Смекни!
smekni.com

Личность и государственная деятельность Петра 1 в оценке В.О. Ключевского (стр. 4 из 12)

Вторая половина 60-70 годы характеризуются появлением большого количества политических организаций, вовлечением в их деятельность представителей разночинцев и учащейся молодежи. Главенствующим направлением становится революционно-демократическое, направленное против царя и царизма.


1.2. Студенчество как социальная прослойка

Студенчество представляет собой часть молодежи, научный и общественный интерес к которой не угасает на протяжении многих десятилетий. Подобный интерес объясняется в первую очередь социальной позицией студенчества, его способностью быстро и активно реагировать на перемены, происходящие в жизни общества, а также тем, что студенчество в значительной степени определяет будущее отечественной науки, культуры и других сфер общественной жизни.

В науке, прежде всего социологии, возникает множество споров в отношении самого определения термина «студенчество». Приведем лишь некоторые из них.

Студенчество - особая группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.[50]

Студенчество – это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием.[51]

В научной литературе нет также единой точки зрения по поводу социологического определения студенчества. Его называют то «социально-демографической», то «социально-профессиональной», то «самостоятельной социальной группой», «общественной группой», а иногда представляют как «слой интеллигенции» или «прослойку».[52]

Исходя из различных определений, в том числе приведенных выше можно сделать вывод, что студенчество представляет собой слой общества, которому присущ ряд отличительных признаков.[53]

Прежде всего, студенчество является частью такой социально-демографической общности, как молодежь. То есть это люди определенного возрастного диапазона.

Во-вторых, данная часть молодежи занимается учебной деятельностью, т.е. проходит обучение в высшем учебном заведении.

В-третьих, студенчество как социальный слой имеет особые социально-психологические черты и системы ценностей, отличающие их от других групп общества.[54]

В-четвертых, студенчеству свойственно особое общественное поведение.

Таким образом, понимание значения термина «студенчество» возможно лишь при рассмотрении различных особенностей этого социального слоя.

Однако выше приведено современное понимание студенчества, которое сложилось уже в XX столетии. Между тем студенчество как социальная прослойка не всегда обладала одинаковыми признаками и формировалась исторически.

Как особая группа студенчество возникло с появлением первых университетов в Европе XII века, а сам термин применялся и ранее. Например, в Древнем Риме слово «студент» объединяло всех проходящих обучение. В России же студенчество появилось намного позже.[55]

Со времен открытия в России высших учебных заведений учиться в них могли только представители авторитетных дворянских семей, хотя служебные перспективы выпускников вузов были довольно ограниченными. Плата за обучение, к тому же, была очень высокой.

Ситуация изменилась в XIX веке. В 1809 году был введен в действие новый порядок чинопроизводства, по которому на восьмой класс из двенадцати, составлявших российскую «Табель о рангах» могли претендовать только выпускники вузов.[56] Это повысило престиж высшего образования, но официально оно по-прежнему оставалось привилегией дворян.

В XIX столетии повышается не только престиж высшего образования, но и интерес к нему. С середины века возрастает роль университетов как центров науки, поскольку наука и просвещение рассматривались как залог всеобщего благоденствия. Это привлекает в вузы все большее количество студентов, многие из которых не принадлежали к дворянскому сословию. На лекции свободно приходят вольнослушатели из разных сословий.

Представители вузов – как студенты, так и преподавательский состав стремятся к популяризации научных знаний, обширной просветительской деятельности. В университетской среде появляются издания периодической печати, открываются комитеты грамотности, всевозможные представительские общества, воскресные школы для народа.

Общественно-просветительское движение вузов поддерживают не только студенты и профессора вузов, но и многие известные ученые и писатели того времени, например Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев.[57]

В 1856 году университетам разрешили принимать неограниченное количество студентов, сняли запрет на преподавание философии и других дисциплин, ввели освобождение от оплаты за обучение для малоимущих студентов. После этих преобразований численность студенчества резко возросла, увеличилась доля разночинцев.[58]

В студенческой среде повышался интерес к науке. Помимо обязательных лекций, учащаяся молодежь посещала публичные, черпала знания из книг и периодики. Усиливалось и критическое осмысление предметов. Студенты занимались серьезными переводами и изданием иностранных авторов, втягивались в научную работу, сотрудничали в журналах, которые в свою очередь, особенно демократические, оказывали воздействие на формирование взглядов молодежи.[59]

Увеличение численности студентов в России происходит еще и потому, что открываются новые вузы.

Если в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века в ведении Министерства народного просвещения было 6 университетов, то к концу XIX века из 38 существовавших вузов 9 было университетами с 30 тысячами студентов. Так, в Петербургском университете обучалось 944 студентов и 126 вольнослушателей.[60]

В 1864 г. был основан Одесский университет. В 1869 г. открылся Варшавский университет, закрытый в 1831 г. Однако теперь это было не польское, а русское учебное заведение.[61]

Вместо бывших николаевских кадетских корпусов создавались общеобразовательные военные гимназии, а для военной подготовки – военные училища. Они возникли уже в 1860-х гг.: военные гимназии в Головинском (в Лефортовском) дворце, Александровское военное училище, позже прибавилось Московское военное училище.[62]

Появилось и женское высшее образование. В 1858 г. было принято «Положение о женских училищах, подведомственных министерству народного просвещения».[63] Ими управляло и ведомство императрицы Марии Федоровны. Помимо Мариинских, возникали частные женские гимназии. Они так же подчинялись Министерству народного просвещения, как и основанные благотворительными организациями (Елизаветинская и Усачевско-Чернявская) женские гимназии.[64]

В Москве был предпринят первый опыт создания и высшего женского учебного заведения. В 1869 г. открылись устроенные по общественной инициативе на частные пожертвования Лубянские женские курсы, располагавшиеся на Лубянке в помещении мужской гимназии. Преподавание там со временем стало приобретать университетский характер.

В 1872 г. были открыты Высшие женские курсы профессора В.И.Герье. Сначала они действовали как общеобразовательные, а затем стали историко-филологического профиля. Как и на Лубянских, там преподавали лучшие университетские профессора. В 1878 г. Профессором К.Н. Бестужевым-Рюминым открылись Высшие женские курсы в Петербурге.[65]

Кроме того, в этот период в России было около 1500 средних учебных заведений с 500 тысячами обучающихся, 4 духовных академии и 50 семинарий.[66]

60-70-е годы XIX века – время расцвета университетской жизни, подъема вузовской науки. Эта эпоха привлекла в университеты немало талантливых людей, выдвинув плеяду крупных ученых в разных областях знаний и выдающихся общественных деятелей.

Таким образом, к середине века студенчество представляло собой многочисленную общественную прослойку, состоящую из представителей разных сословий, объединенных интересом к науке и просвещению. Вузы представляли собой не только центры науки и образования, но становились также активными участниками общественной жизни страны.

Например, университетская общественность, как студенты, так и преподаватели, отреагировала на реформу об отмене крепостного права, выразив поддержку крестьянству и неодобрение правительству.

Вузы стремились к самостоятельности и независимости. Студенчество начинает выступать за самоуправление, право голоса в университетских делах, за перемены в общем строе университетской жизни. Органом общественного мнения студенчества были университетские сходки, которые прочно вошли в студенческий быт.

Осенью 1861 года прошел ряд студенческих волнений, вызванных изданными правительством в июле 1861 г. «Временные правила», которые усиливали надзор за студентами и ограничивали доступ в университеты разночинцам.[67]

Начавшиеся в сентябре 1861 г. в Петербурге, волнения в октябре перекинулись в Москву и Казань. Массовая уличная демонстрация студентов Петербургского университета была разогнана полицией, сотни студентов препровождены в Петропавловскую крепость. В защиту студентов выступили передовые профессора университета, среди них Н.И. Костомаров и П.В. Павлов, подвергшиеся за это правительственным гонениям. В Москве студенческая демонстрация закончилась избиением ее участников полицией и арестами. Ответом правительства на выступления студентов в Петербурге, Москве и Казани явилось временное закрытие университетов. Герцен на страницах «Колокола» обратился к студенчеству с призывом «идти в народ». Студенческие волнения осенью 1861 г. получили широкую огласку за рубежом. Под их влиянием правительство приступило к разработке университетской реформы.[68]