Смекни!
smekni.com

Правоспособность и дееспособность граждан (стр. 8 из 16)

В дореволюционных работах по гражданскому праву отмечалось существование разнообразных ограничений правоспособности. Так, Н. Коркунов говорил о наличии 4 категорий ограничения правоспособности: естественные (ограничения, установленные по поводу естественных различий субъектов - пол, возраст, цвет кожи, физические недостатки); общественные (обусловлены различным общественным положением - сословий, промыслов, вероисповеданий); ограничения, вытекающие из несовместимости известных юридических отношений (например, лицо, состоящее в браке не может быть еще в одном браке); уголовные (последствие судебного приговора).[61]

Ранее гражданскими кодексами и другими законами ряда стран предусматривалась возможность лишения физического лица всех гражданских прав, так называемая гражданская смерть. В настоящее время такое положение отсутствует.

Возникновение и прекращение правоспособности физических лиц.

Точное установление момента возникновения и прекращения гражданской правоспособности имеет важное значение не только для установления и защиты, возникающих на ее основе субъективных прав, но и необходимо для защиты правоспособности субъектов гражданского права в целом.

В соответствии с п. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения. Именно с этого момента гражданин в принципе обладает юридической способностью выступать субъектом большинства гражданских имущественных прав и обязанностей, а также быть субъектом личных неимущественных гражданских прав. Момент рождения определяется медицинской наукой, по признанию которой плод становится ребенком, когда он полностью оказался вне тела матери, если пуповина даже не пересечена.[62] Для права имеет значение только факт рождения, т.к. с ним связывается начало правоспособности и само собою рождение должно быть живое. Появление мертворожденного ребенка лишено юридического значения, и зародыш рассматривается как бы никогда не существовавшим. Наше законодательство не устанавливает каких-либо требований к жизнеспособности родившегося ребенка, т.е. возникновение правоспособности не зависит от жизнеспособности родившегося ребенка. В законодательстве ряда стран существует положение, согласно которому правоспособность возникает у родившегося ребенка при условии его жизнеспособности. Такое требование зафиксировано, например, в ГК Швейцарии, Италии, Так, параграф 31 ГК Швейцарии устанавливает, что до рождения ребенок правоспособен лишь при условии, что он родился живым, а по ст. 30 ГК Италии ребенок считается родившимся жизнеспособным, если после рождения он прожил 24 часа.

Правоспособность неотделима от самого существования человека и не зависит от состояния его здоровья, от того может или нет человек самостоятельно осуществлять принадлежащие ему права,

По общему правилу, с момента рождения правоспособность возникает в полном объеме, но это не означает, что одновременно возникают все элементы содержания правоспособности. В силу правовой природы и социального назначения, отдельных прав и обязанностей гражданин может их иметь и осуществлять только по достижении определенного возраста. Прямого указания закона на эти права и обязанности нет, однако такой вывод можно сделать исходя из природы и назначения, конкретных прав и обязанностей. Например, способность к вступлению в брак возникает, по общему правилу, с 18 лет, иметь права и обязанности представителя может лишь гражданин, у которого возникла в полном объеме дееспособность.

Таким образом, с возрастом правоспособность расширяется, достигая к совершеннолетию полного объема,

В некоторых случаях закон охраняет права и интересы еще не родившегося ребенка. Так, наследниками по закону или завещанию могут быть также и дети, зачатые при жизни и родившиеся после смерти наследодателя. Однако одна возможность рождения не делает эмбрион субъектом права, само по себе зачатие никаких гражданско-правовых последствий не вызывает. В юридической литературе справедливо признается, что у не родившегося ребенка правоспособность отсутствует в каком-либо объеме. Не существуя, он не имеет и не может иметь возможности приобретать права, они только охраняются законом на случай его рождения и приобретаются им лишь в момент этого рождения, если оно будет иметь место. Эмбриональное существование является фактом юридически безразличным в случае, если ребенок родится мертвым.

Гражданская правоспособность неотделима от самого существования человека. Правоспособность прекращается с его смертью или объявления его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока.

Решением Куйбышевского районного суда г. Самары заявление командира войсковой части 65349 удовлетворено, Е. признан безвестно отсутствующим.

Президиум Самарского областного суда решение отменил, указав следующее.

Командир войсковой части 65349 обратился в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующим Е., указав, что 03.07.2003 Е. при следовании к новому месту службы скрылся в неизвестном направлении. Меры по его поиску положительных результатов не дали. Данных о местонахождении Е. с сентября 2003 года до настоящего времени нет. Ссылаясь на указанные обстоятельства, командир войсковой части просил признать Е. безвестно отсутствующим, указав, что признание Е. безвестно отсутствующим необходимо для исключения его из списков войсковой части.

Прокурор Самарской области в представлении указал, что заявление о признании Е. безвестно отсутствующим подлежало оставлению без удовлетворения, поскольку в отношении него было возбуждено уголовное дело.

В силу ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

В соответствии со ст. 277 ГПК РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим.

В заявлении командира войсковой части указано, что признание Е. безвестно отсутствующим необходимо для исключения его из списков войсковой части.

Согласно п. 12 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части в день истечения срока его воинской службы, за исключением случаев, когда военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим - или объявления его умершим; военнослужащий находится под следствием.

В отношении Е. военной прокуратурой Самарского гарнизона было возбуждено уголовное дело.

В соответствии п. 12 ст. 38 вышеназванного Федерального закона время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток не засчитывается в срок военной службы.

Таким образом, срок службы Е. не истек, он находится под следствием, и правовых оснований для исключения его из списков личного состава, даже при условии признания его безвестно отсутствующим, у воинской части не имелось.

Цель, для достижения которой заявителю необходимо было признание Е. безвестно отсутствующим, не носила правового характера, признание военнослужащего безвестно отсутствующим не являлось основанием наступления каких-либо правовых последствий, и оснований для удовлетворения заявления не имелось.

Решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд[63].

До момента смерти гражданин способен иметь различные права и обязанности, предусмотренные в гражданском законодательстве. Причем, как отмечалось выше, если возникновение отдельных элементов содержания правоспособности зависит от возраста, то прекращение правоспособности от этого обстоятельства не зависит. Хотя и здесь есть одно исключение, например возможность, быть усыновленным утрачивается по достижении 18-ти летнего возраста.

Смерть прекращает участие гражданина во всех правоотношениях, в которых он состоял к этому моменту. И в этой связи обязательства, совершенные от имени умершего или в пользу последнего будут недействительны в самом своем основании. Смерть должна быть зафиксирована в книге регистрации актов гражданского состояния. Однако здесь следует отметить, что правоспособность прекращается в момент смерти независимо от регистрации ее как акта гражданского состояния.

Как было указано выше, основанием прекращения правоспособности физических лиц является также факт объявления гражданина судом, умершим в порядке, установленном законодательством. В данном случае закон базируется на юридическом предположении, что гражданин мертв.

Отдельно хотелось бы остановиться на специфической категории отношений, регулируемых гражданским правом, как награждение орденами, медалями и премиями посмертно; реабилитация умерших; защита чести и достоинства гражданина после смерти (п. 1 ст. 152 ГК РФ); право на имя, которое сохраняется и после смерти гражданина.

Так, например, в соответствии с п. 11 Указа Президента РФ от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»[64] за проявленную отвагу, мужество и героизм присвоение звания Героя Российской Федерации, награждение орденом или медалью может быть произведено посмертно. Получается, что с одной стороны, умершие граждане не могут рассматриваться в качестве субъектов права, приобретать какие-либо права после смерти, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается смертью, но с другой стороны, в данном случае, право на награду принадлежит именно умершему гражданину, а не его наследникам. Гражданин награждается хоть и посмертно, но именно гражданин, который при жизни совершил какой-либо поступок. По нашему мнению, в данном случае можно говорить об охране государством прав умершего гражданина, которыми он обладал при жизни. Награждается гражданин именно за то, что совершил при жизни и субъективное право на награду у него возникло при жизни, но оно не было реализовано ввиду его смерти. Поэтому, на наш взгляд, в данном случае и идет речь об охране прав умершего гражданина.