Смекни!
smekni.com

Правовые отношения (стр. 3 из 9)

Норма права, таким образом, не просто очерчивает границы соответствующих общественных отношений, устанавливая для них четкие рамки посредством абстрактного моделирования поведения людей, но и корректирует, направляет их, как бы вкладывая эти отношения в определенное русло развития. Поэтому урегулированное правом общественное отношение стремится к тому эффекту, который являлся бы замыслом законодателя при издании правового акта — к реализации этого замысла.

Не менее существенное значение для осуществления социального назначения права (функций права) в правоотношениях играет взаимосвязь прав и обязанностей, закрепляемых нормой. Эти два компонента фактически являются исключительными элементами нормы, которые необходимы: для моделирования поведения человека в юридическом смысле. В правовой норме субъективному праву всегда противостоит юридическая обязанность. В этом заключается существо юридических установлений и их специфика по отношению к нормам иных социальных регуляторов (например, морали). С точки зрения основоположника психологической школы права Л. И. Петражицкого, правовые нормы являются обязательно-притязательными или императивно-атрибутивными. Такие нормы, устанавливая обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим как нечто им должное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное (attributum).[14]

Следует отметить, что далеко не все нормы права закрепляют юридические положения в форме прав и обязанностей. Например, нормы, определяющие статус того или иного учреждения, государственного органа, порядок исчисления сроков, процедуры формирования властных структур и многие другие. Однако они в любом случае подразумевают соответствующие права и обязанности участников данных правоотношений. Так, устанавливая правовое положение (статус) каких-то субъектов, норма очерчивает круг правомочий этих субъектов и связанных с ними обязанностей. При исчислении сроков заинтересованные лица вправе и обязаны руководствоваться положениями норм права, регламентирующими правила исчисления. Аналогичная ситуация наблюдается в рамках отношений по формированию органов публичной власти (например, избрание главы государства, депутатов).

Права и обязанности — это те структурные частицы нормы, которые самым непосредственным образом определяют действия и поступки людей. Можно сказать, что человек — участник правоотношения ведет себя определенным образом не в соответствии с нормой права, а в соответствии с субъективным правом, предоставленным ему нормой, или в соответствии с закрепленной в норме обязанностью.

Следовательно, правомерное поведение людей есть необходимое средство реализации социального назначения права в правоотношениях. Участник правового отношения, совершающий тот или иной поступок, который предписан или дозволен ему соответствующей правовой нормой, а именно реализующий свое субъективное право или исполняющий возложенную на него обязанность (в частности, соблюдая установленный запрет), тем самым воплощает определенное этой нормой правило (модель) поведения. Соответствующее поведение в идеале должно привести к тем последствиям, на которые рассчитывал законодатель.

Таким образом, правомерное поведение участников правоотношения представляет собой своеобразный «передаточный механизм» от нормы права к преследуемому ею социально значимому результату. Достижение этого результата будет означать реализацию целей правового регулирования, т. е. реализацию социального назначения права как регулятора общественных отношений (осуществление регулятивной функции права).

Порожденное осуществлением функций права в правоотношениях состояние внутренней согласованности общественных отношений (правопорядок) знаменует собой следующий и окончательный этап общего механизма реализации функций права.

Реализация функций права возможна и вне правоотношений. Например, осуществление воспитательной функции вполне допустимо без участия субъектов в определенных правоотношениях, через общесоциальные каналы — обучающие лекции и семинары, средства массовой информации, встречи с представителями юридической науки и др. Поэтому правоотношения являются основной, но не исключительной формой реализации функций права. При этом правоотношения в отличие от правосознания, которое представляет собой субъективную форму реализации функций права, являются объективной формой такой реализации.

2. Субъекты правоотношений

В современном цивилизованном обществе нет людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность — не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства — должным образом гарантировать и защищать это качество.

Главное в правоспособности — не права, а принципиальная возможность пли способность иметь их.

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX в. (французский Гражданский кодекс 1804г., германское Гражданское уложение 1896г.). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, в последующем он приобрел более широкое значение.

Но правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только право иметь право, а уж последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права:

а) неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, «отобрать», «отнять» ее у него или ограничить;

б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств;

в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим;

г) по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки;

д) субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе.

Всеобщность правоспособности заключается в том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством — юридической способностью быть носителями соответствующих прав и обязанностей, из числа предусмотренных законом. А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной. Из этого исходит и международное право.

Однако, будучи категорией универсальной, правоспособность проявляет себя в различных отраслях права по-разному. Значение и роль ее в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсюда и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности.

Подчеркнем еще раз, правоспособность — не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию.

Правоспособность существует там, где есть вообще правовое регулирование, правовая среда. Это качество неизменяемо, его нельзя сделать больше или меньше. Невозможно признать кого-либо неправоспособным, а только недееспособным. Раз субъект наделен правоспособностью, то в полном объеме и до конца своих дней, а не временно.

Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право на жизнь, свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т.д.). Эта способность никем и ни при каких обстоятельствах не может быть «аннулирована». Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твердо знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и свобод.

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная, (должностная, профессиональная) правоспособность — это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и т.д.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.