Смекни!
smekni.com

Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность (стр. 2 из 13)

Если «Нарысы» были первым шагом, то работа П.Г.Чигринова, опубликованная в 2000 г. является последним исследованием такого плана. Интересующий нас вопрос излагается автором в более сжатой форме нежели это было в «Нарысах», тем не менее, присутствует характеристика БСГ выступавшей за автономию Беларуси с местным сеймом в Вильно [17].

«Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. Часть II» – данное издание было сделано в 1993 году и является одним из важнейших изданий касающихся общественно-политической жизни на Беларуси. В нем подаются программные установки партий, существовавших в то время на Беларуси в силу многопартийной системы. Для нас представляет особый интерес часть II данного издания, ибо именно в ней мы находим все необходимые нам сведения по созданию и становлению Белорусской Социалистической Громады на Беларуси. Это издание еще ценно тем, что мы имеем возможность, целиком и полностью видеть программные установки данной партии с учетом специфики того времени [18].

Еще одним немаловажным источником является изданный сборник архивных документов в 1998 году под названием «Архівы Беларускай Народнай Рэспублікі». Из данного источника мы можем почерпнуть переписку Антона Луцкевича с общественно-политическими лидером на Беларуси Язэпом Варонко. Так же здесь помещены ряд документов касающихся образования БНР [19].

Заканчивая свою краткую характеристику историографии проблемы следует сказать, что несмотря на обилие появившихся в последнее время статей изучающих деятельность Антона Луцкевича и белорусскому национальному движению в целом, не достает источниковой базы, особенно важных для «молодых» белорусских исследователей, т.е.остро нужны работы, которые позволили бы свободно пользоваться необходимыми документами того периода.

Что касается характеристики источников, то первыми и важнейшими источниками являются воспоминания самого А.Луцкевича опубликованные в «Спадчыне» и «Полымя». В статье «Польская акупацыя у Беларусі» автор осуждает польский режим, который сформировался на территории Беларуси в те годы. Это было время когда Беларусь была поделена на части и постоянно на ее территории проходили боевые действия.

В этой работе автор полностью дает характеристику геополитики Беларуси того времени [71]

Следующим по важности источником являются воспоминания тех людей, которые так или иначе, сталкивались с А.Луцкевичем и оставили о нем свои записи. Это прежде всего воспоминания Вілінны Витан-Дубейновской «Мае успаміны» [50]. Я.Петровского “Антон Луцкевіч – арыстакрат беларускай думкі” [82], работа Т.Данилюка “Мае успаміны аб службе у беларускіх вайсковых фармаціях і уделе у беларускім узброеным змаганне 1917-1921 гг.” [59]. Исследователь данной проблематики историк Н.Недасека в 1998 году опубликовал свою работу под названием “1918-1948 Да трыццатых угодкаў найвызначнейшых падзеяў нашага нацыянальнага руху” [62]. Следующей работой касающейся образования Белорусской Народной Республики является труд белорусского историка Кравцова М “Рада Беларускай Народнай Рэспублікі” [61]. Недавно опубликованная работа, раннее запрещенная в период советской историографии, как и ряд других предыдущих работ других авторов, использованных в данной дипломной работе. Опубликованная в 1997 году Язепа Лесика “Творы: Апавяданні. Казкі. Артыкулы.” [47] и другие.

Так же ценна и работа З.Жылуновича опубликованная в 1991 году “Нацыянал-дэкократы за працай”.По своей сути носит обвинительный характер, но имеет ряд ценных источников, опубликованных им при написании своей работы [65].

Следующая, не менее важная часть источников это программы документов партий и организаций, в которых работал А.Луцкевич. Они использованы в данной дипломной работе

Эти и другие работы, которые использованы для написания дипломной работы будут оценены, прежде всего, исходя из данной темы для достижения поставленной в работе цели.

При написании дипломной работы были использованы следующие методы исторического познания: историко-генетический, историко-системный, цивилизационный подход и принцип историзма.

Применение историко-генетического метода позволяет проследить общественно-политическую деятельность А.Луцкевича от начала формирования его мировоззрения политической деятельности и попыток реализации в жизнь национального вопроса.

Благодаря историко-системному методу можно дать анализ общественно-политической деятельности А.Луцкевича, при этом учитывая сложившуюся политическую обстановку на Беларуси начала XXвека.


2.1 Формирование мировоззрения А.Луцкевича и начало его политической деятельности (1896-1906)

Национальное движение начала XX века не мыслится без А.Луцкевича. Чтобы понять побуждения этого человека, необходимо окунутся в ту эпоху и среду, в которой вырос будущий лидер белорусского национального движения.

Отец Антона Луцкевича – Иван – отставной капитан, участник Крымской войны и защитник Севастополя. Его второй брак с Зосей Лычковской продолжался до самой его смерти. Именно от этого брака и родился А.Луцкевич. Произошло это 29 января 1884 года. О его рождении сохранилась метрическая запись: «1884 года февраль 19 дня в Шавлинском приходном римско-католическом кастеле… определен младенец именем Антон…Дворян…сын родившийся 1884 года января 17 дня в городе Шавли» [18, с.293].

Отец Антона не был богачом если после ухода с воинской службы вынужден был определиться по железнодорожному ведомству [9, c.92]. После его смерти в 1895 году мать Антона со всеми его братьями и сестрами переехала в Минск. Именно здесь с 1897 года Антон и его брат Иван начали учиться в классической гимназии и «учились как дети участника Крымской войны за казенный счет» [18,с. 294]. Здесь 16-тилетний Иван и 13-тилетний Антон познакомились с Карусем Каганцом, которому в то время было 28 лет. Причина тому незавидное финансовое положение. Ещё в Либаве гимназист Иван Луцкевич увлекся историей, и сопоставляя те знания, которые у него были и слушая своих преподавателей Иван пришёл к выводу, что его обманывают. Все свои мысли он передал Антону. Тем самым видя различие в языке, культуре и традициях, братья уже здесь открыли для себя «существование белорусского народа» [9,с.89].

Тем самым, можно с уверенностью сказать, что у братьев Луцкевичей были общие интересы. Они выросли в кругу ополяченной шляхты, рано осознали себя белорусами.

Итак 1897 год можно считать отправной точкой, от которой началась общественная и политическая деятельность. После окончания Минской гимназии в 1902 году братья поступили в Петербургский университет. Антон Луцкевич занялся естествознанием, Иван же напротив юриспруденцией. Став студентами Антон и Иван Луцкевичи сблизились с земляками-католиками, выходцами из Северо-западного края. В Петербурге существовала специальная «католическая» столовая, где собиралась белорусско-польская; литовская молодёжь [5,c.7].

Здесь в 1902 году они познакомились с Вацлавом Ивановским, именно вокруг этого человека организовывались студенты-белорусы. Ивановский был немного старше братьев Луцкевичей. Ему было 22 года, он имел неплохие организаторские способности.

Ивановский собрал вокруг себя близких по духу и убеждению людей, что позволило ему «организовать кружок «Белорусского народного образования»» [19,c.42]. Вполне естественно, что на голом месте невозможно было организовать подобной организации. Как отмечал Ф.Турук, своеобразное общество студентов-белорусов существовало ещё до 1902 года и не имело строгой организационной формы, напоминало скорее дискуссионный клуб [4,c.23]. Организация в своей деятельности на первое место ставила печатание белорусских книг [9,c.8]. Под свой контроль организация брала возникновение белорусской школы для народа, вела работу среди питерских студентов и рабочих – выходцев из Беларуси, устраивали вечера, создавали свой фонд [9, c.95], благодаря которому удалось выдать сборник стихотворений Янки Лучины (И. Неслуховского). В том же году была организована и Белорусская революционная партия, но развернуть работу ей не удалось. Участвуя в общественной деятельности, Антон Луцкевич понял, что возрождение народа невозможно без «свержения самодержавия» [19,c.42]. Так же как и строительство национальной культуры возможно будет только тогда, когда власть в России перейдёт в руки демократии и Беларусь получит автономию. Для братьев эта работа дала необходимый опыт, который пригодился им в скором времени. Как уже упоминалось выше в 1902 г. была создана БРП «на съезде представителей студенческих и ученических кружков Минска, Вильно и Петербурга» [21,c.198]. Лидером её являлся всё тот же Вацлав Ивановский, единственный документ, который сохранился до наших дней от этой организации, является воззвание «к интеллигенции». Работая в кружке братья Луцкевичи осознавали, что путь к возрождению и освобождению нашего народа лежит через политическую борьбу. К такому выводу Антон и его брат Иван пришли благодаря многим факторам. Но прежде всего следует отметить, что к осени 1903 года сформировалось ядро будущей партии и к концу года были сформированы основные положения Белорусской Революционной Громады [9,c.95]. Прежде всего, это пробуждение национального самосознания белорусов, которое по нашему мнению, является решающим, т.к. народ не осознавая себя белорусами не воспримет остальные положения программы, далее идут требования «национальных свобод для белорусов (белорусские школы, право белорусского языка)», также право на автономию, и довольно остро стоял вопрос о свержении самодержавия власти. Передача земли крестьянам, заводы – рабочим. При всей своей примитивности, тем не менее, она, как отмечает А.Луцкевич, потянула за собой лучшие элементы среди белорусской молодёжи [5,c.10].