Смекни!
smekni.com

Личность и государственная деятельность Петра 1 в оценке В.О. Ключевского (стр. 3 из 12)

Недовольство крестьян нашло поддержку других слоев населения. Так, после событий в Бездне и Кандеевке произошел ряд выступлений разночинцев в городах. А 16 апреля 1861 г. панихиду по убитым крестьянам с. Бездны организовали студенты Казанского университета и Духовной академии. В кладбищенской церкви Казани собралось около 400 человек. Перед собравшимися выступил профессор университета, видный историк А.П. Щапов.[38] Студенческие волнения произошли также в Петербурге и Москве. Правительство прибегло даже к временному закрытию университетов.

Таким образом, проведенные реформы 60-х годов и последующие события оказали огромное влияние на российское общество, затронули интересы всех слоев населения. Они обозначили новые тенденции общественно-политической и духовной жизни страны.[39]

К ним относится, прежде всего, рост различных общественных движений, многообразных по формам и содержанию. Особая роль в общественно-политической жизни страны 60-70-х годов принадлежит разночинцам (выходцам из разных сословий общества). Если в 40-50-е годы они были лишь активными участниками общественных движений, то в 60-70-е годы возглавили его.

Происходит дифференциация сил общественного движения.[40] Так, выделяются консервативное, либеральное, революционно-демократическое направления. В 70-е гг. среди разночинной интеллигенции возникает движение, получившее название народничества.

Другой тенденцией стало формирование независимого от власти общественного мнения. Об этом свидетельствовали значительный интерес к литературным и общественно-политическим изданиям, оживленное обсуждение социальных тем, осмысление проблем российской действительности.

Общественно-политическая жизнь 60-70 годов отмечена также распространением различного рода агитационных проектов – прокламаций, листовок, демонстраций и т.д.

Остановимся на описании названных тенденций подробнее.

Отмена крепостного права вызвала небывалое оживление интереса к социально-политическим вопросам. Один из тогдашних журналов писал: «В самых глухих городах, где до сих пор все насущные интересы состояли в картах, водке, взятках и сплетнях, являются публичные библиотеки, журналы и газеты, везде проснулась и воспрянула умственная жизнь».[41]

Среди дворянской и разночинской молодежи быстро распространился нигилизм, идеи которого проповедовал критик Д.И. Писарев в журнале «Русское слово». Писарев предлагал разрушать наследие старого общества, и уделять все внимание «практическому делу» - естественным наукам, способным справится с большинством проблем общества XIX века.

Практически сразу после манифеста 1861 года, в первой половине 60-х годов в разных городах стали возникать различные организации. К ним относятся, например, «Земля и воля», которая появилась после объединения в 1861-1862 гг. революционных кружков в Петербурге и просуществовала до 1864 г. У «Земли и воли» были также отделения в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и других городах.

Начало 60-х годов также связано с появлением большого количества нелегально отпечатанных прокламаций. В них провозглашались требования, которые даже при смягчении цензуры не могли появиться в газетах и журналах.

В 1861 г. появилась листовка «К молодому поколению», написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы «Великорус». Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.[42]

Прокламации, например «Великорус», вышедший в трех номерах летом 1861 г., обращались к «образованным классам». Так, Авторы «Великоруса» требовали возвращения крестьянам отрезков, выплаты выкупа «за счет всей нации», освобождения Польши, политических свобод, реформы местного самоуправления и суда. Они предлагали ходатайствовать перед царем о созыве «представителей русской нации, чтобы они составили конституцию для России».[43]

Статья «Ответ «Великорусу», напечатанная в «Колоколе», утверждала: «Время надежд и ожиданий прошло... Теперь наступила пора борьбы непрерывной, беспощадной, до последнего издыхания враждебной силы... Надо обращаться не к «обществу», а к народу».
В августе 1861 г. в руки полиции попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».[44] Властям удалось не допустить ее распространения.

Таким образом, деятельность «Земли и воли» и подобных кружков была направлена на агитацию и пропаганду, подготовку к организованному крупному выступлению крестьян и представителей других сословий. Поэтому правительству пришлось провести ряд репрессий, прибегнуть к арестам и различным наказаниями для организаторов, закрыть ряд журналов и газет. Эти меры привели к тому, что со второй половины 60-х годов деятельность различных политических организаций становится более закрытой, но в то же время более активной. Кроме того, если в начале 60-х годов агитационная деятельность не была направлена против самодержавия и Александра II лично, то во второй половине 60-х противниками царизма и царя стало большинство общественно-политических движений.

Во второй половине - конце 60-х годов возникают такие организации как, например, кружок Н.А. Ишутина в Москве, кружки И.А. Худякова, Г.А. Лопатина, в которых наряду с пропагандистской работой существовали террористические группы. Известно, что в 1866 году участник такой группы «Ад» совершил покушение на Александра II, а в 1869 году студентом Нечаевым была создана тайная организация «Народная расправа».[45]

Среди политических организаций формируются различные направления. Так, значительное развитие получает либеральное движение. Спектр идейных направлений этого течения был достаточно широк – от теории постепенных структурных реформ до обоснования необходимости принятия олигархической дворянской конституции. Наиболее яркими представителями либеральной бюрократии были Л. Ростовцев, Н. и Д. Милютины, К. Кавелин, Ю. Самарин и др. Им принадлежали основные идеи реформ 60–70-х гг. К ним примыкали по взглядам и формировали в либеральном направлении общественное мнение писатели, ученые: В. Даль, М. Салтыков-Щедрин, П. Семенов-Тян-Шанский. Значительное развитие получает либеральное движение, выступающее за свободу предпринимательства и буржуазную демократию.[46]

Консервативное движение, выступавшее за сохранение старых порядков, не было многочисленным.

Наибольшего развития достигло революционно-демократическое направление, представители которого непримиримо относились к самодержавию. Идейной основой этого направления стала теория общинного социализма. Средством общественного переустройства они считали революцию.

К концу 60-х годов главенствующей общественно-политической идеей становится сближение передовой интеллигенции с народом. Результатом этой идеи стало возникновение на рубеже 60-70 годов движения, получившего название народничества.

Его родоначальниками были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины - возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.[47]

Представители его идеализировали крестьянскую общину как ячейку социализма. Они считали, что капитализм в России не имеет почвы для своего развития, страна может пойти своим оригинальным путем по сравнению с Западной Европой, путем развития, соответствующим интересам народных масс.

Различные движения народников отражали теоретики: М. Бакунин (анархистское направление), П. Лавров (пропагандистское направление) и Н. Ткачев (заговорщицкое направление). Общее в их взглядах состояло в признании революции как средства решения коренных проблем страны, а различия касались неоднозначных оценок роли классов и сословий в революционном движении и тактики борьбы.[48]

В 1874 году народниками была предпринята попытка массового «хождения в народ», цели которого были самые различные: распространение прокламации во время крестьянских выступлений, выяснение потенциальных возможностей крестьянства, просвещение народа, изучение его социального положения, взглядов и настроений.[49] «Хождение» не принесло желаемых результатов, крестьянство не воспринимало революционных идей. Однако для движения народников этот опыт оказался полезным для дальнейшего совершенствования организации.

Говоря о революционных движениях конца 60-70 годов XIX века, следует отметить, что значительное количество их участников – это учащаяся молодежь. Активная общественно-политическая деятельность студентов – еще одна отличительная тенденция того времени.

Подводя итог параграфу, можно отметить следующее: важнейшим событием, явившимся причиной подъема общественно-политической жизни России второй половины XIX века, являются реформы Александра II. Прежде всего – отмена крепостного права. Недовольное результатами реформы крестьянство стало проявлять значительную активность, которую поддержали представители разных слоев общества.

Первая половина 60-х годов – это период реакции на отмену крепостного права, время появления первых политических кружков, направляющих свою деятельность на дальнейшее изменение положения крестьянства. Деятельность большинства из них была пресечена правительством, что стало причиной нового подъема общественной мысли.