Смекни!
smekni.com

История Религии (том 1) (стр. 42 из 54)

Рис. 138

Первосвященник, ковчег, алтарь и священные сосуды в Святая Святых

Фарисеи не дали погаснуть духу благочестия в народе, предотвратили его вырождение в свет­скую нацию, управляемую светскими царями. Бла­годаря им Библия не превратилась в фетиш, а осталась подлинной книгой жизни.

Синагоги и школы оказались со временем целиком в руках фарисеев. Именно им народ был обязан всем лучшим, что выросло в его недрах на пороге Нового Завета.

Воздавая должное фарисеям, их не следует, однако, идеализировать. В этом течении слиш­ком большое место занимали казуистика и риту-ализм, которые подрезали крылья свободному про­роческому вдохновению.

Третье направление в иудаизме — ессейс-кое. Полагая, что власть имущие и весь народ сби­лись с истинного пути, и ожидая скорого суда Божия, они образовали своего рода «Церковь внутри Церкви».

Эта секта с трудом укладывалась в рамки традиционного представления об иудаизме. Мо­настырский устав, форменная белая одежда, общ­ность имущества — ничего этого не знала исто­рия Израиля.

Древние историки говорят, что у есеев не было ни денег, ни рабов; трудились все. Идеалом была строгая набожность.

Происхождение и история этого полумона­шеского ордена долго оставались загадкой. Только в середине XX в. находки в пустыне на побере­жье Мертвого моря пролили новый свет на ессейское движение. Большинство историков при­знало, что кожаные манускрипты и развалины поселков, обнаруженные в районе Кумрана, при­надлежали ессейским общинам.

Исследование кумранских свитков навело историков на след вождя или даже основателя секты. Имя его остается тайной; в текстах он фигурирует как Священник, Избранник, Взыску­ющий Торы, Единственный Учитель, а чаще все­го как Учитель Праведности.

Рис. 139

Стол для хлебов предложения

Он задумал основать общину «сынов света», веря, что когда явится высший Судия, все «выра­зившие готовность присоединиться к избранни­кам» будут спасены.

Первые следы поселения на берегу Мертво­го моря относятся к сороковым-тридцатым го­дам II в. до Р.Х. Это означает, что Учителю удалось получить во владение участок земли в Кумране. Он призывал всех «верных Закону» выйти, подобно Аврааму, из среды грешников, что­бы готовить себя к последним дням.

Рис. 139

Юпитер.

Iв.

Люди, поселившиеся в Кумране, любили на­зывать себя просто «Израилем», ибо считали, что лишь они достойны этого славного имени. Ста­рый Завет нарушался уже многими поколениями. Здесь, в пустыне, ессеи надеялись заключить с Богом Новый Завет, который будет принят непо­рочным Остатком, бедняками, чающими Дня Гос­подня.

Но, готовясь к вступлению в Царство Божие, кумранский Учитель в конце концов создал на­стоящий культ исключительности. Его стремле­ние соблюсти чистоту веры привело к отталкива­ющей сектантской гордыне.

Нравственный облик ессеев омрачает не толь­ко эта тенденция. Их законническое буквоед­ство оставило далеко позади даже самых закос­нелых формалистов среди фарисеев.

На рубеже II и I вв. до Р.Х. ессеи стали поселяться и в городах. У этих сектантов, жив­ших «в миру», естественно возникали контакты с иностранцами. Некоторые ессеи даже пытались распространять свои взгляды.

Тем не менее исход из пустыни части ессеев не означал отказа от принципа обособленности. Они по-прежнему относились к людям иного толка с осуждением и неприязнью. Особенно враж­дебны они были к саддукеям. Впрочем, и фари­сеев они не щадили, называя их «толкователями скользкого».

К этому времени Рим пережил борьбу вок­руг реформы Гракхов и диктатуру Суллы, пода­вил восстание Спартака и начал развернутым фронтом вести наступление на Восток. В 66 г. до Р.Х. Гней Помпеи сломил военную мощь Понта и Кавказа, а через два года появился в Сирии.

Иудеи уже понимали, что избежать нового иноземного владычества не удастся. Стоял лишь вопрос: кого из претендентов на трон признает римский полководец. Один из них, Аристобул, допустил ряд тактических ошибок, и Помпеи при­нял поэтому сторону другого, Гиркана. Однако Аристобул не согласился с этим решением, и когда Иерусалим открыл римлянину ворота, он укре­пился в храмовой цитадели, готовясь выдержать штурм.

Три месяца длилась блокада; наконец 10 ок­тября 63 г. до Р.Х. крепость была захвачена. Римские солдаты ворвались в святилище. Даже в самом Храме они встретили отчаянное сопро­тивление. Среди общей сумятицы лишь священ­ники продолжали совершать богослужение.

Аристобул был взят в плен и отправлен в Рим. Помпеи же после захвата Храма проник в Святая Святых. Но, удовлетворив свое любопыт­ство, он ни к чему не притронулся, ибо римляне привыкли терпимо относиться к чужеземным культам.

Рим шел к созданию мировой державы. От­крылась новая глава истории, и уже народилось поколение, которому предстояло быть современ­ником евангельских событий.

Рис. 141

Дьявол (демон подземного царства). Этрусский надгробный рисунок. IV-III вв. до Р.Х.

РИМ, ГРЕКИ И ВОСТОК

Душа и вера римлянина

Италия, ок. 650 г. до Р.Х.

Поразительные успехи римлян вызывали восторг и зависть современников. Попытки разгадать сек­рет латинской фортуны в свое время предприни­мали Полибий и Августин, Монтескье и Гегель. Муссолини думал, что сумеет воскресить былое величие Рима, однако жизнь показала тщетность этой мечты. Хотя многие элементы древнеримс-кого духа не умерли, — что-то главное ушло без­возвратно.

Что же представляли собой строители Orbis Romanum, «Римского мира»?

В старину говорили, что у него есть второе, тайное, имя, которое можно найти, прочитав слово Roma по-восточному: справа налево. Тогда оно будет звучать как Amor, Любовь. Дух Рима столь же парадоксален и двойственен, как и все значи­тельные явления мировой культуры. В самом деле, римляне, не обладая религиозным гением, слыли благочестивым народом и гордились этим; Рим в течение трех веков преследовал Церковь, но он же стал одним из всемирных центров хри­стианства. Его цивилизация была еще более светской, чем у греков, однако отцы Церкви счи­тали Рим оплотом веры.

Нераздельность гражданского и религиозно­го духа благотворно сказывалась на нравствен­ной стороне жизни римлян. Их традиционные добродетели: верность, честность, скромность, му­жество, уважение к старшим — повсюду вызыва­ли удивление. Отношение римлян к закону не было чисто светским. Сама приверженность по­рядку вытекала из веры в его высший смысл.

Однако религия, которая питала гражданское и правовое сознание Рима, сама пострадала от засилия римского права.

Формальный долг как главный стимул дей­ствия воцарился у латинян и в области веры, обед­няя и сковывая ее. Предстоя Высшему, человек только выполнял своего рода повинность. Серд­це его при этом оставалось почти безучастным. Римская молитва едва ли даже заслуживает это­го названия; она ограничивалась механическим произнесением формул и предписанными жеста­ми. Цицерон с полным правом говорит, что «вся религия римского народа разделяется на жерт­воприношения и гадания». Ее считали неотъем­лемым элементом гражданского строя. Человек, небрежный в ритуалах, рисковал оказаться в чис­ле врагов государства.

Латинское слово religio означает «связываю»1. Священнодействия связывали людей с богами и между собой. Но эта связь носила формальный характер. Полагали, что, соблюдая до тонкости все церемонии, человек честно выполняет условия договора с высшими силами. В этом римлянин был не меньшим педантом, чем любой иудейский законник. Жизнь его опутывали тысячи запретов и ограничений, освященных древностью. В част­ности, жрец Юпитера не должен был прикасать­ся к лошади, тесту, бобам, не имел права прово­дить вне дома более трех дней, завязывать узлы на одежде и т.д.

Рис. 142

Эритрейская Сивилла.

Микеланджело. 1509 г. Фрагмент росписи

В общем, без преувеличения можно сказать, что ранняя римская религия представляла собой форму, почти лишенную содержания. Безотчет­ное преклонение перед Божественной Тайной не развилось в подлинную веру, а осталось в зачатке, в ожидании иных времен. Однако ни ритуальное законничество, ни слепая преданность традиции не смогли погасить в римлянах стремления найти нечто более одухотворенное, чем их официальный культ. Это стремление в конце концов обрело свою цель в христианстве. Но прежде чем Еван­гелие пришло к римлянам, они пытались утолить свой духовный голод, обращаясь к верованиям этрусков и эллинов, азиатов и египтян.

______________________________________________________________________

' В традициях латинской грамматики основной гла­гольной формой считается 1-е лицо ед. числа наст. време­ни, а не неопределенная форма, как в русской и других грамматиках.

Этруски, Сивилла, Карфаген

Италия, 650-204 гг. до Р.Х.

Цивилизация этрусков до сих пор остается за­гадкой. Они заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но никто не знал, откуда они пришли. Эти наставники римлян, смешавшись с другими италийскими племенами, исчезли как народ задолго до нашей эры. С тех пор улыбающиеся статуи и расписанные гробницы хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысяч сохра­нившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована.

Фрески и мозаики в гробницах рассказыва­ют о подземных духах и демонах, об отвратитель­ных чудовищах, населявших этрусскую преиспод­нюю.

Уверенность в том, что боги могут открывать будущее, побуждала римлян относиться с вели­чайшей серьезностью к «технике» предсказания. Этруски слыли в этом непревзойденными масте­рами: их часто приглашали, чтобы узнать волю богов.