Смекни!
smekni.com

Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность (стр. 8 из 13)

Следующим этапом деятельности А.Луцкевича была его борьба с польским правительством за признание независимости БНР. Он считал, что единственной формой борьбы своего политического существования, обеспечивающей возможность хозяйственно-экономического прогресса политическая независимость [60,с.210].

После начала оккупации Польшей белорусских земель, так называемый исполком демократических организаций направил телеграмму Польскому правительству о недопущении вмешательства в дела Беларуси. Но, как отмечает В.А.Круталевич: «Одно дело – принимать резолюции, а другое – располагать силами, социальной опорой, чтобы реализовывать свои намерения» [7,с.90].

В этих условиях А.Луцкевич продолжает работать, а они были крайне тяжелыми, выбивающими из колеи. Как отмечает сам Луцкевич в своем дневнике за 6 января 1919 г. положение было тяжелое: «Теперь дело. Деньги – это дело нашей правительственной акции вообще: если их не будет, то хоть ты возвращайся в Вильно и работай только культурно, так и сделаю, если не сумеем достать» [68,с.221]. Так, в принципе он и сделал, но намного позже. Надежда умирает последней. Так думал и А.Луцкевич летом 1919 г., когда уехал в Париж на мирную конференцию, где надеялся на международное признание БНР и право белорусского народа на самоопределение. Шансов было не много, т.к. на советской основе уже была провозглашена сначала БССР, потом Лит.-Бел. Думаю, поэтому, а также по причине: «не мешать Польше», Луцкевич был приглашен в Варшаву на переговоры. Это был политический ход Польского правительства для того, чтобы отстранить с Пражской конференции человека, совершенно не нужного для Польских планов по отношению к Беларуси. И А.Луцкевич «купился» на это предложение. В результате его не выпустили из Варшавы до окончания конференции. Хотя «22 октября 1919 г. состоялась встреча А.Луцкевича с начальником Польского государства Ю.Пилсудским» [69,с.177]. Как известно результатов эти переговоры не принесли никаких. Создавая собственное государство, Польша не считала необходимым считаться с белорусскими национальными деятелями. Вполне естественно, что «верхушка польского общества «в штыки» встретила требование белорусского национального движения о создании самостоятельного белорусско-литовского или белорусского государства» [70,с.192]. Тем более, сам Ю.Пилсудский, руководитель этого государства, отмечал, что край, который он назвал «когда-то Великим Княжеством Литовским и который составляют этнографическая Литва и Беларусь, должен быть присоединен к Польше» [71,с.3].

Тем временем в составе БНР назревал кризис. В декабре 1919 г. большинство членов Рады БНР, которую проводил председатель А.Луцкевич «На следующий день они провели заседание, на котором подтвердили акт 25.03.1918 г.» [19,с.50]. Меньшинство же Рады во главе с А.Луцкевичем «провозгласили себя Наивысшей Радой» [19,с.50]. А.Луцкевич прекрасно понимал, что надежда на равноправную федерацию Польши и Беларуси просто не осуществима в тех условиях. И, фактически, через два месяца после вышеописанных событий «28.02.1920 г. председатель Рады Народных министров и министр народных дел Белорусской Народной Республики Антон Луцкевич подал в отставку и снова стал простым гражданином Вильно» [72,с.10]. Это событие можно считать окончанием очередного этапа в жизни А.Луцкевича.

Становление национальной государственности можно охарактеризовать как жесткое противоборство политических сил. Каждое течение, с учетом обстановки, степени собственного авторитета, вырабатывало стратегию и тактику своего поведения. Кроме того, следует учитывать особые, специфические условия, в которых оказалась Беларусь в 1917 – 1920 годах.

А.Луцкевич возглавил одно из тех течений, которое проиграло политическую игру.

Эволюция взглядов А.Луцкевича на белорусскую государственность не всегда совпадала с политическими событиями, происходящими на территории Беларуси. Если период 1915 – 1917 гг. был более или менее устойчивым, то следующий характеризуется быстрым потоком событий, за которым не успевал не только А.Луцкевич, но и остальные руководители БСГ. Автономия, идея воссоздания Великого Княжества Литовского не была актуальна в 1917 году. Но все же дело даже не в идеях, а в программе и действиях. БСГ не имела поддержки общества Беларуси и не смогла заинтересовать и направит эти массы для осуществления этих идей. Естественно, этому мешал ряд причин, но все же! Исследователи находят их множество. Так, Исполком БСДГ обвинил Германию, т.к. она не позволила «развить все формы белорусской государственности власти БНР» [12,с.24]. Но, позвольте, с какой стати Германское правительство будет сотрудничать с … БНР, если последнее не имело должной поддержки в обществе, не смогло наладить местное управление, не имело настоящей политической силы, способной заставить действовать все слои населения. В этом плане я придерживаюсь мнения У.Я.Казлякова и М.С.Стишкевича, считавших , что «в прямом смысле государством БНР не являлась» [73,с.121]. Так как государство (независимое) предполагает не только оглашение деклараций, но и функционирование реальной системы органов власти на определенной территории, принятие законов и их деятельность, осуществление контрольных функций. Но все же нельзя и недооценивать БНР, т.к., образовавшись 25.03.1918 г., она, фактически, предопределила образование БНР в будущем. Это была попытка создания белорусской государственности, хотя и неудачная. Это понимали и современники.

Единственно, где БНР достигла больших успехов, была культурно-просветительская работа. Работало от 150 до 350 школ, 5 гимназий, Свислочская семинария, Минский педагогический институт, курсы белорусоведения, белорусская консерватория, разрабатывался проект открытия университета в Минске. Под контролем БНР издавалось 28 газет [58,с.46] и многое другое. Но все же это было не независимое государство. К 1920 г., как отмечалось выше, А.Луцкевич разуверился в возможности создания независимого государства путем революции, особенно учитывая сложившуюся в то время ситуацию.

Общественно-политическая деятельность А.Луцкевича на протяжении 14 лет была просто огромной. Благодаря этому человеку, стало возможным существование белорусской газеты, которая выходила весьма продолжительный период. Благодаря ему и его деятельности, был подготовлен фундамент к попытке создания национальной государственности, что обусловило создание белорусского государства на Советской основе. Единственным упущением А.Луцкевича, да и, в целом, белорусских национальных деятелей того периода, была нерешительность в своих действиях в условиях, когда они были просто необходимы.


3. Участие А. Луцкевича в политической и общественной жизни в Западной Беларуси

Как было отмечено выше, 28 февраля 1920 года Антон Луцкевич подал в отставку и стал частным лицом. Но это еще не говорит, что он полностью отошел от политической деятельности. Тем не менее, он в большей степени стал заниматься культурно-просветительской работой, нежели политической борьбой, хотя от последней он не мог откреститься.

Говоря о 20-х годах прошлого столетия, следует отметить, что это был особенный период в истории Беларуси. Были они особенными и в жизни А.Луцкевича, в которой произошли изменения, в том числе и личной. На 37 году жизни он женится, (такие поздние браки были в обычаях того времени). Общественно-политическая и литературная деятельность А.Луцкевича в это время достигла своего расцвета. А.Луцкевич становится идеологом национального движения в Беларуси [74,с.295]. И все же это случилось с А.Луцкевичем, что изменилось его поведение и в целом деятельность? На этот вопрос ответ надо искать в самом Антоне, в его личности. До нас дошла одна из характеристик личности Луцкевича, которая была дана Ю.Витан-Дубеновской: «Антон был спокойный редко выражал свое недовольство был мягкого характера и легко поддавался влиянию … к сожалению не имел руководящих способностей и предвидения в политической обстановке, что особенно проявилось во время болезни и после смерти брата Ивана. Он старался заменить брата» [50,с.45]. Вот ответ на поставленный вопрос, потеряв поддержку брата А.Луцкевич имевший выдающиеся способности и изложении своих мыслей, не имел организаторских способностей то чем владел его брат Иван. Антон Луцкевич в этот период разочаровался в политической борьбе путем революции решив, что парламентский путь будет куда более эффективным и безопасным [51,с.48].

Там в Вильно с марта по сентябрь 1920г., под его редакцией выходят два политических издания. Сборник – «Наша Ніва» и «Памяти Ивана Луцкевича» и брошюра «Польская оккупация на Беларуси» [72,с.10]. Название брошюры говорит о ее содержании, поляки пришли на Беларусь как оккупанты и вовсе не помышляют о признании ее права на государственность. Эта работа выражает мнение Луцкевича к сложившейся в 1920 г. ситуации. Работа имеет с одной стороны разоблачительно осуждающий характер, с другой ярко показывает как польские власти постепенно уничтожают все достижения белорусского национального движения. Ярким примером является случай с паном Скульшем. Как известно все польские общественные и политические круги твердо стояли на мнении разделения Белоруссии и признании ее независимости. Приводится пример как Иван Луцкевич имеющий цель взбаламутить весь политический мир позволил себе сделать в Соймовой комиссии заграничных дел на заседании 22 апреля 1920 года сознательно фальшивое заявление [71,с.5] содержание которой сводилось к тому, что представители белорусского народа за некоторые уступки национального характера согласились на самоуправление Беларуси в границах Польского государства на что Радой БНР был дан ответ, что: «Белорусский народ и его организация стоят за государственную независимость и неделимость Беларуси. Никакое «самоуправление» без государственной независимости, белорусский народ не устроит» [71,с.5]. Это всего лишь один из примеров приведенных в брошюре, там же отмечается разгон белорусских школ, отмечу лишь то, что поляки нашли хороший способ избавится от белорусских национальных школ без крови и лишних арестов, они просто «отказались платить из краевого бюджета деньги учителям» [71,с.13].