Смекни!
smekni.com

Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874): проблематика, поэтика, история восприятия (стр. 14 из 19)

«Ночлеги», три пьесы: 1) Новый барин <в печати>: «На постоялом дворе» , 2) Гари <в печати: «На погорелом месте»>, 4) У Трофима и затем еще несколько мелких лирических стихотворений < «Путешественник», «На покосе», «Не говори: «Забыл он осторожность!»—«Н. Г. Чернышевский» («Пророк»), «Элегия».

В то же время прочтено корректуры более 80-ти листов и выпущены две книги «О. з.», причем двукратно ездил в город в каждый раз возвращался с мерзостью на душе».

(НЕКРАСОВ—А. Н. ЕРАКОВУ, 10 августа 1874 г., Чудовская.Лука // 38:380-381).

С Александром Николаевичем Ераковым – мужем сестры Некрасова Анны Алексеевны Буткевич в начале 1870-х Некрасова связывают приятельские отношения. С начала 1872 года Некрасов становится частым гостем в их доме. Иногда Некрасов приносил в их дом только что написанные произведения.

С лета 1873 года Некрасов начинает собирать «наиболее яркие картины из времён крепостного права» (Кони А. Ф. Николай Алексеевич Некрасов // 38:364) для «иллюстрации» произведения «Кому на Руси жить хорошо». Поэт опрашивает своих знакомых на предмет рассказов о зверствах крепостников. Эти факты повлияли как на характер творчества Некрасова, так и на его душевное состояние этого периода.

К 1874 году у Некрасова уже развивалась смертельная болезнь – рак желудка, которая приносила ему постоянные страдания: «Желаю Вам провести лето спокойно в деревне, а я еду в Киссинген — меня гонит необходимость: я должен пить эту воду, которую в 1869 году уже пил с пользою,— иначе не прожить мне следующей зимы: желудок у меня совсем не работает...»

(НЕКРАСОВ — А. .Н. ОСТРОВСКОМУ, 10 мая 1873 г. // 38: 72)

Зимой 1874 года он несколько раз приглашал доктора Николая Андреевича Белоголового, жалуясь на недомогание, вялость и особенно на острую невралгическую боль. Однако он еще держался, работал, бывал в редакции, ездил на охоту. В эту зиму он участвовал в редактировании сборника «Складчина», изданного в помощь пострадавшим от голода в Самарской губернии, и поместил в нем «Три элегии», посвященные Плещееву; готовил восьми томное издание сочинений Островского; вел переговоры и переписку с писателями-авторами «Отечественных записок». В частности, он возобновил отношения с Достоевским, который вручил ему только что законченную первую часть романа «Подросток». По словам Достоевского, Некрасов принял его «очень дружески», а потом сам пришел к нему по прочтении «Подростка», чтобы «выразить свой восторг».

«Уныние» занимает важное место в творчестве Некрасова 1870-х годов— поэма, проникнутая «итоговыми» и прощальными настроениями. Для неё характерно обращение к молодому поколению, к «юношам», что заставляет вспомнить о том, в какое время писались эти стихи — в период народнического движения, вобравшего в себя широкие круги молодежи. Вот одно из этих обращений:

Когда зима нам кудри убелит,

Приходит к нам нежданная забота

Свести итог... О юноши!

Грозит Она и вам, судьба не пощадит:

Наступит час рассчитываться строго

За каждый шаг, за целой жизни труд...

(Уныние)

Личное и общее сложно переплелось в этих стихах, отмеченных высокой зрелостью таланта. «Итоговая» поэма «Уныние» насыщено воспоминаниями. Жизнь поэта была трудна, потому что он отвергал пути, «утоптанные гладко», и «шел своим путем».

§ 2. Восприятие; оценка и интерпретация мотивов и поэтики поэмы публикой, критиками и учёными.

На протяжении всего временного периода разделяющего наши сегодняшние дни и дни творчества Н. А. Некрасова учёные неоднократно обращались к проблематике творчества поэта, основным ведущим мотивам, явлениям и феноменам его поэзии. Характер данных работ, предмет их исследования, методы существенно изменялись с течением времени, на что влияла масса причин. Как нами уже отмечалось во Введении работ в отношении поэмы Некрасова «Уныние» встречается очень мало. В основном источником наших сведений о характере исследования этого некрасовского произведения послужили упоминания о поэме, использование её фрагментов в работах посвящённых творчеству поэта вообще. Как мы уже отмечали выше, основную канву характера исследования определял период времени исследования: господствующая идеология, существующие в данный момент, направления в литературоведении и ещё ряд причин. Всё это вне сомнения влияло на характер отношения к Некрасову как к личности, как к поэту, к его творчеству. В нашей работе мы выдели ряд этапов, в которые характер отношений к Некрасову принципиально меняется.

1874-1901 года.

Особенности работ критиков в начале данного временного периода мотивированны особой ситуацией сложившейся в данной науке в данный временной период. В течение всего 19 века представители реакционной части общества, а именно либерально-дворянской и эстетической критики провозглашали Некрасова спорным поэтом. В литературной критике происходила борьба двух направлений - уже упомянутого реакционного и революционно-демократического основными деятелями, которого являлись Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Данные критики не оставили развёрнутой печатной характеристики в отношении поэмы «Уныние». В основном сведения о поэме можно почерпнуть из дневниковых записей и переписки современников Некрасова.

Некоторую информацию косвенно связанную с интересующей нас поэмой "Уныние" можно почерпнуть из писем, в частности из письма Н. Г. Чернышевского А. Н. Пыпину от 14 августа 1877 года. В нём известный критик рассказывает о состоянии Некрасова в последние десятилетие жизни поэта. Чернышевский говорит о страданиях поэта, прежде всего о духовных, попытках проанализировать вклад в жизнь общества, влияние на современников которые осуществлял Некрасов. Так же говорится о настроении уныния, которое появилось у поэта на рубеже 60-70-х годов. Исходя из этого, можно сказать, что появившиеся в последний период творчества произведения Некрасова являются плодом его настроений, вызванных болезнью и ожиданием смерти.

Так же к этой группе можно отнести и фрагменты из записной книжки А. Н. Пыпина, где автор описывает обстановку, в которой создавались произведения Н. А. Некрасова 70-х годов в Чудовской Луке, где также отмечает «настроение уныния», которое постигло поэта в этот период.

Говоря о литературных исследованиях и критике, следует отметить, что вплоть до 1861 года на произведения Некрасова существовал своеобразный запрет. С 1861 года положение дел резко изменяется, после этого года начинается активное издание произведений поэта, публикуются критические работы по его творчеству. Сборники стихов начинают выходить большими тиражами. Эти издания постепенно расширяют представление о Некрасове.

В органе российского либерализма в газете "Голос" Е. Марков печатает серию из 7 статей, где обвиняет произведения Некрасова конца 60-70-х годов в преувеличенности и неестественности образов. Марков говорит, прежде всего, о «неестественности» лирического героя. Мы, позволим себе, не согласится с подобным высказыванием. По нашему мнению данный исследователь не достаточно понимал сущность некрасовской поэзии, сложность лирического героя, особенности сочетания черт реального персонажа с авторским субъективизмом, авторскими идеями, о чём мы уже говорили в работе.

Несколькими годами позже в 1878 году выходят две критические статьи А. Скрабинского и Г. Елисеева. В данных публикациях авторы говорят о Некрасове, применительно к его творчеству 1870-х годов, как о «слабом художнике». Но, говоря об этом, они не считают данный факт существенным недостатком его творчества. Как бы компенсацией этого они считают очень передовые идеи поэта.

В 1879 году печатается посмертное издание стихотворения Н. А. Некрасова, в котором, в сокращённом варианте, публикуется рассматриваемая нами поэма "Уныние".

В 1900 году выходит работа Н. Михайловского «Литературные воспоминания и современная смута», в которой автор обращается к проблеме мотива поэмы Некрасова «Уныние». Михайловский считает что ведущим в создании поэмы мотивом является страстное желание Некрасова высказать всё наболевшее у него, «выложить душу» (Михайловский: 85). Михайловский отмечает, что у Некрасова было желание проанализировать свою жизнь. Целью создания «Уныния» по мысли исследователя является не исповедаться перед окружающими, не выставить себя на суд читателей, а оправдаться самим перед собой, перед своей совестью.

1902-1917 года.

Началом данного этапа в изучении творчества Некрасова является коренной перелом в отношении критики к творчеству поэта. Тяга к Некрасову, год от года возрастает, что очень заметно проявилось в конце 1902 года, в дни 25-й годовщины смерти поэта. Явлением, которое мы считаем важным выделить, является, тот факт, что в предыдущий период источником критики произведений Некрасова являются его современники, которые не лишены крайнего субъективизма в отношении личности Некрасова, и именно эта позиция является определяющей в оценке его творчества. Теперь в этом отношении ситуация меняется. Также данный период можно охарактеризовать тенденцией постепенного отхода от идеалов революционной демократии 19 века в литературе, что не могло не обусловить изменений в характере отношений к жизни и творчеству Некрасова. Именно с точки зрения новых подходов, в том числе психологических данный период интересен для нашей работы.

В 1903 году публикуется сборник критических статей о творчестве Некрасова под редакцией В. Зелинского, в котором даётся общая оценка произведений последнего десятилетия творчества Некрасова, как произведений, подводящих итог жизни поэта. Конкретного упоминания про поэму "Уныние" в данной работе нет.

Так же в этого периода начинается деятельность К. И. Чуковского – исследователя, который на много лет окажется ведущим в области исследования творчества Некрасова. В 1913 году публикуется статья К. И. Чуковского "Новонайденные творения Некрасова". В этой статье впервые публикуется набросок продолжения строфы IV, половина строфы V и строфы VI-VII поэмы «Уныние».