Смекни!
smekni.com

Отечественная история (стр. 12 из 24)

Россия была приглашена для участия в конференции глав правительств европейских держав в Генуе (Италия) (апрель–май 1922 г.). Капиталистические страны пытались добиться политических и экономических уступок от России. Советская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации потерь бывшим иностранным собственникам при условии признания Советского государства и предоставления ему кредитов. Вопросы, стоящие на конференции, разрешены не были. Однако советской делегации удалось добиться заключения 16 апреля 1920 г. советско-германского договора, в основу которого был положен принцип полного равенства и равноправия стран и их невмешательства во внутренние дела друг друга. Германия пошла на заключение договора с Россией, поскольку, потерпев поражение в первой мировой войне, она находилась в кризисном состоянии, выплачивала странам Антанты контрибуцию и считала возможным наладить независимые экономические отношения с Россией. Это был значительный успех советской дипломатии. В 1922 г. в Москве имелось 12 иностранных дипломатических представительств, в 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Австрией, Францией и рядом других государств. К 1940 г. Советский Союз имел дипломатические отношения с 26 государствами.

В 1929–1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис. Западный мир потрясли глубокие социальные катаклизмы. К 1932 г. число безработных в капиталистическом мире превысило 27 млн чел. В Европе изменилась политическая ситуация. В 1933 г. к власти в Германии пришла национал-социалистическая партия во главе с Гитлером. В этом же году, чтобы облегчить себе подготовку к войне, Германия и Япония вышли из Лиги Наций.

В этой сложной международной обстановке СССР в декабре 1933 г. выдвинул ряд предложений по созданию системы коллективной безопасности, т.е. заключению коллективного пакта о взаимной помощи широкого круга европейских государств, чтобы предотвратить войну в Европе. С этой целью СССР в сентябре 1934 г. вступает в Лигу Наций, а в мае 1935г. на 7 конгрессе Коминтерна с участием СССР был взят курс на создание широких народных фронтов, призванных преградить дорогу фашизму, предотвратить новую мировую войну. Эти попытки не удались. В октябре 1935 г. войска фашистской Италии захватили Эфиопию, в июле 1936 г. началась гражданская война в Испании, в 1937 г. образовался военно-политический союз Рим–Берлин–Токио. В марте 1938 г. немцы оккупировали Австрию. В октябре 1938 г. было подписано соглашение между Англией, Францией, с одной стороны, Германией и Италией – с другой, по которому предусматривалось отторжение от Чехословакии и передача Германии Судетской области. Это соглашение укрепило позиции Германии и способствовало развязыванию второй мировой войны. Захватнические военные действия вели Япония и Италия. Постепенно складывались два военных блока: Германия, Италия, Япония, с одной стороны, Англия, Франция, США – с другой.

2

Не менее сложной была ситуация и в экономике страны в 20-е гг. Попытка создания на основе политики военного коммунизма нетоварной социалистической экономики не удалась. Возникла ситуация экономического кризиса, социальной деградации и нестабильности, политического кризиса. Тотальное государственное регулирование привело к росту недовольства крестьян политикой Советской власти. Необходимо было искать новые подходы в решении социально-экономических проблем.

В начале 20-х гг. страна перешла к новой экономической политике (НЭПу). Это была принципиально новая теоретически и практически неразработанная линия на постепенное создание условий социалистического развития на основе товарного производства, торговли, товарно-денежных отношений, социальных уступок и компромиссов. Новая экономическая политика осуществлялась на основе следующих элементов. Была отменена продразверстка и введен продналог, который был в 2 раза меньше продразверстки, устанавливался заранее. Излишки продовольствия крестьянин мог реализовать в пределах местного хозяйственного оборота. Место внеэкономического принуждения занимал материальный интерес. Были разрешены свободная торговля под государственным контролем, частный капитал, частная собственность в ограниченных размерах. Привлекался иностранный капитал. Интенсивно развивалась кооперация. Утверждались товарно-денежные отношения, материальное стимулирование труда. Была проведена финансовая реформа, выпущены деньги, обеспеченные золотом, введена гибкая система прямых и косвенных налогов. Важной составной частью НЭПа стала управленческая реформа, основанная на децентрализации управления государственным сектором и широкой автономии предприятий.

В результате уже к середине 20-х гг. страна обеспечила себя продовольствием и даже вывозила хлеб за границу. Советская индустрия превысила уровень дореволюционной России по выработке электроэнергии, добыче нефти, угля, выпуску металлорежущих станков. Сложилась административно-рыночная система хозяйства, ограниченный трестовский хозрасчет в промышленности с централизованным перераспределением прибыли. Возросло действие экономических методов в обмене с деревней. Решив задачу восстановления экономики, НЭП свою основную функцию выполнил. Но страна по-прежнему оставалась преимущественно аграрной. Чтобы осуществить переход к индустриальному развитию, необходимо было выработать дальнейшую экономическую тактику на основе действия законов товарно-денежных отношений.

Вместе с тем в ходе осуществления НЭПа накапливались серьезные социально-экономические противоречия. Деревня по темпам роста серьезно опережала город, крупная промышленность отставала от мелкой, государственная и кооперативная торговля оттеснялась частной, внутренняя торговля тормозилась слабостью внешней, кредит не оказывал должной поддержки растущему спросу на средства производства. Нарастание этих противоречий начало перекрывать успехи НЭПа. Укрепление предпринимательско-рыночной тенденции усиливало негативную социально-психологическую реакцию по отношению к нему со стороны трудящихся социальных групп. НЭП воспринимался многими как нетерпимое явление.

В конце 20-х гг. выбор был определен в пользу варианта свертывания НЭПа, форсирования индустриализации и коллективизации за счет максимальной концентрации ресурсов на развитии тяжелой промышленности, перекачки в эту отрасль средств из сельского хозяйства, легкой промышленности. Этот вариант разделяли Сталин и его сторонники. Были отвергнуты варианты постепенного сбалансированного развития сельского хозяйства и промышленности на основе НЭПа (Бухарина, первого пятилетнего плана, который был пересмотрен в сторону повышения).

В конце 20-х–30-е гг. в стране развивались процессы, которые привели к формированию тоталитарного политического режима, директивной (административно-командной) системы управления, которые просуществовали вплоть до начала 90-х гг.

В декабре 1925 г. был взят курс на форсированную индустриализацию. Промышленному производству обеспечивалось финансирование “под план”, система дотаций. Цены на промышленную продукцию постоянно росли, а на сельскохозяйственную – занижались. Максимальная концентрация сил и средств на развитии тяжелой промышленности отрицательно сказалась на социальной политике, жизненном уровне людей. Вместе с тем планы 30-х гг. вызвали политический и трудовой подъем масс. За годы первых пятилеток были построены такие гиганты индустрии, как Днепрогэс, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические, Саратовский и Ростовский комбайновые заводы. Было построено и реконструировано около 9 тыс. крупных промышленных предприятий. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе место в мире после США. Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения: если в 20-е гг. разрыв был в 5–10 раз, то в конце 30-х гг. – в 1,5–4 раза. В 30-е гг. СССР стал одной из 3–4 стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции. Скачок в развитии тяжелой промышленности был осуществлен ценой отставания легкой и пищевой промышленности, стагнации аграрного сектора, сверхцентрализации экономической жизни, окончательного слома механизма саморегуляции экономики, слабого материального стимулирования труда, падения жизненного уровня населения, внеэкономического принуждения.

В 1927 г. был взят курс на коллективизацию – обобществление земли и инвентаря крестьян и “ограничение кулачества”. Стали усиливаться чрезвычайные меры в отношении крестьянства, насильственное изъятие хлеба. Летом 1929 г. провозглашается лозунг “сплошной коллективизации” крестьянских хозяйств целых округов, в ходе которой был осуществлен колоссальный внеэкономический нажим на деревню и насильственное насаждение колхозов. К осени 1932 г. в колхозах состояло 62,4 % крестьянских хозяйств, и было признано, что сплошная коллективизация в основном завершена. В ходе коллективизации осуществлялось раскулачивание крестьянства. Нарушение принципа добровольности, раскулачивание, неправильная налоговая политика на селе, принудительное изъятие хлеба привели к трагическим последствиям – голоду, постигшему деревню в 1932–1933 гг. От голода погибло 3–4 млн чел., были искалечены судьбы десятков миллионов людей.

К 1937 г. коллективизация завершилась. В стране насчитывалось 243,7 тыс. колхозов, объединивших 93 % крестьянских хозяйств. В результате коллективизации была создана целостная система перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора экономики в индустриальный. Обязательные госпоставки и закупки сельхозпродукции по номинальным ценам, многочисленные налоги, лишение крестьян паспортов, прямое вмешательство партийно-государственного аппарата в процесс производства составили основные звенья этой системы. Главным результатом коллективизации стало создание условий для осуществления, хотя и с колоссальными издержками, индустриального скачка. Вместе с тем в ходе коллективизации произошло отчуждение крестьянина от средств производства и результатов труда посредством их фактического огосударствления и создания на этой основе крупного хозяйства, позволяющего государственным органам диктовать структуру производства и изымать сельскохозяйственную продукцию по номинальной (в 10–15 раз ниже рыночной) стоимости.