Смекни!
smekni.com

Экология и экономика природопользования (стр. 26 из 113)

Таким образом, современная научно-техническая революция является первым звеном (прелюдией) более существенного и коренного переворота во всей системе технологий и общественных отношений в целом. Можно назвать этот переворот новой научно-технической революцией.

Мы предпочитаем говорить о новом этапе единой научно-технической революции, подчеркивая его преемственность по отношению к современному этапу.

Суть не в терминологических различиях, а в том, что преобразование технического базиса на основе достижений науки — это единый процесс, который можно разделять лишь в теории, в практической области этапы научно-технической революции должны органично и непрерывно переходить друг в друга без разделения во времени. Оба они являются необходимой предпосылкой создания материально-технической базы будущей цивилизации, для которой адекватным состоянием природы является ноосфера.

Ноосфера, охватывающая своим единством природную и социальную среду, станет удобным обиталищем для человечества и условием свободного развития всех способностей человека. Из колыбели человечества Земля с ее окружающей средой превратится в надежный и желанный дом для каждого из его членов19.

Новый этап научно-технической революции является необходимым способом реализации требований закона оптимального соответствия характера развития общества и состояния природной среды. Степень реализации этого закона означает в то же время степень эволюции биосферы в ноосферу.

3.4. Экологическая культура

Исторические судьбы цивилизации самым непосредственным образом зависели от того, как развивалось взаимодействие людей с природой. Существует предположение, что упадок культуры целых народов был в значительной степени определен нарушением природных условий существования в результате неумеренной и неправильной эксплуатации природных ресурсов. Особенно это было характерно для цивилизаций, связанных преимущественно с земледельческим характером производства в экстремальных климатических условиях. Например обширные пространства пустынь Северной Африки, Месопотамии, Средней Азии отличались когда-то, судя по раскопкам, густыми лесами и полноводными реками. Неосторожное использование огня древними людьми для освобождения земель от леса, слишком интенсивная обработка почвы и чрезмерный выпас скота привели к тому, что в аридных климатических условиях этих мест происходило быстрыми темпами опустынивание, и около 8 тыс. лет назад места, славившиеся богатой природой и высоким уровнем развития цивилизации, оказались засыпаны песками.

К. Маркс, познакомившийся с исследованиями Фрааза о роли почвенного покрова и климата в истории общества, заметил, что если цивилизация развивается стихийно, то она неизбежно оставляет после себя пустыню, затрудняя тем самым возможность своего собственного существования.

Резкое возрастание масштабов и темпов развития общественного производства в эпоху НТР обостряет противоречие между обществом и природой, которая обнаруживает свои ограниченные естественные возможности обеспечить масштабное и ускоренное потребление ресурсов. Возникла необходимость дополнить и усилить естественные возможности биосферы искусственными средствами управляющего воздействия со стороны людей с целью оптимизации обменных процессов между обществом и природой. Тем самым открывается новый важный этап в развитии взаимодействия общества и природы, а также и в истории цивилизации в целом.

Если до сих пор понятие «культура» охватывало лишь ту часть природы, которая непосредственно осваивалась человеком, то теперь необходимо распространение его на всю природную среду существования человека, включая прежде всего, биосферу, а затем и прилегающие к ней области земных недр и Космического пространства.

Под культурой в данном случае подразумевается прежде всего изменение самого характера отношения людей к природе, с тем чтобы оно строилось как осознанное не только в целях использования отдельных ее явлений и процессов, но и на основе понимания всей системы связей, существующих в природной среде и обеспечивающих ее целостный, жизнепригодный характер. Такое отношение к природе предполагает качественно новый уровень ее познания и практического использования, когда предметом исследования и основой деятельности становятся, помимо тех законов природы, которые учитывались раньше, также экологические законы, т.е. законы саморегуляции биосферы и ее компонентов.

Единственным способом учета требований законов саморегуляции сложных систем является столь же системное изменение всей структуры нашей'деятельности, а это и означает преобразование ее культуры.

Культура — одно из наиболее сложных понятий, характеризующих человека не только как творца материальных и духовных ценностей, но и сам способ его созидательной деятельности.

Если раньше подчеркивалась природопреобразующая функция культуры и она даже определялась через противопоставление природе, то теперь настало время рассматривать как не менее важную природосохраняющую функцию культуры и определять ее через совмещение с природой.

Такое понимание культуры означает ее экологический смысл как способа воссоединения человека и природы в отличие от прежнего смысла, который означал разъединение человека и природы вплоть до их противопоставления. Преобразование культуры на экологических началах требует радикального изменения всей системы ценностей общества и прежде всего новой парадигмы духовной и поведенческой структуры человека. Главной осью традиционной культуры является антропоцентризм, воспринимаемый как основа гуманизма. Экологическая культура выстраивается вокруг парадигмы биосфероцентризма или, как иногда говорят, экоцентризма. В конечном счете эта парадигма также выходит на человека как основную цель общественного развития, но не прямо, как раньше, а опосредованно через задачу сохранения природной среды общества. Отмеченное различие очень важно, так как определяет всю остальную систему приоритетов в экономической, политической, правовой и других сферах общественной жизни.

В свете сказанного становится понятной несостоятельность оппонентов экологической системы ценностей, обвиняющих ее в противостоянии гуманистическим идеалам.

Гуманизм экологической культуры более глубок и основателен перед лицом экологической опасности. Он исходит из учета реальных возможностей биосферы обеспечить подлинно человеческие условия существования жителям планеты. Человек должен не просто осознать себя как частицу природного Космоса, но самое главное — понять свою созидательную, поддерживающую этот Космос роль. С позиций такого осознания становится возможным переход от концепции саморазрушительного теперь антропоцентризма к более конструктивной и дальновидной концепции витацентризма с органически присущей ей ответственностью человека за все формы жизни. Тем самым выстраивается система ценностей в том порядке, который выглядит как бы противоположным традиционному, но именно он является единственно допустимым и спасительным в современных условиях: от задач поддержания природы — к задачам социального развития.

На место заносчивого «все для человека» приходит мудрое «все для биосферы, природы» и только затем для человека, насколько это допускается природой, законы которой по мере их познания и нашего подчинения им делают нас подлинно свободными и сохранными от напастей.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

• Выход общества из экологического кризиса представляет собой чрезвычайно сложную, многостороннюю задачу, решение которой потребует мобилизации всех сил человечества и предполагает целый ряд этапов.

• Первым этапом уже стало более простое, но весьма дорогостоящее решение проблемы — блокирование загрязняющих среду выбросов с помощью довольно сложной и громоздкой подчас системы очистных сооружений, создаваемых в первую очередь на наиболее опасных в экологическом отношении предприятиях. Этот процесс должен охватить также территории городов и селений, всю потребительскую сферу, то есть все очаги загрязнений, которые порождаются любыми видами деятельности людей.

• Этап создания сервотехнологий и сервотехники при всей своей важности не дает полного решения проблемы, поскольку удорожание производства и быта по мере повышения процента очистки выбросов достигнет в конце концов такой степени, что превысит стоимость самих объектов, оснащаемых сервотехникой.

• Одновременно с сервоэтапом предполагается переход к следующему этапу — замена существующей «отходной» техники и технологии техникой малоотходной и в перспективе безотходной, при которой любые виды отходов после соответствующей переработки будут использоваться как сырье для других видов производства. Этот этап предлагается назвать этапом экотехники и экотехнологий. Те отходы, которые будет невозможно использовать как сырье для вторичной переработки, должны быть нейтрализованы до безопасного для жизни состояния и складированы надежным образом.

• Что касается энергетики, то она должна переводиться с топливной (добавляющей отходы) на возобновимую (не добавляющую отходы), основным источником.которой являются солнечная радиация и ее производные виды энергии (гидравлическая, ветровая, энергия биомассы и т.д.).

• Выполнив эти два экологических условия (безотходность в использовании вещества и возобновимость в использовании энергии), люди обретут, наконец, свойство экологического самообеспечения и станут, по сути дела, вторыми после зеленых растений автотрофами на планете.

• Такое преобразование человека будет означать появление на Земле нового вида разумных существ, которые можно определить как HOMO ECOLOGUS.