Смекни!
smekni.com

Личность и государственная деятельность Петра 1 в оценке В.О. Ключевского (стр. 2 из 12)

Интерес к революционному студенчеству возникает лишь в советский период отечественной исторической науки. Советская историография революционного движения второй половины-конца XIX века также представлена отдельными этапами: с 1917 г. до середины 30-х годов; со второй половины 30-х до середины 50-х; со второй половины 50-х по начало 90-х годов, т. е. до распада СССР.[18]

На первом этапе деятельность революционеров исследовалась интенсивно и плодотворно, что в значительной степени связано с возросшим после победы Октября интересом к революционному прошлому. Всем революционным течениям было посвящено немало разнообразных публикаций: публицистических, мемуарных, научных. Среди них, например, «П. Л. Лавров. Сборник статей» (СПб., 1922); Горев Б. И. «Анархисты, максималисты и махаевцы» (Пг., 1918); Горев Б. И. Анархизм в России (от Бакунина до Махно)» (М., 1930); Залежский В. «Анархисты в России» (М., 1930) и др.[19]

Этап с середины 30-х до середины-конца 50-х характеризуется уменьшением количества работ по изучению революционного движения XIX века, что было связано его критикой на страницах «Краткого курса истории ВКП(б)», который надолго стал высшей и окончательной инстанцией советской исторической науки.[20]

Большое количество работ по исследованию деятельности революционеров – шестидесятников и семидесятников появляется лишь в конце 50-начале 60-х годов XX века. Поскольку от установок «Краткого курса» сразу отказались не все исследователи, тема становится очень дискуссионной и популярной.

За короткое время с конца 50-х по начало 70-х годов были монографически разработаны почти все основные аспекты русской революционной проблематики.

Историческая наука этого этапа представлена такими именами, как С.С. Волк, М. В. Нечкина, И. Д. Ковальченко, Ш. М. Левин, А. Ф. Смирнов, О. Д. Соколов, Б. С. Итенберг, М. Г. Седов, В. Ф. Антонов, В. А. Твардовская, Р. В. Филиппов. В них встречается как откровенная критика революционеров 60-7-х годов, так и восхищение их деятельностью. Многие авторы анализируют проблему и стремятся отразить в работах и «плюсы» и «минусы» революционеров. Ярким примером являются книги С.С. Волка «Народная воля», «Революционное народничество 70-х годов XIX века», в которых отражается и прогрессивность идей революционеров-народников, и недостатки их деятельности.

В период с конца 50-х-начала 60-х появляются биографические исследования о лидерах революционного движения, организаторах тайных обществ, идеологах общественно-политических течений.

Автором нескольких работ, посвященных истории петербургского студенчества, является Г.А. Тишкин.[21] Предметом его монографий является студенческое движение 60-70 годов.

Вопросам участия учащейся молодежи в революционном движении подробно рассматривают П.С. Ткаченко[22], Щетинина[23], Р.Г. Эймонтова[24], Т.Г. Снытко[25].

Следует отметить также и работы, посвященные изучению студенчества как социальной прослойки. Это исследования таких ученых как Т.Г. Леонтьева[26], Т.В. Ищенко[27], А.С. Власенко[28], Т.Г. Снытко и др.

В них производится социально-исторический анализ российского студенчества, определяется содержание этого термина, а также анализируется роль учащейся молодежи в общественно-политической жизни страны.

После распада СССР интерес к революционному прошлому в отечественной науке значительно снизился. Однако в последнее десятилетие появляется все больше работ, посвященных истории студенческого движения. К ученым, рассматривающим эту тему относятся, например, А.Е. Иванов[29], О.И. Соломин[30], Н.Я. Олесич.[31]

В результате анализа литературы по теме можно сделать вывод, что революционное движение 60-70 гг. XIX века достаточно хорошо представлено в отечественной исторической науке. Первые исследования появляются уже в 80-е годы изучаемого столетия. Наибольшую популярность революционная история приобрела в советский период, а именно – с конца 50-начала 60-х годов.

В постсоветский период интерес к революционной истории и личностям ее лидеров угасает, и современная наука в большей степени интересуется студенчеством как социальным слоем, историей его становления и формированием мировоззрения.

В качестве методов работы были использованы как общенаучные, так и специальные методы исторической науки. К ним относятся: поисковый метод (подбор материала по теме исследования, его изучение), метод описания, метод исторического анализа, метод сравнения.

Глава 1. Характеристика общественно-политической жизни России конца 60-70 гг. XIX в.

1.1. Тенденции в общественно-политической жизни России конца 60-70 гг. XIX в.

Глава посвящена характеристике общественно-политической жизни России конца 60-70 гг. XIX в., в которой наметились новые тенденции, связанные, прежде всего, с преобразованиями царя Александра I.

Его реформы всколыхнули всю общественность, а неоправданные ожидания вылились в появление множества общественных движений, различных по формам и содержанию, что стало первой тенденцией политической жизни 60-70 гг.

Другой особенностью изучаемого периода стало формирование независимого от власти общественного мнения, которое выражалось в появлении нелегальных печатных изданий, распространении листовок и прокламаций, проведении митингов.

Третьей же важной тенденцией стало активное участие в общественной жизни разночинцев, а также учащейся молодежи.

Студенчество России начинает оформляться как социальная прослойка с середины XIX в. Ее отличают не возрастная характеристика, но также и особые социально-психологические черты и системы ценностей. Учащаяся молодежь занимает активную социальную позицию и является активным участником общественно-политической жизни страны.

60-70-е годы XIX века связаны с правлением императора Александра II, вошедшего в историю под именем Освободителя. Он провозгласил цели своей политики в России следующим образом: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности...»[32] То есть основной своей задачей он считал совершенствование и развитие страны, что становилось возможным только при проведении государственных преобразований.

Необходимость реформ к середине XIX столетия была очевидна, что подчеркнул еще раз результат Крымской войны, поэтому Александр постарался провести преобразования в различных сферах государственной жизни. Проведенные им реформы 60-70-х годов вошли в историю под названием «великих».

К ним относятся земская, городская, судебная, цензурная, военная реформы, а также преобразования школы и университетов. Но центральное место среди всех перемен, проведенных в 60-70 гг. XIX века занимает отмена крепостного права. Оно, по мнению многих современников Александра II и его самого являлось причиной военно-технической и экономической отсталости страны. «Первое дело — нужно освободить крестьян, потому что здесь узел всяких зол», — писал Александр II.[33]

Подготовка к реформе велась с 1857 г., а манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» последовал 19 февраля 1861 г.[34]

Реформа определяла личные права крестьян. Крепостное их состояние было отменено навсегда. Крестьяне получили статус «свободных сельских обывателей» и право юридического лица. В результате им была дана возможность торговать, заводить фабрики, заниматься ремеслом, вступать в любые гражданские правоотношения, поступать в «общие учебные заведения» и т.п.[35]

Крестьяне были освобождены с землей. За полученный надел до перехода на выкуп они обязаны были исполнять оброчную или барщинную повинность. Это было так называемое временнообязанное состояние, рассчитанное на два года.

Кроме того, летом 1861 г. в бывшей помещичьей деревне была создана система самоуправления. Всё крестьянское самоуправление было подчинено местной администрации. Бывшее помещичье имение (одно или несколько селений) составило теперь сельское общество (мир). Мир распоряжался полученной землей и нес за нее повинности перед помещиком. Устанавливалась круговая порука по уплате податей.

Все главы семей (домохозяева) собирались на сельский сход. Сход избирал старосту и сборщика податей, ведал распределением надельной земли и повинностей, семейными разделами, взысканием недоимок. Сход мог изгнать из общины «порочных членов». Несколько сельских обществ объединялись в волость. Волостной сход, состоявший из представителей сельских сходов, избирал волостного старшину, волостное правление и волостной суд, а также устанавливал очередность рекрутской повинности. Волостной старшина и правление отвечали «за сохранение порядка, спокойствия и благочиния в волости».[36]

Совсем выйти из общины, отказавшись от надела, также можно было лишь с согласия мира. Таким образом, крестьяне, несмотря на статус «свободных» не могли свободно распоряжаться своим имуществом, были ограничены в выборе занятий и места жительства, подлежали унизительным телесным наказаниям.

Содержание объявленной «воли» глубоко разочаровало крестьян. Многие сочли, что «господа» скрыли подлинную царскую грамоту и заменили ее своей. В результате крестьянское движение достигло невиданного прежде размаха. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 крестьянских волнений, а в целом за год — более 1850. Более 900 раз против крестьян посылались войска. В подавлении крестьянских волнений участвовали 64 пехотных и 16 кавалерийских полков.[37] Одним из известных выступлений стало выступление крестьян в селе Бездна Казанской губернии.