Смекни!
smekni.com

Церковь и Государство в Республике Беларусь (стр. 29 из 31)

Духовный вакуум породил еще несколько проблем в религиозном вопросе: активизацию деятельности представителей различных христианских конфессий и сект. Опасность сект заключается еще и в том, что они представляют собой анархический вариант политического сознания, направленный на разрушение государства.

В качестве типичного примера того, как активизируются религиозные организации в условиях политического кризиса, была приведена деятельность католической церкви в Беларуси. Католичество в Беларуси насчитывает многовековую историю. Особое место занимает деятельность ордена иезуитов, который большие надежды возлагал на воспитание будущей политической элиты в духе западноевропейской цивилизации, основанной на идеях католицизма.

Церковь в современном мире не может избежать участия в урегулировании кризисного политического процесса. И этим она будет способствовать стабилизации межнациональных отношений, общественно–политической стабильности, а, следовательно, положительно влиять на общий психологический климат в стране. Модель отношений государства и церкви должна базироваться на том позитивном общем, что характерно для различных религий:

-отношение к государству, как к ценности;

-стремление к гражданскому миру, как основе для согласия в обществе;

-соборность, как средство удержания социальной, а, следовательно, политической стабильности;

-сохранение этнической самобытности народов;

-борьба с тоталитарными сектами, разрушительно влияющими на личность;

-семья должна выступать в качестве хранительницы традиций и ценностей;

эти положения рекомендуется использовать при создании новой системы ценностей нашего общества, не разделяя людей по религиозному принципу, а способствуя их объединению.

Церковь может выступать гарантом стабильности, оставаясь при этом отделенной от государства, при условии:

-совпадения социальных задач государства и церкви;

-обеспечения государством развития церкви;

-принятия религиозных догматов в разряд общечеловеческих ценностей;

-поддержания легитимности власти моральным авторитетом церкви;

-законодательного оформления вышеперечисленного в соответствующих правовых документах, регулирующих отношения государства и церкви.

Для государства очень актуальной является задача построения такой модели взаимоотношений с религиозными организациями, которая отвечала бы менталитету, традициям, учитывала опыт прошлых лет, а также непростую ситуацию в религиозной сфере современного белорусского общества. Наше общество должно осознавать единство судеб всего человечества. Ни один верующий не должен стоять в стороне в утверждении миропорядка.. На смену политике изоляции церкви не должна прийти политика пассивного нейтралитета. Взаимоотношения государства и религиозных организаций должны строиться в русле плодотворного сотрудничества, юридически оформленного и закрепленного. Что касается нестабильности религиозной ситуации, то в этом нет ничего удивительного или специфически белорусского. Религиозная ситуация, как отмечает А. Щипков, ни в какие времена не бывает стабильной в силу иррациональной природы самой религии и ее эмоциональной концентрации как в отдельной личности, так и в обществе в целом. Именно поэтому государство должно не вмешиваться во внутреннюю жизнь церквей, а создать некую эталонную схему церковно–государственных отношений, которая бы, с одной стороны, оставляла допуск либерального выхода за пределы предложенного образца, с другой – не позволяла иррациональной религиозной стихии становиться опасной для общества. Религия в качестве хранителя морали и нравственности относится к той форме интеллектуальной и духовной практики, которая, точно так же как и политика, стремится регулировать отношения между людьми, принадлежащими к различным стратам. Следовательно, государство может разговаривать с религиозными организациями так же, как и с политическими партиями, – на языке юридического права. В настоящий период пересматривается концепция Закона о свободе совести и религиозных объединениях, какой будет новая – покажет время.

Подводя итоги развития в ХХ веке, человечество приходит к выводу, что упования на науку и технику не обеспечило идеальное социальное бытие, не в состоянии решить многие социальные проблемы. Мир стоит на грани катастрофы и ядерного кошмара. Всемогущество «человека политического» привела к установлению тоталитарных режимов и двум мировым войнам. Идея национального освобождения сопровождалась кровавыми войнами и всплеском международного терроризма. Это поставило вопрос о необходимости поиска новых решений в осмыслении места человека в мировой истории. Человек не должен стоять над миром, он должен стать учеником, вбирающим в себя всю мудрость мира, которую накопило человечество. Должен познавать природу, оглядываться на опыт, приобретенный человечеством – опыт социально–исторического развития, этносов, конфессий. В этом направлении государство и церковь могут находить грани взаимодействия и сотрудничества.

Таким образом, в ХХI веке мы становимся свидетелями того, что сила гуманистической идеи неистребима. Человек должен, жить со стремлением, максимально реализовать свои способности, постигая величие гармоничного бытия в единстве с Природой, Духом, Другим Человеком. По мнению русского религиозного философа Н.А. Бердяева к мировой гармонии человек должен прийти через свободу избрания, через свободное преодоление зла. Вопрос о мировой гармонии для Достоевского разрешался через церковь. Церковь призвана царствовать в мире. «Не церковь превращается в государство, говорит отец Паисий, а, напротив, государство обращается в церковь, доходит до церкви и становится церковью на земле…»

Историческое время несет в себе три основные измерения: прошлое, настоящее, будущее. Все эти измерения равноправны и равноценны в контексте Вечности. С прошлым и настоящим связано государство, с настоящим и будущим – гражданское общество, а с вечностью более всего связана церковь. Становится очевидным, что в современном трансформирующемся обществе необходимо выработать новый подход к взаимоотношениям государства и церкви, учитывая все ошибки прошлого.

На данном этапе развития общества важным является осознание того, что совместное будущее легче построить тем, у кого есть совместное прошлое. Религия не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами. Она возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в связи с общественными переменами. Именно христианство может помочь нам перекинуть мост от прошлого в будущее.

Литература:

1. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно–правовой институт // Вестн. Моск. ун–та. Сер.11. Право.–1999.–№1.– С.3–23.

2. Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий / Пер. с лат.– М.: Республика, 1992.– 335с.

3. Авсиевич М.Т., Земляков Л.Е., Савостенок Л.Н. Религия в условиях социальных перемен в Беларуси: Метод. пособие / М–во образования Респ. Беларусь.– Минск: Акад. последиплом. образ, – 1999.– 59 с.

4. Авцинова Г.И. Особенности западного и восточного христианства и их влияние на политические процессы //Соц.– полит. журн. – 1996.– № 4.– С.222–224.

5. Агапов А.В. Церковь и исполнительная власть // Государство и право.–1998.– № 4.– С.19–25.

6. Алешко А. Место и роль православной церкви в современной Беларуси. // Государственно – конфессиональные отношения в Республике Беларусь: Материалы заседания «круглого стола» 22 апреля 1999 года. – Минск, 1999.– С.27–31.

7. Алексеев Д. Сотрудничество как необходимость. М.Горбачев и Б. Ельцин в зеркале церковно–государственных отношений // Россия молод.– 1996.– № 9–С.11– 16.

8. Ахиезер А.С. Идеология – предмет науки, наука элемент идеологии // Оществ. науки и современность –1991.– № 1.– С.89–95.

9. Безлепкин А.С. К вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в России // Соц–гуманит. знания.–1999.– № 1.– С.278–281.

10. Белов А.Г. Политология

11. Бердяев Н. О русской философии: В 2–х ч. ч.1. / Сост., вступ. ст. и прим. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. – Свердловск: Изд–во Урал. ун–та, 1991.–288 с.

12. Бобрович В.И. Государственная идеология в переходном обществе.// Между прошлым и будущим: Тез. докл. Междунар. науч. конф. «Современный политический и социально–экономический процесс в Беларуси, России и Украине: состояние, проблемы, перспективы»: Минск, 10–11 мая 2000 г./ Бел. гос. экон. ун–т – Минск, 2000.– С.8–10.

13. Буляев В.Т., Василькова В.В., Демидова И.Д. Гуманистическое миропонимание и проблемы общественного развития накануне ХХI в.// Соц.–полит. журн. – 1996.– № 5 – С.3–7.

14. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса./ Вступ.ст., сост. и коммент. В.В. Сапова.–М.:– Республика.– 1994.– 368 с.

15. Вестн. Бел. экзархата. – 1995.– № 4.– С.11.

16. Вишневский А.Л. Религия как социально – политический институт у Э. Дюркгейма и Г. Спенсера // Вестн. Моск.ун.–та. Сер.12, Полит. науки.– 1999 – № 4 – С. 59.

17. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1975, – 3 июля – № 27.

18. Велькер М. Христианство и плюрализм / Пер. с нем. Д. Бумажнова, А.Петровой.– М.: Республика. – 2001.– 207 с.

19. Верещагина А. О некоторых тенденциях современной конфессиональной ситуации в Беларуси // Социология.– 1998.– № 2.– С.41– 45.

20. Верашчагiна А.У., Гурко А.В. Гiсторыя канфесiй у Беларусi: Мiнулае i сучаснасць: Дапам. для настаунiкау. – Мiнск.: Тэхналогiя, 2000.– 157 с.

21. Ворожейкина Т., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и религия // Мировая экономика и междунар. отношения.–1997. – № 8 – С.74–81.

22. Выступление митрополита Минского и Слуцкого Филарета в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь // Нар.газ. – 1998. – 20 янв.– С. 2.