Смекни!
smekni.com

Церковь и Государство в Республике Беларусь (стр. 5 из 31)

Более глубокий анализ содержания и соотношения таких понятий как государство, политика, идеология, а также религия, церковь, религиозная идеология, вероисповедная политика, религиозные объединения позволит приблизиться к пониманию места и роли церкви в современной жизни общества.

Прежде всего следует обратиться к понятию государства. Государство является важнейшим социально–политическим институтом общества, основой его политической системы, осуществляющим политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними. Государство должно существовать для человека. Через государственную власть осуществляется политика. Ее можно было бы определить как систему отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе. Политика, от греч. politike – дела государства, общества, в более широком смысле – вся деятельность, по осуществлению государственной и общественной власти. Она является сферой поиска путей стабилизации, упорядочения и мобилизации. Искусство политика – определить, выявить интересы, объединяющие большие группы людей или все общество. Политика проводится на основании определенной системы взглядов, определенной идеологии. Идеология – это ценностное сознание, то есть в ней происходит не просто отражение каких – либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия или несоответствия тенденциям общественного развития. Любая идеология может иметь политический характер. Политическая идеология – это совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни. Религиозность же любой идеологии проявляется, прежде всего, в обращении к высшим ценностям. Что касается вероучения, то оно и является своего рода идеологией, так как ориентировано на определенные ценности.

Религия в переводе с лат. religio означает благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Существуют два подхода к определению религии: содержательный и функциональный. Первый рассматривает религию как социальное действие, которое отличается от других тем, что направлено на священный объект.

Функциональный подход определяет религию как деятельность, в которой вырабатывается основополагающий смысл, та главная руководящая мысль, на основе которой та или иная группа или общество индивидов «организует» свою жизнь. Способность направить человеческие действия, определять их общую тенденцию среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования, – вот что рассматривается в качестве наиболее существенной отличительной черты религии сторонниками функционализма.

Религия – сложная социальная система, в которую входят религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Она может выполнять смыслополагающую (мировоззренческую) функцию в обществе, и в этом случае уровень религиозного сознания называют религиозной идеологией.

Церковь – это тип религиозной организации со сложной строго централизованной системой взаимодействий между священнослужителями и верующими. Церковь – организация духовенства и верующих отдельного религиозного направления или течения.

Церковь как организация характеризуется всеми основными атрибутами, присущими социальному институту. Основными признаками церкви являются: иерархический строй духовенства, его руководящая роль и привилегированное положение при подчинении и иногда бесправном положении верующих, наличие общего вероучения, культа, обрядности, священной и богослужебной литературы. Ее элементами являются: общее вероучение (идеология), религиозная деятельность (культовая и некультовая), церковная структура (система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих). В церкви действует определенная система регулятивных норм и правил (религиозная мораль, каноническое право и др.) По мнению Гегеля «Слово церковь (ecclesia) часто употребляется в смысле дома божьего, то есть храма, в котором христиане собирались для совершения публичного богослужения. Он считает, что христианское государство и церковь – одно и то же» [23, с.406].

Вероисповедная политика государства – это система действий государства, включающая целеполагание, правовое обоснование, комплекс организационно - практических мер по обеспечению свободы совести и вероисповедания человека и гражданина, созданию необходимых условий для удовлетворения религиозных потребностей, регулированию деятельности религиозных объединений в качестве субъектов публичного права в той части, которая выходит за рамки канонического устройства и культовой практики и в силу этого становится общественной деятельностью, осуществлению сотрудничества с ними в решении социально и государственно значимых проблем, достижению межрелигиозного и межконфессионального мира и согласия.

Отношения государства и религиозных объединений это совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений, с одной стороны, институты государства, с другой – институциональных образований конфессий. В отношениях государства с религиозными объединениями получает практическую реализацию его вероисповедная политика.

Религиозные объединения являются одной из форм реализации конституционного права граждан на объединение для достижения общих целей. Их отличительной особенностью является совместное исповедание и распространение веры. Этой цели подчинено осуществление любой иной деятельности религиозных объединений, не противоречащей закону. Перед получение статуса юридического лица религиозное объединение проходит определенную социальную адаптацию.

Задачи политики и религии на первый взгляд разные, но в то же время они решают целый ряд общих задач. Если религиозное направление создает свою систему учреждений, свою церковную организацию, то его роль в жизни общества становится более заметной, а влияние на политическую жизнь превращается в прямое участие в ней.

Религиозный культ – это главный вид религиозной деятельности. Религиозный культ – символическая реализация религиозных потребностей и верований, (молитвы, праздники и т.д.) Религиозный культ предполагает массовые действия со стороны верующих. Удовлетворение религиозных потребностей, наличие определенного места (молитвенного дома) для строительства которого требуется земельный участок, стройматериалы, служитель культа. В силу этого неминуемы между государством и религиозными организациями определенные взаимоотношения. Деятельность религиозной общины из религиозной области переносится в область действий государства, его законов. А законодательная власть «есть одновременно представительство политического бытия», так как «политическая сущность какого–нибудь вопроса заключается вообще в его отношении к различным властям политического государства» и «всякая социальная потребность, закон и т.д. должны рассматриваться политически, т.е. с точки зрения государства в целом…» [87, с.360].

Исходя из того, что политика государства в отношении верующих граждан выражается в наличии возможностей для удовлетворения нормальной деятельности религиозных организаций, этот вопрос выходит за рамки религии, поскольку речь идет о реализации гражданских прав и свобод, закрепленных в Конституции.

Религия и церковь участвуют в процессе политической социализации прямо или опосредовано – в зависимости от конкретных политических и социокультурных условий развития общества. В процессе политической социализации человек соотносит свои религиозные представления с политическими ценностями. Президент Египта Насер во время войны с Израилем чаще выступал с политическими речами в мечете, чем в президентском дворце. В Польше католическая церковь формировала негативное отношение к коммунистическому правлению и выступала важным агентом формирования патриотического сознания.

Религия провозглашает нравственные принципы, которые всегда незыблемы и актуальны и призваны вести к решению глобальных задач для спасения людей. Забота о душах верующих является главной задачей церкви.

Государство должно заботиться о мире и благополучии в обществе, защищать права и свободы граждан, следить за тем, чтобы всем людям были обеспечены равные права и обязанности, чтобы все были равны перед законом, заботиться о материальном благосостоянии граждан. В этом их функции совпадают, но церковь и государство отличаются объемом своей деятельности. Государство ограничено территорией, церковь является вселенской. Существуют различия в способах влияния на население. Государство имеет монополию на насилие, на принудительные меры, а церковь никогда не должна применять насилие, она должна действовать только путем убеждения и примера. Государство проводит определенную политику. Политика, как правило, исходит из конкретной ситуации и реальных возможностей. Она чаще всего принимает только программу минимум, отвечающую текущему состоянию дел. Хотя было бы неверным утверждать, что религия не учитывает конкретной ситуации человека, а политика не решает глобальных задач. Трудности согласования требований религии и политики не исключают, однако, и факта их связи и даже необходимости взаимных контактов.

Реально складывающаяся система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Беларусь постепенно приобретают характер сотрудничества на основе четкого разделения их функций. Подобное сотрудничество предполагает совместную деятельность в различных областях социального служения и обеспечения прав и свобод человека.

В Республике Беларусь значительно возросла сеть религиозных организаций. Наряду с религиозными общинами появилось значительное количество монастырей, духовных образовательных учреждений, братств, сестричеств. Значительно изменилась конфессиональная картина: растет число конфессиональных новообразований. Изменился сам характер религиозной деятельности. Сегодня это не только исповедание веры, но и активная социальная, миссионерская, предпринимательская и иная деятельность. БПЦ, как и другие общественные организации по уставу не ставит своей целью извлечение прибыли, а декларирует первоочередность идеологических задач. Примат идеологического над материальным отодвигает решение экономических вопросов как бы на второй план. Поэтому пакет «базовых услуг», а именно: служба в храме, исповедь, причастие, а также иногда обряды крещения и отпевания) предлагается потенциальному потребителю как бы бесплатно, хотя реально он оплачивает их, покупая требующиеся для ритуалов свечи. Дополнительные услуги, которые оказывает церковь, специальные «службы» (поминовение, чтение акафистов святым и т.д.) и «требы»1 (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т.д.), а также ритуальные предметы и литература оплачиваются отдельно. Сочетание мнимо бесплатного и платного наборов услуг является ее важнейшей отличительной чертой [97, с.55].