Смекни!
smekni.com

Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874): проблематика, поэтика, история восприятия (стр. 7 из 19)

детей в суровой школе

Держал старик, растил, как дикарей.

Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,

Травя волков, стреляя в глухарей.

В пятнадцать лет я был вполне воспитан,

Как требовал отцовский идеал:

Рука тверда, глаз верен, дух испытан, -

Но грамоту весьма нетвёрдо знал.

(Уныние)

Крепостническая действительность оказала и другое влияние на последующее творчества Некрасова – именно ей «юный Некрасов и был более всего «обязан» своим идеализмом» (40:25), который и проявился в «Мечтах и звуках». Рассматривая проблему с этой точки зрения можно сказать что, идеализм Некрасова послужил своеобразной «защитной реакцией». Поэту была необходима «эмоциональная разрядка» и именно это и стало причиной формирования особого идеального поэтического мира Некрасова в «Мечтах и звуках». Поэт уходил в него в надежде покинуть мир злой реальности. Сознание юноши противопоставляло мир «приподнятой идеальности». Сам факт обращение к поэзии, ухода в лирический мир можно рассматривать бегством от злого антигуманного мира.

Рассматривая поздние произведения Некрасова, в том числе особенно интересующее нас «Уныние», где, так или иначе, прослеживается биографическо-исповедальная основа можно проследить дополнительные черты, позволяющие увидеть в его «мечтах» скрытую, интимную сторону жизни. Обращение ко многим произведениям Некрасова прямо или косвенно свидетельствуют, что именно отрыв от семьи, приезд в Петербург, принесли Некрасову сильное потрясение:

...Я похож

На нищего: вот бедный дом,

Тут, может, подали бы грош.

Но вот другой — богаче: в нем

Авось побольше подадут.

И нищий мимо; между тем

В богатом доме дворник-плут

Не наделил его ничем.

Вот дом еще пышней, но там

Чуть не прогнали по шеям!

(На Волге)

Благодаря особому состоянию Некрасова, которое сложилась под вилянием его жизни в Петербурге, происходит переоценка ценностей, пересмотр жизненных представлений. «Потенциальный барин» по приезде в Петербург оказывается в несвойственной ему обстановке, на дне общества, где у него появляются несвойственные ему проблемы. Главная из них – проблема выжить, «получить место под солнцем»: «…Оставалось еще несколько рублишек, я нанял себе угол за два рубля в месяц. Пить-есть надо, я и задумал стишонки забавные писать. Напечатал их на листочках и стал гостинодворским молодцам <приказчикам> продавать. Разошлись. Маленько оперился и комнатку на Васильевском острове нанял».

(Некрасов. В передаче В. А. Панаева. («Воспоминания») // 38: 35).

В контексте этого Некрасов переосмысляет отношение к поэзии – это уже не «досужее упражнение», а средство выживания: «…Однажды он <Бенецкий> мне сказал: «Напечатайте ваши стихи, я вам продам по билетам рублей на 500». Я стал печатать книгу «Мечты и звуки». Тут меня взяло раздумье, я хотел ее изорвать, но Бенецкий уже продал до сотни билетов кадетам, и деньги я прожил. Как тут быть! Да Полевой напечатал несколько моих пьес в «Библиотеке для чтения». В раздумье я пошел со своей книгой к Жуковскому…». (НЕКРАСОВ. Автобиографические записи. //38: 34)

Наряду с «меркантильным» интересом на поэзию повлиял и «психологический фактор». Человеку, находящемуся в состоянии кризиса, необходимо «выговорится», проанализировать своё состояние, посоветоваться, найти выход. Отсутствие понимающего собеседника, собственные переживания и побуждали Некрасова к стихотворчеству. Именно стихи стали тем необходимым «собеседником» поэта. Именно поэтому большая часть стихотворений первого сборника Некрасова носят настроение краха надежд и иллюзий.

Серьёзные изменения в поэзии Некрасова начались именно в ходе утраты прежних иллюзий. Основной темой его произведений стали – кризисные ощущения и самоанализ. Смена мировоззренческой позиции отразилась в его поэзии как процесс, с определённой направленностью.

Мировоззренческую позицию Некрасова в данный период можно выявить, обращаясь к стихотворению «Загадка», сборника «Мечты и звуки». Понимание Некрасовым мира кроется в самом названии – «Загадка»: мир есть нечто, что надобно понять. С точки зрения мировосприятия Некрасов в данный период в некоторой мере сходен с поэтами романтизма. Лирические произведения Некрасова этого времени представляют собой некое подражание романтическому направлению. В его творчестве сосуществуют, противопоставленные миры – «ЗДЕСЬ» и «ТАМ». Предназначение поэта Некрасов видит в приобщении к тайне «ТАМ». Но для Некрасова большую роль играют христианские мотивы миропонимания, в том числе мотив воссоединение после смерти родственных душ. Данное явление можно проследить в стихотворении «Могила брата», посвященное умершему брату - Андрею.

Исповедальные мотивы усиливаются в более поздних стихотворениях сборника «Мечты и звуки», которые представляют собой ряд пограничных явлений. Начавшийся в жизни Некрасова кризис всё более затрагивает его поэтическое мировосприятие. Возникает новая проблематика – переживание состояния душевного потрясения, этические проблемы. В стихотворение «Безнадёжность» появляется проблема «грешник с идеей Христа».

Некрасов обращается к своему духовному кризису, своей внутренней расколотости, проблеме «двойного бытия» (40:34). Двойственность внутреннего мира Некрасова становится своеобразной организующей в ряде стихотворений («Смерти», «Песня», Злой дух», «Час молитвы»). У Некрасова возникает новое отношение к поэтической реальности. Мир поэзии – мир несбыточной реальности, который существует только в фантазии, сознании поэта. В творчестве повышается роль нравственного, морального определения и анализа.

Кризис Некрасова постоянно усугублялся, сильно развивались и две его стороны: материальная: жизненные, денежные проблемы, и моральная: кризис внутренних установок, ценностей, противоречие. Жизнь, построенная на идеале, мечтах несла одни страдания. Для выживания необходимо было отречение от этих идеалов, в том числе от самого главного идеала – идеала свободной поэзии, поэзии для души, идеала непродажности таланта: «Я писал из хлеба много дряни, особенно повести мои, даже поздние, очень плохи – просто глупы; возобновления их не желаю». (Некрасов Н. А. Автобиографические записи // 38: 43).

Некоторые стихотворения сборника «Мечты и звуки» обращаются к данному факту. В качестве примера можно использовать стихотворение «Сомнение». В основе этого произведения – саморефлексия. Но уже в этом произведении проявляются отличительные черты некрасовской саморефлекии и некрасовской исповедальности. Вместо предыдущей романтической традиции изображения сугубо абстрактного, «картинного» лирического героя, произносящего выдуманные монологи, и выдуманной ситуации приходит конкретный человек с рефлексирующей мыслью. И часто именно эта рефлексирующая мысль выделяет его из общества и становится причиной его одиночества. Прежние представления обратают личностный выстраданный смысл, становятся основой новой этической программы. Душа человека стремится к особым, духовным потребностям, отходу от проблем внешних, к достижению внутреннего идеала. По мысли Некрасова мучительны не сами жизненные страдания, а мучение порождает отсутствие в жизни идеального.

В исповедально-философских стихах сборника «Мечты и звуки» идеальное и реальное находится в непрерывной схватке. Идеал поддаётся напору действительности, способность его к сопротивлению падает.

Подводя итоги вышесказанного следует отметить, что сборник «Мечты и звуки» не только неоднороден в самых разных смыслах. При определённом подходе к тексту открывается возможность увидеть за внешней пестротой, разнородностью входящих в нее стихотворений некое значимое для поэта содержание, многое «завязавшее» в его судьбе и дальнейшем творчестве. Сборник ранних стихотворений Н А Некрасова отразил и лично, и художественно очень значимый период творческого становления поэта.

«Мечты и звуки» оказались не случайной книгой в творчестве Некрасова, как говорят некоторые исследователи. Исторически ей суждено было стать сокрытым фундаментом дальнейшего развития некрасовской поэзии, в том числе некрасовской исповедальности. Нашедший себе воплощение в раннем сборнике поэта нравственно-гуманистический пафос определил содержательность покаянных мотивов в всём последующем творчестве поэта. В «Мечтах и звуках» определились и ведущие особенности будущего некрасовского лиризма как лиризма концептуально-этического и лиризма исповедального.

Уже на раннем этапе творчества Некрасова прослеживаются основные тенденции творчества такие как: «возмужание таланта» - развитие поэзии от сугубо романтизма к реализму, но с обязательным наличием романтических черт; использование собственного духовного опыта как основы поэзии. Уже в «Мечтах и звуках» выделился особый некрасовский «лирический материал» - материал, основанный на его страданиях, переживаниях.

§ 2. Иронико - аналитический тип некрасовской исповедальности.

Другой важной составляющей, обусловившей формирования исповедального принципа лирики в творчестве Некрасова явился так называемый «иронико-аналитический» тип исповедальности. Иронико-сатирическое начало проходит практически через всё творчество Некрасова. Особенно важным для нашей работы является складывание ироника-аналитическаого типа исповедальности в работах начала 1840-х годов. Примечательной особенностью данных произведений с точки зрения рассматриваемой проблемы является не конкретное повествование об определённых фактах биографии и их анализ, а использование биографических элементов, своего настроения, чувств в повествовании о других людях. Некрасов как бы наполняет жизнь другого человека своими чувствами, переживаниями, проблемами. Так же отличительной чертой является сатирико-ироническая основа стихотворений. Большой ряд стихотворений посвящены теме отрицательных явлений в петербургской жизни, с которыми автор столкнулся после приезда.