Смекни!
smekni.com

Империи в мировой истории (стр. 5 из 16)

Разумеется, большую роль сыграло и христианство, своими универсалистскими, уравнительными идеями укреплявшее идею обязательной для всех людей веры и государственности:

ап. Павел: "все и во всем Христос" (Кол 3,11).

ап. Павел: " Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, но в простоте сердца, боясь Бога" (Кол 3,22).

Именно во времена евразийских империй возникают мировые религии. Слово "мировые" пришло к нам из глуби веков и кардинально отличается по своему значению от современного: оно означает, что был 1) установлен мир между различными народами и племенами, воевавшими друг с другом, ибо в тех условиях только насилие могло помочь решить их экономические и демографические проблемы, 2) объединен весь видимый мир, до "культурного" горизонта, т. е. до тех пределов, за которыми начинаются чужие культуры и народы, а скорее, просто чужие цивилизации. Именно во времена евразийских империй происходит становление всех крупнейших религий:

в Средиземноморье - Европе (зона "поля", т. е. аграрной цивилизации) сложился католицизм,

православие объединило "лесные" районы,

сфера влияния ислама - "степь" (степи, пустыни, полупустыни),

протестантизм как "городская" религия, религия одинокого человека,

буддизм (хинаяна как "метрополия" и махаяна как "периферия") - субтропики, где человек основательно, но не абсолютно зависит от природы и потому стремится к консенсусу с ней, разделу "сфер влияния",

конфуцианство как "религия" зоны перманентного перенаселения,

в джунглях, на море, в горах, в тайге религии не "работают". Человек практически абсолютно зависит, по крайней мере, в древности и в средние века, от природы. Здесь человек - гость, а это значит, что действует принцип "Тайга - закон, медведь - хозяин". Живущие здесь Маугли, Шурхенды, Дерсу Узала выглядят "бирюками" и имеют свою философию жизни, почти не совпадающую с какой-либо религией.

Universum - происходит от латинского слова. Как синоним часто использовалось выражение summa rerum (можно перевести как совершенство вещей, совокупность, суть происходящего, мир как целое). В связи с этим означает мировое целое, мир, вселенную. Отсюда следует и одно из значений империи как сущности мира, его формы, объединяющей частности.

Термин и соответствующее представление пришли в политическую сферу из философии. Платон и Аристотель считали, что единичное надо объяснять и выводить из довлеющего над всем целого, ибо универсум есть целое. Подобных взглядов, как в философском плане, так и политическом, будут придерживаться в последующем Фома Аквинский, Гегель и др. Против индивидуализма будет выступать и социологический универсализм.

Historia - в переводе с латинского: исследование (как постижение истины!), знание (как совокупность и энциклопедия!), история Litteratura - в переводе означает написанное, запечатленное (т. е. попавшее на скрижали истории!), образованность, ученость. Фактически речь идет о складывании универсальной и единой для всех подборки текстов, их "канонизации". 24 Евангелия - не литература, 4 Евангелия - Литература!

Socium - в переводе с латинского означает общий, совместный, союзный

Aera (система летоисчисления, принятая до сих пор, = аббревиатура выражения ab exordio regni Augusti - "от начала царствования Божественного: - Гораций: "Юпитер, громы мечущий, - верим мы - царит на небе: здесь на земле к богам причтется Август")

Libertas - свобода. Появляется новое понимание свободы. В родовом обществе свободным считался человек, который был свободен от несовершенства, чего-то добился (отличился на охоте, например) и получил всеобщее признание. Ему разрешалось пренебрегать некоторыми запретами. От общих запретов освобождался выбранный вождь, жрец и т. д. У них были свои запреты, в рамках их круга, но в глазах всего племени они считались свободными. Такое понимание свободы стимулировало доблесть, физическое совершенствование и т. д. Таким образом, идея самосовершенствования и идея гармоничного развития опирались на такое понимание свободы, при котором максимальную пользу получал коллектив в целом.

Поскольку происходит разрыв родовых связей, начинают формироваться "соседские" коллективы, неизменно будет меняться и понимание свободы. Этапы такие:

свобода от отцовской власти,

свобода от услужения,

возможность действовать по собственному усмотрению (разумеется, в рамках запретов, установленных законом), т. е. право начинать свой собственный ряд событий,

свобода римского гражданина как апогей развития личной свободы. Он может действовать, как ему заблагорассудится, но он никогда не сделает чего-то вредного для общества.

свобода государства действовать по своему усмотрению для установления "истинной" свободы и "истинного" порядка (т. е. соответствующих "истине").

Таким образом, государство добивалось необходимой гибкости в проведении своей достаточно жесткой политики по установлению единого порядка (универсума), но отдельный человек получал некий "люфт" для своего поведения. Средневековое христианство воспримет эту гибкость:

основная масса людей = люди плотские (у гностиков - гилики, от гиле= материя) = carnales (плотские люди). Они практически приравниваются к язычникам.

есть "достаточное" христианство. Можно соблюдать десять заповедей, подавать милостыню, ходить на исповедь и т. п., иметь "веру" и ты попадешь на небо. В какой-то степени, это тоже идет от гностиков (психики - люди, обладающие верой и потому попадающие на небо).

есть "монашеский путь спасения", идеал которого обосновал Аврелий Августин. Для немногих!

есть белое духовенство.

Три последних категории объединялись словом "клир" (от греч. "клерос" - надел, удел, наследие). Оно тоже эволюционировало. Сначала все христиане именовались "уделом божьим" среди язычников (церковь, пастыри и стадо). С 3в. н. э. clerici (spirituales , духовные ) = только служащие при церкви, в отличии от людей стада ( laicus) . Еще ап. Павел, ссылаясь на учреждение левитов, которые "совершают богослужение, вкушают священную пищу, служат алтарю и научаются от алтаря", заявил, что и в Новом завете Господь установил, чтобы те, кто проповедует Евангелие, жили от благовествования (1 Кор 9, 4 - 14; 2 Кор 11,9).

Появится и духовная иерархия:

внешние заботы об алтаре,

преподавание Слова Божьего,

совершение таинств,

заведование "духовными делами" пасомых.

Декрет Грациана (12в.) перечисляет 9 священных чинов (ordines sacri) . Иерархия будет расширяться, но "9 чинов" останутся основными.

Individuum (то, что не делится, неделимый, связано с греч. атом = атом) - новое понимание человека. Он становится низшей единицей (т. е. частью общества, единицей измерения, права и т. д.) и, в то же время, стал отделен окончательно от животного мира. Римляне уже не связывают свое происхождение с каким-то тотемным животным. И по этой причине тоже происходит переход к пониманию богов как антропоморфных и духовных существ, а затем произойдет отрыв от антропоморфности к "чистой" духовности.

Termin ( terminus) - такое понятие появляется впервые. Этапы эволюции:

вначале означал пограничный камень, межевой знак. Отсюда Термин = римский бог границ и межей.

границы, пределы.

окончание, конец, Конечная цель .

Отсюда, это слово означает одно значение (из куста значений), которое становится общеупотребительным и обязательным для всех, определяя границы действия понятия. Далее будет происходит энциклопедизация этих понятий (Тора - Танах - деятельность апостолов Павла и Петра - апологетика - патристика - "последние римляне" Боэций, Кассиодор, Исидор и др. - энхиридионы, энциклопедии - суммы).

Это повлияет на новое понимание закона, который пусть и кажется неправильным для одного человека, но понимание его происходит только на уровне коллектива ( dura lex, sed lex). Всеобщность закона позволяет человеку освободиться от "совести". Именно это, видимо, имел в виду Христос, когда противопоставил свое "царство" миру и говорил о восстановлении "закона" (новая культура начинает с прав отдельного человека).

Основная причина возникновения и формирования имперской системы в Средиземноморье кроется в трансформации полисной системы (системы городов - государств) в сложное, а в идеале, если уж и не в итоге, и централизованное государство.

"Лоскутки" (различные этносы, социальные группы, экономики, языки, культуры, религии etc. ) "сшивались" в пестротканое полотно империи. "Коммунальная квартира" постепенно превращалась в единую "семью", члены которой вступали во все более и более тесные связи друг с другом. Этот процесс, в частности, достаточно хорошо изучен на материале истории философии и религии. Синтетический характер философии того времени выразился в ее сакрализации и формировании синтетических вариантов философии (гностицизм, неопифагореизм, неоплатонизм), религии (христианство, манихейство, ислам), языков (вульгарная латынь), ересей. Поскольку имперская система есть непрерывный процесс трансформации полисной системы, в ней самой изначально заложены возможность, опасность и даже неизбежность ее гибели. Это связано, во-первых, с тем, что входящие в империю "лоскутки" (города - государства, союзные государства, присоединенные территории) получают небывалые доселе возможности роста и расцвета. Они исторически гораздо быстрее переходят на новый уровень развития, скажем, из племен становятся народностями, из народностей народами, из народов нациями. Им не надо тратить силы, людские ресурсы и средства на оборону, на развитие самодостаточной, а, значит, и автаркизованной, замкнутой экономики. Империя становится для них "матерью" (например, Россию современные народы Средней Азии даже сейчас воспринимают как "Россию - мать"). Во-вторых, процесс трансформации подразумевает ломку прежних этнических, политических, социальных, экономических структур, происходит и религиозное "разоружение". Так, "имперская" религия христианство, сломав прежние культы и мифологические системы, "идеологически" разоружило население Римской империи перед лицом варварской опасности. Вместо прежних "земных" ценностей (патриотизм, служение роду, семье, гармоническое развитие, самосовершенствование и т. д.) приходят новые ценности, с ориентацией на "Небо" (Небо, Бог - здесь выражение надклассовости, космополитизма, универсализма, общечеловечности. И. Христос по сути обвиняет иудейский закон и иудеев в узости мышления и сужении Божьей воли до уровня одного этноса, когда говорит: "Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел я, но исполнить" (Мф 5,17). Ему вторит и ап. Павел: "...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол 3,11). В целом и итоге это означает, что империя становится уязвимой, колоссом на глиняных ногах и достаточно случайного, не очень сильного толчка, чтобы она распалась. Империи, как правило, гибнут "без единого выстрела". Слова А. Момильяно о том, что происходит "падение империи без грохота" свидетельствуют именно о процессе ее трансформации. Добавлю также, что представление о том, что империи гибнут от "старости" вряд ли верно абсолютно. Здесь я не согласен В. Л. Махначем или Л. Н. Гумилевым. Они могут погибнуть и молодыми. Примеры: Каролингская империя, Анжуйская империя, Советский Союз. Вариантов здесь может быть два.