об объявлении полностью дееспособным разрешается органом опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия - судом. Если один из родителей, усыновителей или попечитель против эмансипации, то данный вопрос также должен разрешаться судом.

Статья 27 ГК ничего не говорит о случае принятия органом опеки и попечительства решения об отказе в объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным. По нашему мнению, отказ органа опеки и попечительства в объявлении полностью дееспособным не должен лишать права несовершеннолетнего обратиться в суд с заявлением о признании его полностью дееспособным. Причем, в случае получения мотивированного отказа в эмансипации, несовершеннолетний может непосредственно обратиться в суд для окончательного разрешения, данного вопроса. При этом в данном случае обращение в суд после отказа органа опеки и попечительства в эмансипации должно осуществляться не как обжалование решения, принятого в административном порядке, а в самостоятельном порядке.