Смекни!
smekni.com

Империи в мировой истории (стр. 2 из 16)

(Брокгауз - Ефрон).

Имперiя, лат., у римлян Imperium - высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему ее в законодательстве, верховном суде, в решении вопроса о войне и мире; временно, как высшее полномочие, переносилась на выборных сановников; со времени Ю. Цезаря и Августа обладателями ее стали императоры. Позже И. стала обозначать территорию, на которую простиралась верховная власть.

(Малый энциклопедический словарь. Т.1, вып. 2. СПб., 1907).

"Импер i я ж. латин. Государство, которого властелин носит сан императора м. Неограниченного, высшего по сану правителя."

(Словарь В. И. Даля)

Империя (лат. Imperium - власть ) - 1) наименование некоторых монархических государств, преимущественно крупных... 2) И. - крупная империалистическая колониальная держава с ее владениями".

(Юридический словарь)

ORIGINS OF THE EMPIRE AND SOURCES OF IMPERIAL IDEAS There was no inherent reason why, after the fall of the Roman Empire in the West in 476 and the establishment there of Germanic kingdoms, there should ever again have been an empire, still less a Roman empire, in western Europe. The reason this took place is to be sought (1) in certain local events in Rome in the years and months immediately preceding Charlemagne's coronation in 800, and (2) in certain long-standing tendencies that made this particular solution of a difficult situation thinkable. These long-standing tendencies are to be regarded as preconditions rather than causes of the coronation; they do not account for it, but without them it is difficult to imagine how it could have taken place. The first is the persistence, despite the fact that it was no longer a political reality west of Italy, of the idea of the universal and eternal Roman Empire. The importance of this tradition may easily be exaggerated. After the establishment of the Germanic kingdoms, kings such as Clovis in Gaul and Theodoric the Great in Italy were glad to accept Roman titles from the Byzantine emperor, who sought to maintain the formal unity of the Roman Empire by treating them as his vicars and lieutenants; but this was a short-lived expedient. By the 8th century any sense of belonging to the empire, by then confined to eastern Europe, had disappeared in the West.

(Энциклопедия Британника)

Как видим, везде выделяется практически только один признак -большая власть в руках одного человека. Этот признак - чисто внешний, во-первых, а во-вторых, никто почти и не задумывался о причинах появления такого рода власти. Термин "империя" возник в определенной социально - экономической и культурно - идеологической (не этнической!) ситуации и именно тогда приобрел свое "корневое" значение. Ситуация эта связана с "уходом", вернее, трансформацией полисной системы в рамках формирующегося регионального государства. Переход этот осуществлялся в разных регионах Евразии несинхронно. В Средиземноморье он пришелся на первые века н. э. Таким образом, период империи - это и есть период трансформации полисной системы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Полисная система.

Эта система связана с существованием так наз. городов - государств. Классическим примером является древнегреческий полис. В Италии это был civitas , в Древнем Египте - ном. Он состоял из городского поселения и земледельческой округи (хоры). Вместе с полноправными гражданами здесь жили свободные, но неполноправные жители (метеки (чужеземцы), периэки (потомки захваченного греками коренного населения), вольноотпущенники, а также рабы. На примере Римской империи мы видим, что формируется понятие "мира" ( pax): Слово это происходит от глагола pacisci (договариваться, условливаться, приходить к соглашению) и имеет несколько значений, очень важных в нашем случае:

мир,

покой, спокойствие. Отсюда:

Pax Romana - часть мира, где наведен порядок, куда распространен один, универсальный, единый образец.

Подобные идеи мы встречаем, собственно говоря, в любой цивилизации. Русская община называлась "миром". Греки область своего обитания связывали с космосом, в отличие от других областей, где господствовал хаос. У мусульман есть деление на "область веры" и "область войны". Сам термин " imperium " в это время отражает свою основную регулятивную функцию. В переводе с латинского языка он означает буквально приказ, приказание. Этапы его эволюции таковы:

По происхождению он связан с римской семьей. Первоначально империумом обозначалась совокупность прав хозяина дома над членами своей семьи.

Затем он постепенно перешел в военную сферу и стал означать командование каким-либо отрядом. Это неудивительно, первые римские отряды составлялись по семейно - родовому принципу.

По мере развития италийско - римского общества так стала называться высшая и неделимая распорядительная власть рэксов ( rex - от слова regere , править, управлять), т. е. первых гражданских правителей.

В период Республики империум включал в себя командование войском с некоторыми привилегиями (например, право на триумф). Стали постепенно различаться империумы магистратов, консулов, частных лиц, наместников в провинциях и т. д.

При Октавиане Августе значение слова было значительно расширено и стало основой и гарантией власти принцепса.

Imperium Romanum стало означать Римскую империю, которая к концу республиканского периода стала охватывать весь тогдашний мир ( orbis terrarum).

Идея смешанного государственного устройства разрабатывалась еще древнегреческими философами:

Архит Тарентский (4в. до н. э.): наилучшее государственное устройство должно состоять из сочетания всех политических форм;

пифагореец Гипподам (сер. 5в. до н. э., изобретатель системы правильной планировки городов): "Законы будут особенно прочны в том случае, если государство имеет характер смешанный и составлено из всех форм государственного устройства";

для Платона идеальной является такая форма правления, в которой "сливаются все виды и состояния государственных правлений", ибо "материнские" формы несовершенны: монархия - олицетворение неумеренной власти, демократия - неумеренной свободы.

Аристотель: "Некоторые полагают, что лучшее государственное устройство - смешанное из всех форм...Итак, кто думает, что следует соединять различные формы государственного быта, рассуждает правильнее, ибо государственное устройство, сложенное из многих других, действительно лучше";

Развивал его идеи Полибий: военные успехи Рима обусловлены его наилучшим государственным устройством.

"Корневое" значение и назначение термина - регулирование различных отношений. Это - отношения между этносами. Многие римляне считали, что величие и несокрушимость Рима связаны с идеей объединения всех народов под властью "вечного города". Особенно много об этом говорят:

Клавдиан (из Александрии): "Это мать, а не госпожа: она дала имя граждан тем, кого подчинила; узами любви она соединила отдаленные пределы земли. Благодаря водворенному ею миру, иностранец всюду находит родину. Мы можем путешествовать, не опасаясь; для нас шутка посетить Фулу, проникнуть в самые отдаленные страны, пойти напиться по своему усмотрению из Роны или Оронта. Она соединила все народы в один". Постоянной обязанностью Рима было установление дружбы между народами:

Она единственная, кто приняла

Побежденных в свои руки и взлелеяла

Человеческую расу как единое целое,

Обращаясь с людьми, как с детьми, а не рабами.

Она назвала их гражданами Рима

И связала дальние миры узами верности.

Пруденций (из Испании): "Теперь во всей вселенной живут точно граждане одного города или родственники, занимающие один дом. Из самых отдаленных стран с противоположных берегов моря приходят к одному судилищу, подчиняются одним законам. Люди, чуждые друг другу по рождению, сходятся в одни места, привлекаемые торговлей и искусством; они заключают союзы и соединяются браками. Так происходит смешение крови и из многих племен образуется один народ";

Симмах (из Рима) ставит в заслугу Риму объединение под своей властью всего рода человеческого;

Рутилий Наматианский (галл по происхождению): 1) Рим "дал отчизну одну столь различным народам; полезно было под иго твое им против воли попасть";

2) Рим - это genetrix hominum (мать людей), ибо объединил под своей властью людей всего мира:

"Обнял и ты целый мир, покоренный единством законов,

в общем союзе живут люди под волей твоей.

Все уголки государства тебя прославляют как бога,

шею свободно неся под миротворным ярмом"...

"...Жизни грядущей твоей нет пределов, пока неизменно

эта земля простоит в с небом мерцающих звезд".

Иероним был уверен, что падение "вечного города" поведет за собой по этим причинам гибель всего мира и конец земного существования людей: "Покорен город, который покорил всю вселенную...Погас светоч мира и с падением одного города погибло все человечество" ( in una urbe totus orbis interiit) Þ близко время Антихриста.

Это - отношения меж членами соседской территориальной общины. Если в родовой общине отношения ее членов регулировались с помощью выработанной тысячелетиями или даже заимствованной из животного царства поло - возрастной иерархией (все обозначения "родства", т. е. дед, отец, сын, внук, мать, тесть etc. Обязательно имели функциональную нагрузку), то теперь нужна другая система. Кстати, она тоже будет иерархична (традиционное общество в принципе не приемлет идею равенства, она появится только в мозгу горожанина эпохи процесса первоначального накопления капитала) и будет пользоваться терминами родства, наполняя их, по сути, иным содержанием. Вспомним античную или средневековую дипломатию: могут быть "братские" отношения между государями, но могут быть и отношения типа отец - сын, отец - внук и даже дед - внук. В современной Японии это используется даже в бизнесе, в производстве и дает часто неожиданный для европейцев огромный эффект. Далее, это - отношения между языками, культурами, экономиками, организация совместной экспансии или обороны, распределение продуктов, добычи, рабов и т. д. и т. п. Но это не "коммунальная квартира", а "семья". До поры, до времени. Пространство империи обязательно ограничено: