Смекни!
smekni.com

Личность и государственная деятельность Петра 1 в оценке В.О. Ключевского (стр. 6 из 12)

С новой силой революционное движение проявилось в конце 1868-1869 гг. В Петербурге образовался кружок, названный «Сморгонской академией».[81] Участники «Сморгонской академии» ставили задачей вести широкую пропаганду среди учащихся, собирать силы для осуществления в стране социального переворота.

Весной 1869 года студентами Медико-Хирургической академии во главе с В.М. Александровым и М.А. Натансоном был основан кружок, ставший основой для известного впоследствии общества «чайковцев». В ядро кружка входили представители трех столичных высших учебных заведений: Петербургского университета, Медико-хирургической академии, Технологического института.[82]

Важнейшим начинанием кружка было, так называемое, книжное дело, предпринятое Александровым и Натансоном. Будучи библиотекарями легальной студенческой библиотеки Медико-хирургической академии, они сумели связаться с книгопродавцами. Наряду с медицинскими книгами в студенческую среду с их помощью начала проникать литература общественно-политического содержания.

«Книжный кружок» содействовал расширению кружков самообразования, распространению демократической литературы в провинциальных городах, организации библиотек среди передовой молодежи. Он стал, таким образом, базой объединения революционных сил студенчества.[83]

В результате деятельности «Книжного кружка» передовая молодежь начала значительно активнее читать и обсуждать произведения Добролюбова, Чернышевского, Писарева, Некрасова, и др. Она интересовалась и произведениями западноевропейских социалистов: сочинениями Ф. Лассаля, «Историей Великой французской революции» Луи Блана, трудами Дж. Ст. Милля, «Капиталом» К. Маркса и др.

Читалась и естественно научная литература: «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченова, произведения Ч. Дарвина, Г. Спенсера и др. Кроме того, «чайковцы» сами печатали нужные для пропаганды издания: книгу Флеровского «Положение рабочего класса в России» и «Азбука социальных наук», «История 48-го года» Луи Блана, «Рабочий вопрос» Ланге.[84]

Одновременно книги издавались и за границей. Там были отпечатаны сборник статей Н.Г, Чернышевского «Об общинном владении землей», кн. Н.В. Соколова «Отщепенцы», работа К.Маркса «Гражданская война во Франции». Распространение книг по общественным вопросам явилось первым шагом на пути объединения сил революционеров.

В первой половине января 1871 года по инициативе «Книжного кружка» в Петербурге собрался съезд делегатов студенческих организаций самообразования, в котором приняли участие представители от Москвы, Киева, Харькова, Одессы, Казани. Таким образом, «чайковцы» предприняли попытку объединения революционно настроенной молодежи.[85] Это объединение кружков ряда городов составило ядро так называемого «Большого общества пропаганды».

Вскоре к «чайковцам» присоединились слушательницы аларчинских женских курсов («Кушелевский кружок»). Организаторы кружка главным делом считали самообразование. Начались систематические теоретические занятия по заранее составленной программе. Изучали логику, психологию, политическую экономию, историю революционных движений. В кружке были специально подобраны книги, отвечающие требованиям программы.

К осени самообразование перестало играть доминирующую роль, а главной задачей кружка стала практическая работа.
Общество «чайковцев» представляло собой федерацию кружков, расположенных в различных городах России: Москве, Киеве, Одессе, Херсоне. Агенты общества имелись в Орле, Казане, Вятке, Саратове, Перми, Самаре и др. Такая широкая сеть пропагандистких сил стала впоследствии основой для подготовки массового «хождения в народ» на обширных пространствах Российской империи.[86]

В организации «чайковцев» не было уставов и статусов, ограничивающих права ее членов. Все строилось на доверии и искреннем отношении к товарищам, на твердых моральных принципах, на преданности народному делу. Этим она отличалась от другого кружка – нечаевского.

С.Г. Нечаев, работавший преподавателем училища, начал свою деятельность в период подъема студенческого движения. Он пытался объединить наиболее радикально настроенную часть молодежи и с ее помощью создать всероссийскую революционную организацию.[87]

Зимой 1868-1869 г. была разработана «Программа революционных действий». Особенность этого документа заключается в том, что он призвал к политической революции: «социальная революция - конечная цель наша и политическая - как единственное средство для достижения этой цели».[88]

«Программа революционных действий» предоставляла большую инициативу провинциальным центрам. Она следующим образом планировала подготовку и проведение революции: до мая 1869г. основная работа должна концентрироваться в Петербурге, Москве и других университетских центрах; в это время намечалось провести выступления в высших учебных заведениях. С мая 1869г. основные силы предполагалось сосредоточить в провинциальных городах. Конечной целью предполагалось организовать народное восстание весной 1870 г.

Из-за репрессий администрации Нечаев вынужден был уехать за границу, а после возвращения развернул деятельность по организации «Народной расправы», используя методы запугивания, насилия, шантажа.

В организации был убит студент Иванов, не подчинившийся Нечаеву, что стало одной из главных причин распада «Народной расправы».

Члены организации впоследствии были арестованы, судебное следствие по их делу нашло отражение в печати, Нечаев был также осужден и умер в Петропавловской крепости.

Опыт нечаевской организации показал, что методы и принципы революционной борьбы, используемые ею, не являются ни нравственными, ни эффективными.

Главным направлением в революционном движении начала 70-х годов стало народничество. Взгляды народников защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-х годов, т.к., по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок.[89]

Деятельность народников осуществлялась по трем основным направлениям - бунтарскому, пропагандистскому и заговорщицкому. Их идеологами были, соответственно, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев.

Революционное народничество 70-х годов представляло собой более многочисленное, чем в 60-е годы движение. Кроме того, оно имело другие организационные основы и формы деятельности.

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название «хождение в народ».[90] Оно стало первой практической проверкой идеологии революционного народничества, предпринятой представителями молодежи.

Во главе движения находилась революционная молодежь Петербурга и Москвы. В Петербурге образовалось множество народнических кружков, здесь основательно обсуждались теоретические вопросы движения, проходили горячие споры о формах и методах пропаганды, дебатировались общие вопросы революционной борьбы. Главными очагами революционной пропаганды стали Петровская земледельческая академия и университет.[91]

Роль Москвы была несколько иной. Она была больше, чем Петербург, связана с самой практикой «хождения в народ». Москва сделалась местом встреч революционеров-пропагандистов. В ней временно оседала та часть молодежи, которая прекратила заниматься обсуждением теоретических вопросов и взялась за непосредственную деятельность в народе. Здесь же было налажено издание нелегальной литературы. Во главе этого дела находился революционер И.Н. Мышкин.

Зимой 1873-74г. в Петербурге состоялся «первый съезд» представителей кружков. Было согласовано, что каждый кружок признается ячейкой единой организации. Отправляя своих членов в народ, наиболее крупные кружки должны были оставлять в Петербурге своих представителей для поддержания связи с ушедшими и с другими кружками.[92]

Кроме того, было решено создать общую кассу для финансирования участников «хождения в народ». Однако она никакой роли в движении не сыграла. Тогда же было решено осенью 1874г. собрать в Петербурге общий съезд всех участников «хождения в народ», на котором окончательно решить вопрос о направлении революционной деятельности.

«Хождение в народ» весной и летом 1874г. расценивалось в основном как предварительный этап, как начало работы революционной интеллигенции в народе, от результатов которой зависели последующие шаги. На съезде намечалось определить потенциальные возможности крестьянства, его способность к революционным действиям, наиболее эффективные формы пропаганды и т.д. Съезд, наконец, должен был объединить отдельные народнические кружки, приступить к созданию революционной партии, наметить пути социального переворота в России.

Под воздействием пропагандистов Петербурга и Москвы в провинции также шло сильное брожение молодежи. Во всех губерниях Среднего Поволжья, например, пропагандисты приходили к выводу: положение народа неимоверно тяжелое, его нужно изменить; единственным средством для этого является революционная борьба.

Весной 1874г. из Петербурга, Киева, Самары, Саратова и других городов десятки и сотни молодых людей двинулись на Волгу, Урал, Днепр, Дон. По их убеждению, именно в этих районах еще были живы в народе революционные традиции, идущие от восстаний Разина, Пугачева, восстаний на Днепре, на Дону.