Смекни!
smekni.com

Правовые отношения (стр. 2 из 9)

Также под правовым общественным отношением целесообразно понимать специфическую форму социального взаимодействия субъектов права с целью реализации законных интересов и достижения того, что предусмотрено законом или иным источником действующего права[6]. В этом определении нет непосредственного указания на взаимные права и обязанности субъектов правоотношения, однако не отрицается их наличие в правоотношении. Просто в данном определении автор акцентирует внимание на ином аспекте рассматриваемой категории — на взаимодействии субъектов права в рамках соответствующих правоотношений. Несомненно, что осуществление законных интересов и т. п. представляет собой реализацию как субъективных прав участников правоотношения, так и корреспондирующих им юридических обязанностей.

Следовательно, правовое отношение — это такое явление объективной реальности, которое представляет собой неразрывное единство, взаимную связь, с одной стороны, нормы права и соответствующих, урегулированных ею фактических общественных отношений, а с другой стороны, субъективного права и юридической обязанности.

Правоотношения могут возникать и необязательно на основе норм права — как «общественные отношения, саморазвивающиеся в правовые в силу естественно - исторической необходимости, а не в результате воздействия на них норм права»[7]. этот вывод базируется на известном положении о том, что «в наиболее ранние и примитивные эпохи... индивидуальные, фактические отношения в их самом грубом виде и являются непосредственно правом. С развитием гражданского общества... правовые отношения изменились и получили цивилизованное выражение»[8] Гегель также начинает свою философию права с анализа владения как простейшего правового отношения. Проследим динамику возникновения и движения правоотношения на условном примере. Предположим, конкретное лицо решило приобрести дом в сельской местности. Сможет ли оно реализовать свое желание вне сферы правового регулирования, то есть купить дом у продавца, игнорируя соответствующую норму гражданского права. Сможет, но такая сделка будет считаться незаконной и подлежит аннулированию. Для того чтобы стать законным обладателем дома, требуется три условия:

1) чтобы покупатель и продавец были праводееспособными;

2) чтобы норма права допускала возможность приобретения дома данным лицом;

3) чтобы покупатель уплатил продавцу денежную сумму, условленную договором купли-продажи, а сам договор был бы соответствующим образом оформлен. При наличии указанных условий правоотношение реально возникает и достигает своей цели: покупатель получает дом в собственность, а продавец — определенную денежную сумму за проданный дом.

Отношение купли-продажи дома не может возникнуть даже при отсутствии одного из перечисленных условий, а именно:

— если покупатель несовершеннолетний или страдает душевной болезнью;

— если нет нормы, регулирующей данное отношение, или когда рассчитанная на эти отношения норма не распространяет свое действие на покупателя (например, он уже имеет на правах собственности один дом в этой сельской местности);

— если покупатель не уплатил оговоренную сумму продавцу или договор купли-продажи не оформлен надлежащим образом (нотариально не удостоверен).

Субъектами правоотношения в приведенном примере являются покупатель и продавец.

Объектом данного правоотношения выступают действия его участников по купле и продаже дома. Сам дом объектом юридического воздействия быть не может, поскольку это материальный объект, на который можно воздействовать только физическим образом (например, переоборудовать или перестроить). Юридическое значение в данном конкретном случае имеют действия сторон, предусмотренные их юридическими правами и обязанностями. В результате этих действий и осуществляется купля-продажа дома. Предположим, что объектом указанного отношения является дом. Но это объект лишь одной стороны правоотношения — покупателя. Что же является объектом другой стороны? Получается — деньги как эквивалент проданной вещи. Тогда следует логический вывод, что одно правоотношение имеет несколько объектов, хотя и взаимосвязанных материальными признаками, — а это не соответствует реальной действительности.

Понятно, что правовая форма и фактическое содержание общественного отношения находятся в неразрывном единстве. Нормы права для того и создаются, чтобы урегулировать, придать юридическую форму этим отношениям. Однако правоотношение, как индивидуализированное проявление норм права, объектом своего воздействия имеет поведение людей, направленное на достижение благ, для чего люди и вступают в правовые связи.

Субъективным правом в отношении купли-продажи дома является предоставленная покупателю нормой права возможность приобрести жилой дом, если он находится в сфере действия этой нормы.

Юридическая обязанность — это необходимость передачи продавцом покупателю дома, за который покупатель уплатил продавцу обусловленную денежную сумму в установленном законом порядке.

Отсюда следует вывод, что поддерживаемая и охраняемая государством юридическая форма фактического поведения участников правоотношений в реальной жизни является средством удовлетворения их разнообразных благ и интересов.[9]

1.2 Функции правоотношений

Фактически правоотношения представляют собой целый комплекс связей[10]. Эти связи характерны для любых видов правоотношений.[11] При этом они обусловливают существование правоотношения в качестве формы реализации функций права.

С учетом понимания функции права как внутренне присущего праву явления, определяемого ролью (назначением) права в обществе, представляющего собой основное (главное) направление его воздействия на объективную реальность и выражающего связь права с иными явлениями социальной действительности, и предмета настоящей статьи, правоотношение следует воспринимать в качестве формы реализации социального назначения права.

Под социальным назначением права можно понимать ту роль, которую призвано выполнять право в жизни общества, то назначение, ради которого оно появилось как особый уникальный социальный феномен. Главной здесь является регулятивная роль права, поскольку право зародилось именно в качестве социального регулятора. При всей силе авторитета старейшин обществу на определенном этапе развития объективно потребовался внешний регулятор-императив, безразличный к конкретным личностям, в соответствии с которым люди должны были сообразовывать свои поступки. Таким императивом и стало право. При этом право в силу своих качеств общеобязательности и опоры на социальную власть также играло роль охранителя общественных отношений от неправомерных деяний их участников и, кроме того, приобрело воспитательную функцию.

Механизм реализации функций права в правоотношении может быть охарактеризован следующим образом. Этот механизм является частью общего механизма реализации функций права, состоящего из нескольких последовательных взаимосвязанных элементов, начиная от установления меры возможного и должного поведения людей (правил поведения) в правовых нормах (формирования права) и заканчивая состоянием упорядоченности, внутренней согласованности социальной жизни (правопорядком) как окончательным результатом действия функций права. Правоотношения в этой общей системе занимают, по сути, центральное место — с точки зрения стадийности механизма реализации функций права, а не их исключительной значимости. В указанном механизме вообще нет незначительных, несущественных элементов. Все они как звенья одной цепи находятся в неразрывном единстве и проистекают один из другого, создавая почву для существования и «работы» каждого последующего элемента. Правовое отношение как одно из звеньев данной цепочки фактически находится в центре, следуя за правосознанием и предваряя собой стадию правопорядка.

1.3 Социальное назначение права

Из приведенного выше анализа сущности правового отношения следует, что правоотношения представляют собой целый комплекс различных связей: с одной стороны, это связи, характеризующие единство нормы права и урегулированного ею общественного отношения; с другой стороны, это связи, характеризующие внутреннюю структуру правоотношения — права и обязанности его участников. Указанные компоненты правоотношения и связующие их нити — собственно связи между этими компонентами создают необходимую основу для реализации социального назначения права.[12]

Сначала разберем значение первой взаимосвязи: нормы права и регулируемого этой нормой общественного отношения.

Норма права, закрепляя некоторую модель поведения человека в конкретной ситуации, всегда преследует определенный социальный эффект. Она задает направление развития соответствующих отношений. Для правовой нормы важно не только и, возможно, даже не столько предписываемое ею поведение человека, сколько результат этого поведения. Не бывает правового регулирования исключительно ради правового регулирования;нормы права не издаются только затем, чтобы люди непонятно по каким причинам им следовали. Правомерное поведение людей не является конечной целью правового регулирования, его цели всегда простираются значительно дальше. Они могут быть прямо не выражены в тексте правового акта, но они так или иначе подразумеваются, прослеживаются, обсуждаются при издании законов и иных нормативных документов, на них ориентируется законодатель, принимая закон. В то же время многие нормативные правовые акты непосредственно закрепляют указание на цели их принятия. Они содержат преамбулы, констатирующие части или отдельные статьи, в которых прописываются соответствующие целевые ориентиры. Это важно для правильного понимания и восприятия положений данных правовых документов. Подобные нормы позволяют установить волю законодателя (правотворца) при принятии акта и, следовательно, создают предпосылки для его грамотного исторического и системного толкования.[13]