Смекни!
smekni.com

Правоотношение, как форма реализации нормы права (стр. 2 из 6)

Правовое положение физического лица определяется совокупностью индивидуального, общего и специального статусов. А.А. Стремоухов[2] выделяет три формы существования объекта права: общую, отраслевую и специальную, каждой из которых соответствует общий, отраслевой и специальный субъект.

Индивидуальный статус присущ каждому физическому лицу и определяется полом, возрастом, семейным положением, образованием.

Общий статус устанавливается Конституцией Российской Федерации. Общая форма субъектов права характеризуется наличием у них общих основных прав и обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в частности, для человека и гражданина – система основных прав и обязанностей, имеющая одинаковый объем для всех и для каждого, одинаковый объем для всех и для каждого, неотъемлемая и наиболее устойчивая по своему характеру. Эта система прав определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и международными стандартами.

В состоянии отраслевой формы общие субъективные права и обязанности лица (индивидуальные и коллективные) конкретизируются, уточняются и развиваются в соответствии с особенностями предмета и метода правового регулирования данной сферы общественных отношений. В различных сферах возникают такие отраслевые субъекты, как работники и работодатели – в трудовом праве; истцы и ответчики – в гражданском праве, жена, муж и дети – в семейном праве; должностные лица, государственные органы, субъекты Российской Федерации – в конституционном и административном праве и др.

Существующее в России равенство всех субъектов права перед законом не исключает определенной дифференциации их правового регулирования, и наличия в российском праве специальных субъектов. Процесс специализации – закономерный, объективный результат совершенствования общественных отношений, в том числе правовых. Всякий раз для того, чтобы обеспечить специальным субъектам беспрепятственное и результативное участие в общественных отношениях, государство уже на основе имеющихся социальных норм всегда создавало специальные правовые нормы. Эти нормы устанавливали и закрепляли за субъектами специальные права и обязанности, что и вызвало появление специального субъекта права со своей специальной правосубъектностью.

Третья форма существования объекта права – специальная. Она возникает после того, как субъект минует общую и отраслевую формы и обретает способность иметь возможность пользоваться конкретными правами, а также выполнять обязанности в рамках определенного института отрасли права или межотраслевого института права. Так, военнослужащий внутренних войск МВД Российской Федерации, как и любой гражданин Российской Федерации, в общей форме субъекта права в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет право на социальное обеспечение (ст. 39). В специальной форме, в границах института пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, военнослужащий получает право на конкретные три вида «военной» пенсии – пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, пенсию по случаю потери кормильца и приобретает качество специального субъекта права. Специальный статус связан с определенными правовыми ограничениями, например, для государственных гражданских служащих, судей, прокуроров, следователей.

В рамках института отрасли права специальные субъекты права могут создаваться не только специальными законами, но и ведомственными и локальными нормативными актами.

Так, по мнению Стремоухова А.А., «специальный субъект права – это любое индивидуальное или коллективное лицо, которому нормами института отрасли права установлен конкретный и детальный объем его способности обладать правами и обязанностями и своими действиями приобретать их в правоотношениях специального вида»[3].

Особенности специального субъекта права можно свести к следующему:

1. В контексте специального субъекта речь всегда идет о представителе той или иной социальной группы, обособленной по определенному признаку (роду деятельности, возрасту, состоянию здоровья и так далее).

2. Специальный субъект отличается способностью иметь и обладать конкретными правами и обязанностями на уровне отдельных социальных групп, которые регулируются разными отраслями. Так, они могут укладываться в рамки одной отрасли (например, эксперт – субъект уголовно-процессуального права), а также обладать комплексным характером (например, должностное лицо, несовершеннолетний и так далее).

3. Сущностное свойство субъекта права – правоспособность – лишь констатирует потенциальное наличие у него разнообразных прав. Поэтому для целей обособления субъекта используют категорию специальной правоспособности.

4. Переход от общего субъекта права к специальному связан с наступлением определенных юридических фактов. Например, чтобы стать следователем, нужно кроме прочего, быть назначенным на эту должность приказом руководителя. Это объясняется тем, что все права субъектов делятся на основные – общие для всех лиц, и специальные, присущие лишь субъектам отдельных социальных групп. Реализация вторых связана с отраслевыми и специальными нормами и юридическими фактами. Юридические факты создают для специального субъекта правовое поле, по которому тот может двигаться в определенном направлении: например, супруг имеет право на алиментирование, лицо, достигшее определенного возраста, может быть принято на работу.

5. Специальный субъект права как категория и правовое явление в теории и на практике служит расширению или ограничению содержания общего субъекта.

К коллективным субъектам относятся: государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые – с субъектами федерации, в гражданско-правовые – по поводу федеральной государственной собственности, в уголовно-правовые и так далее); государственные организации (например, ГОУ ВПО Красноярская государственная медицинская академия, муниципальное учреждение здравоохранения «Тяжинская центральная районная больница), негосударственные организации (частные фирмы (например, ООО «Тяжинлеспром), коммерческие банки, общественные объединения (например, «Союз женщин Кузбасса», Совет по опеке и попечительству).

Органы государства как субъекты правоотношений обладают полномочиями по совершению односторонних действий, которые порождают или изменяют, а также прекращают правоотношения. Это так называемые правоприменительные акты. Но государственные органы могут заключать и гражданско-правовые сделки, тогда они выступают как равные с другими субъектами участники правоотношений.

Коллективные субъекты, участвующие в области частно-правовых отношений, обладают качествами юридического лица. Юридические лица – особый круг субъектов правоотношений. Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»[4].

Общепризнанно, что юридическое лицо есть субъект права. Так как юридическое лицо живым субъектом не является, в правоотношениях его представляют конкретные люди, а в результате их действий возникают правовые последствия для юридического лица. Правоведы до сих пор спорят о том, обладает ли юридическое лицо своими интересами или оно ширма, за которой стоят реальные люди со своими устремлениями. Исчерпывающий ответ на вопрос, что такое юридическое лицо, до сих пор не найден.

Конституция Российской Федерации 1993 г. прямо говорит только о правах и обязанностях гражданина, не упоминая о юридических лицах. Однако в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. №20-П[5] указано, что конституционные права человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации, распространяются на юридические лица в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо.

Юридическое лицо является участником не только гражданских, но также иных правоотношений, в том числе административных, трудовых, налоговых и т.д.

Гражданская правоспособность и дееспособность юридического лица установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. Причем юридическому лицу может принадлежать весь комплекс имущественных прав, в том числе и некоторые личные неимущественные права. Например, право на защиту деловой репутации и компенсации морального вреда.

Гражданско-процессуальная правоспособность юридических лиц и порядок их участия в гражданском (арбитражном) процессе закреплены в Гражданско-процессуальном кодексе РФ.

Трудовой кодекс признает юридическое лицо – работодателя – стороной в трудовых отношениях.

Юридические лица являются субъектами административных отношений. За нарушение налогового, земельного и другого законодательства установлена административная ответственность юридических лиц.