Смекни!
smekni.com

Личность и государственная деятельность Петра 1 в оценке В.О. Ключевского (стр. 7 из 12)

Одни народники рассчитывали поднять народ на революцию, свергнуть царскую власть, уничтожить помещичье землевладение и установить справедливый социальный строй. Другие намеривались вести в народе длительную пропаганду социалистических идей. Третьи стремились к просвещению крестьянских масс, улучшению их жизни мирным путем.

Таким образом, массовое «хождение в народ» явилось большим общественным подъемом, всколыхнувшим самые широкие и различные круги передовой молодежи. Однако даже при наличии единого координационного центра, это движение оказалось ни достаточно подготовленным, ни централизованным.

Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Однако скоро стало ясно, что поднять крестьянство таким образом не удастся. Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участников «хождения в народ» (было арестовано около тысячи человек). Длительное следствие закончилось политическим «Процессом 193-х», центральным событием которого стала известная речь И.Н.Мышкина, в которой он выразил веру в неизбежное народное восстание в стране.[93]

«Хождение в народ» стало первой попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы.

Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества «Земля и воля», ставшего крупнейшей организацией народников 70-х годов.

Первоначально она называлась «Северная революционно-народническая группа». Название «Земля и воля» было принято в 1878 г. после выхода в свет одноименного печатного органа.[94] Ядро организации составили уцелевшие от арестов участники «хождения в народ» и более молодые революционеры, которые еще осенью 1875 г. обсуждали на нелегальных собраниях в Петербурге перспективы объединения различных кружков и групп в единую общероссийскую организацию.

В 1876 г. в центральный петербургский кружок вошли М.А.Натансон, О.А.Натансон, А.Д.Оболешев, А.Д.Михайлов, Д.А.Лизогуб, В.А.Осинский, А.А.Квятковский, О.В.Аптекман, Г.В.Плеханов, М.Р.Попов и др. Позже к обществу примкнули С.М.Кравчинский, Д.А.Клеменц, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, Л.А.Тихомиров, М.Ф.Фроленко и др. (многие – бывшие члены общества «чайковцев»). С местными филиалами в организации насчитывалось свыше 150 человек.[95]

В процессе обсуждения опыта «хождения в народ» были пересмотрены многие тактические и программные положения революционного народничества первой половины 1870-х годов, определены основы новой программы, которую сами участники назвали «народнической». Окончательная программа «Земли и воли» была разработана на совещаниях весной 1878 г. в Петербурге, тогда же был принят временный устав.

Считая крестьянскую общину ячейкой социализма, а русского крестьянина – прирожденным революционером, члены общества стремились приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существовавшим, по их убеждению, в народе. Важнейшие положения программы – требование передачи всей земли крестьянским общинам с равномерным ее распределением, «разделение Российской империи на части соответственно местным желаниям», передача властных функций общинам и союзам общин (часть своих полномочий они добровольно передают избранному ими правительству), полная свобода вероисповеданий.[96]

Единственным способом осуществления социальных преобразований члены общества считали «насильственный переворот», который мыслился в форме всеобщего народного восстания. Средства подготовки восстания – «агитация» (как «словом», так и «делом» – посредством «бунтов», стачек, демонстраций), а также «дезорганизация государства» (привлечение на сторону организации офицеров, чиновников, террор в отношении предателей из среды революционеров и «наиболее ревностных» агентов правительства).

Ядром «Земли и воли» явился «основной кружок» (около 30 человек), выделивший организационный центр и редакцию печатного органа, находившиеся в Петербурге. Общество делилось на несколько групп в зависимости от назначения: «деревенщики», действовавшие в крестьянской среде, «рабочая группа», действовавшая главным образом в пролетарских районах Петербурга, «интеллигентская группа», проводившая работу среди студенчества. Имелась специальная группа для борьбы с правительственной администрацией и «небесная канцелярия», готовившая необходимые конспираторам документы.[97]

Однако основные силы организации первоначально были сосредоточены на работе среди крестьян. Землевольцы приступили к созданию «поселений» в народе, устраиваясь в деревнях в качестве фельдшеров, земских служащих, учителей, писарей и др. Главным районом «поселений» стало Поволжье (Саратовская, Нижегородская, Самарская, Астраханская губернии), где, по мнению землевольцев, были живы традиции массовых народных движений XVIII в.

«Поселения» создавались также в регионах с казачьим населением (область войска Донского, Урал, Северный Кавказ и в Тамбовской, Воронежской, Псковской губерниях). В Казанской губернии не было создано подобных поселений, однако местные народники (Е.Ф. Печоркин, П.А. Голубев, С.Вершинина и др.) пытались вести пропаганду среди студенческой молодежи и сельского населения ряда деревень края.

Землевольцы серьезное значение придавали революционной работе среди интеллигенции и учащейся молодежи, которые рассматривались ими как главный источник новых революционных кадров. Были налажены связи со студенческими кружками различных учебных заведений страны.

Многие землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях 1878-1879 гг. Они же создали ряд нелегальных рабочих кружков на ряде промышленных предприятий Петербурга, играли руководящую роль в стачках на фабриках Кенига, Шау и Невской бумагопрядильне столицы. В 1878-1879 гг. в Петербурге были созданы последовательно 3 хорошо оборудованные нелегальные типографии, в которых печатались газеты «Земля и воля», «Листок «Земли и воли», брошюры, листовки, воззвания и др.

Благодаря усилиям фактического руководителя организации А.Д.Михайлова, строго следившего за соблюдением требований конспирации, землевольцам в течение длительного времени удавалось избегать арестов. В 1879 г. Михайлов сумел внедрить на службу в Третье отделение своего агента Н.В.Клеточникова, который сообщал землевольцам секретные сведения о планах и действиях политической полиции.[98]

Однако постепенно многие землевольцы – участники поселений в народе, столкнувшись с реалиями жизни крестьянства, стали осознавать бесперспективность своих надежд на скорый «бунт». В их среде распространяется убеждение в необходимости борьбы за политические свободы, причем путем индивидуального террора.

Появились и первые примеры этого: вооруженные сопротивления при арестах, покушение В.И. Засулич на Петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова (январь 1878 г.), убийство С.М. Кравчинским шефа жандармов Н.В. Мезенцева (август 1878 г.) и Г.Д. Гольденбергом – Харьковского генерал-губернатора Д.Н. Кропоткина (февраль 1879 г.). Апогеем террористической деятельности «Земли и воли» стало неудачное покушение А.К. Соловьева на императора Александра II (апрель 1879 г.).[99]

К весне 1879 г. внутри «Земли и воли» сложилась группа сторонников политической борьбы и террора (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский др.), которая начала формировать террористическую группу «Свобода или смерть». В июне 1879 г. на тайном совещании в Липецке «политики» фактически оформились в самостоятельную организацию.

Попытка добиться компромисса между «политиками» и «деревенщиками», т.е. сторонниками продолжения революционной работы среди крестьян, на Воронежском съезде (июль 1879 г.) успеха не имела. В августе 1879 г. «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел».[100]

«Народная воля» - революционная, строго законспирированная, сплоченная и высоко дисциплинированная организация. Во главе ее стоял Исполнительный комитет. В его состав вошли А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, А.А.Квятковский, Л.А.Тихомиров, А.И.Баранников, М.Ф.Фроленко, М.Ф.Грачевский и другие, всего 31 человек.[101]

Вокруг этого боевого штаба организации, находившегося в Петербурге, сложилась система агентов, специальных и местных групп, охвативших определенную часть провинции. Местные группы «Народной воли», число которых насчитывалось до двадцати, были созданы в Москве, Одессе, Харькове, Казани, Саратове, Ярославле и ряде других городов страны.

Программные положения «Народной воли» говорили о том, что народ в России находится в полном экономическом и политическом рабстве, доводится до физического вырождения. Основная причина этого – государство, которое представлялось народовольцам крупнейшей капиталистической силой, единственным притеснителем народа. Государство препятствует развитию исконно народных принципов (право на землю, общинное самоуправление и пр.). Задача «Народной воли» – «снять с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу». При этом предусматривался созыв Учредительного собрания, в котором народовольцам предстояло добиваться одобрения своих идеалов, а именно – народного представительства, областного самоуправления, принадлежности земли – народу, фабрик и заводов – рабочим, осуществления политических свобод – слова, собраний, печати и т.п.