Смекни!
smekni.com

Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность (стр. 5 из 13)

В общем А.Луцкевич в своей статье обозначает и сравнивает те проблемы, которые довольно остро стояли в России в это время в отношении свободы личности в сравнении с западными странами, где «писать все законы … имеет право только сам народ». Далее он обозначает те свободы, которые были бы необходимы для свободного народа, т.е. это уже устоявшиеся для западных стран свободы: совести, мысли и веры, слова и печати, собраний и союзов, забастовок [38,с.2].

Что касается статьи «Работа Думы», то в ней А.Луцкевич высказывает надежду, что законы написанные депутатами II Думы, – «будут выражать волю народа» [39,с.3]. Но, тем не менее, проскальзывает неуверенность, будут ли приняты и утверждены те законы, которые разрабатывает Дума на благо народа. Т.е. те силы «без согласия которых постановления Думы не имеет юридической силы» могут воспротивиться так называемой «мужитской» думе. Что в принципе в будущем и произошло.

Следующая статья, которую я хотел бы рассмотреть – «Третья Дума» [40,с.1]. Она была написана после так называемого третьеиюньского переворота. Статья имеет хоть и не радикально, но все же немного осуждающий характер. Здесь упоминается, что новый избирательный закон «отобрал избирательное право у народа» [40,с.1].

Все же и другие статьи А.Луцкевича периода 1906 – 1908 гг. выражали больше просветительский характер. Но в то же время, он показывает в своих статьях, что положение, в котором находится Россия, требует изменений. Изменений через реформистский путь.

Реакция, которая последовала после июньского переворота 1907 г. заставила лидеров БСГ отказаться от подпольной деятельности, да и вообще сузить социально-экономические, политические и национальные требования в легальной печати. Как отмечает сам А.Луцкевич в своих воспоминаниях, 1907 год был годом «провала». Братьям удалось уйти от ареста и созвать конференцию в июле 1907 г. в Докшыцах, на которой было принято решение «о роспуске партии» [22,с.106]. Но деятельность партии фактически продолжалась благодаря реакции «Нашей Нивы», которая собрала вокруг себя актив партии.

В начальный период деятельности «Нашей Нивы» было сделано не так уж и мало. Так, первые три года существования газеты, в ней было напечатано «960 оригинальных статей с 489 сел, а за четвертый год – 660 статей с 321 населенного пункта» [28,с.182]. При условии, что редакция ничего не платила своим корреспондентам. Возникает справедливый вопрос: На что же жил Антон Луцкевич, раз не получал денег от издательства? Прежде всего, как отмечает А.М.Сидаревич, «…деньги он получал от Первого Совместного товарищества страхования жизни… к этому добавить гонорары с русских, польcких и украинских изданий» [41,с.13]. Тем не менее, стоимость одного экземпляра газеты – 5 копеек. Для простого человека, для которого в принципе была адресована «Наша Нива», это была довольно значительная сумма. В 1910 году «на 5 копеек можно было купить 2 фунта … ржаного хлеба, или 1 фунт пшеничного, либо 1фунт мяса» [42,с.3]. Но, не смотря на это, тираж в 4,5 тыс. экземпляров расходился полностью.

Возвращаясь к деятельности А.Луцкевича, следует отметить, что начиная с 1908 года на первое место в его публикациях выходит национальная проблематика: «О белорусском национальном возрождении», «Культурном значении малых наций», «Дело о белорусской школе», «Дума» [11,с.4].

В 1909 г. он довольно выразительно обозначил поворот революционных методов борьбы к творческо-культурной работе, нацеленной прежде всего на просвещение, воспитание национального сознания. Ярким примером тому служат слова самого А.Луцкевича, напечатанные в «Нашей Ниве» за 1911 год: «Мы, белорусы мысли которых выражаются в газете «Нашей Ниве» должны были придерживаться простой и высокой мечты: возрождение нашего народа и края твердо с гордостью отстаивать свои человеческие и гражданские права. Мы должны смотреть через головы разных современных «героев» на 10-30 лет вперед в свое будущее» [11,С.4].

Это значит, что своей целью белорусской народ должен поставить возрождение своей самобытности, культуры, развитие национального сознания. Понятное дело, что редакция «Нашей Нивы» прекрасно понимала, что эта программа была довольно ограниченной. В одной из редакционных статей (1910.№2. 7 декабря) говорится, что в тяжелые времена, которые тогда переживала Россия, многие люди опускали руки. «А мы говорим, – говорится в статье, – не откладывайте большой гражданской работы на завтра. Не опускайте рук сегодня, народ который не умеет ковать свое счастье сегодня, не имеет права на лучшую долю завтра». [16,с.429].

Первоочередной и главной задачей «Нашей Нивы» в тех условиях была борьба за всестороннее национально-культурное возрождение белорусского народа, за признание самого факта его существования. Следовательно, исходя из того, что основой всей национальной культуры является язык народа: «Нам, в первую очередь нужно возродить свой язык. Только возродив родной язык мы сможем поставить на твердую основу наше национальное движение» [16,с.430].

А.Луцкевич, говоря про белоруса, отмечает, что он «не только потерял свою национальную принадлежность но и осмысление своего личного качества как» [11, с.4]. Он отмечает, что многие белорусы представляют себя либо поляками, либо русскими, что невозможно для настоящего сознательного белоруса. Кстати, такая проблема существует и в современности, когда народ, теряющий свой язык, перестает отождествлять себя со своей нацией. Когда патриотизм, как таковой отсутствует, из-за незнания своей истории, из-за национального самосознания и т.д. Многие проблемы н. XX в. повторяются сегодня, и потому необходимо обратится к истории этого периода, чтобы иметь представление, как возрождался народ, сознание которого было порабощено в течение более столетия. Для того, чтобы выйти из этой ситуации А.Луцкевич предлагает следующее, необходимо «расширение и развитие национального сознания у белорусов, а вместе с этим развивать экономическую силу народа … расширять мысль о национализации всех форм народного образования, открыть частные и общественные школы, библиотеки, курсы» [11,с.4].

Как видно, ситуация в н. XX века была куда как более сложная, чем в н. XIX века, через сто лет от изучаемого времени.

Последняя статья А.Луцкевича в «Нашей Ниве», которую я хотел бы рассмотреть называется «Вечная пропасть». В ней он опять же возвращается к проблеме национального возрождения, которое невозможно, как он думает «до тех пор, пока все нации – и крестьяне – земледельцы, и рабочие не смогут внести своей части в общенародное наследие … совместная общественная работа ради общей пользы, вот школа, которая научит народ, как создать лучшую жизнь, как освободится от беды и построить сильный экономический фундамент».[43,с.4]. Именно представлял себе А.Луцкевич белорусское движение и возрождение нации, по крайней мере, так он его представлял в официальной печати.

Что касается положения Беларуси в составе российской империи, то Луцкевич ясно это показывает в своей работе под псевдонимом: Антон Навина. В 1910 году в С.-Петербурге выходит книга «Формы национального движения в современных государствах» [44,с.22], где опубликованы многочисленные статьи о белорусах А.Навины. В этих статьях указывается, что во многих слоях общества распространена идея «самоуправления для белорусского края».

В принципе, за период 1906-1915 гг., А.Луцкевич основную свою деятельность посвятил прежде всего работе в редакции «Наша Нива», что дало весьма и весьма плодотворные результаты. Что касается работы в других местах, кроме «Нашей Нивы», то она не принесла столь блестящих результатов. Естественно не стоит преувеличивать роль «Нашей Нивы» в возрождении самосознания белорусов. Как отмечает С.Х.Александрович: «Не само печатное слово, не сама газета делает возрождение восьмимиллионного народа, потому, что ей это не под силу». [6,с.С.209]. Газета выполняла руководящую, стимулирующую роль, и надо сказать стимулировала она не плохо, в чем во многом заслуга А.Луцкевича.

Подводя итог данного периода деятельности А.Луцкевича, можно сказать, что являясь центром управления БСГ, да и вообще национального движения, редакция вела легальную работу, что позволило воспитать будущую политическую и интеллектуальную элиту, а также сохранить уже имеющиеся кадры для того, чтобы впоследствии, в благоприятной ситуации воспользоваться трудами, проделанными в течении этих лет.

Еще одним интересным фактом «Нашенивского периода» является деятельность масонских лож но территории Беларуси. Сташкевич в своей работе отмечает, что А.Луцкевич был одним из организаторов первой ложи, которая была основана в 1910 г. в Вильне [22,с.107]. Также в 1911 г. возникла масонская ложа «Литва», в октябре 1914 г. – «Беларусь».

Масонские ложи в начале 1-ой мировой войны объединились в «Великий Восток Литвы» [14,с.18]. Они доказывали существование одной политической нации и обозначили единую «литовскую» нацию. В последствии это выразилось в идее возобновления ВКЛ, что, как известно не дало никаких результатов.

Начало Первой Мировой войны положило начало новому этапу в белорусском национальном движении. Также его начало связано и с закрытием «Нашей Нивы», что произошло 7 августа, 1915 года, в связи с приближением фронта. Именно 1915 год можно считать годом окончания «нашенивского периода» в белорусском движении и началом движения к национальной государственности.

2.3 Роль А.Луцкевича в развитии Белорусского национального движения в 1915 – 1919 гг

Приближение Первой Мировой войны обострило национальный вопрос не только в России. Но именно для этой страны он стал наиболее актуальным в годы войны.

Как же относиться к войне? В основном все партии поддержали царское правительство. Что же касается Беларуси, то на ее территории продолжали свою деятельность партии, образованные ранее. Как известно, весь период от революции 1905 – 1907 гг. и до начала Первой Мировой войны, белорусская общественно-политическая мысль дальше развивала «выработанный Громадой принцип федерации свободной Беларуси» [46,с.4]. Как вспоминает Я.Лесик, «образовав автономию на Беларуси, мы станем настоящими хозяевами на своей земле и получим полную возможность повернуть все обиды нашего края в пользу нашего народа, на свои национальные нужды» [47,с.258]. БСГ не отходила от своей программы и не теряла надежды на получение Беларусью автономии в составе демократической, федеративной России. Первая мировая война стала своеобразным катализатором, который ускорил процесс формирования идей государственности Беларуси. Эти мысли стали все более актуальны для Беларуси, особенно во время немецкой оккупации, в которой она оказалась уже в конце 1915 года. Уже в начале 1916 г. в своем письме к А.Луцкевичу, В.Ластовский пишет: «в борьбе с польским и московским закрепощением в нашем крае, единственная наша дорога правильная – это радикальная народная программа» [48,с.432]. Но все же вернемся к 1914 году и рассмотрим все по порядку.