Смекни!
smekni.com

Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя (стр. 5 из 11)

Все исследователи подчеркивают, что каждый худо­жественный образ представляет типическое обобщение, которое раскрывается автором в соответствующих приемах типизации. Естественно, что это хорошо должно быть известно учителю и к раскрытию этих типических для своей эпохи черт характера и должна быть направлена характеристика.

Поэтому характеристика, которую учащиеся средних классов с трудом осваивают как рас­суждение с элементами описания, обычно представляет собой изложение событий и поступков героя, иллюстри­рующих или доказывающих основные его черты, основ­ную идейную направленность его характера. Типические обстоятельства, которые обусловливают типический ха­рактер, в свою очередь не могут быть оторваны от него: раскрывая их, учащийся неизбежно говорит и о типиче­ском характере.

Вот почему, знакомясь с поступками и поведением героя, учащиеся сами, не сознавая этого, не давая себе отчета, уже постигают определенный тип жизни, типи­ческий характер. Лишь постепенно, опираясь на отдель­ные художественные образы, можно в V классе подво­дить учеников к формированию понятия типического, объясняя его прежде всего как обобщение множествен­ного, характерного, распространенного.

При работе над характеристикой не следует увле­каться чрезмерным логизированном, составлением планов, перечислением черт характера. Правильно, ду­мается, поступают те преподаватели, которые первона­чально предлагают учащимся рассказать то, что они знают о герое, а затем, ставя несколько вопросов типа «почему, зачем», подводят их к раскрытию основных черт и идейной направленности характера.

Очень неплохо в V—VI классах прибегать при ха­рактеристике к устному и даже живописному рисова­нию, как это практикуют учителя III—IV классов шко­лы. Словом, задача заключается в том, чтобы гармонично раскрыть «мысль и чувство образа», прибегая и к логическому анализу, и к эмоциональному восприятию образа.

При помощи выразительного чтения и задушевной беседы нетрудно будет добиться от учеников такого гар­монического восприятия и усвоения. Большую помощь могут в данном случае оказать смежные искусства — живопись (наглядные пособия), кино, театр.

Таким образом, основным в анализе должно явиться целостное восприятие содержания через художествен­ный текст. Это значит, что учащиеся не только рацио­налистически анализируют текст, .размышляют над ним, привлекая, жизненные впечатления и по­лученные знания, но и по возможности синтезируют свои впечатления, полно переживают художественные обра­зы. Вот почему необходимо после анализа обязательно потребовать от учащихся целостной, окрашенной отно­шением ученика устной или письменной характеристики рассмотренного образа-персонажа. Такой характери­стике должен учить преподаватель, заканчивая анализ образа живым, синтезирующим его черты рассказом о поведении и поступках героя, добиваясь, чтобы в созна­нии учащихся после анализа оставался целостный, эмо­ционально окрашенный живой портрет героя, близкий и интересный для рассказчика. Именно такого яркого, вдохновенного рассказа о герое произведения должны мы добиваться от школьников в результате работы над художественным образом, а не рационалисти­ческого, равнодушного «перечисления» черт его харак­тера.

Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в VVI классах

2.1.Специфика изучения «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Главной заслугой Гоголя является создание «Ревизора» и «Мёртвых душ». Но и ранние его повести представляют исклю­чительную художественную ценность. Без их изучения нельзя определить размеры его влияния на современных ему и после­дующих русских писателей.

Для средней школы «Вечера на хуторе...» имеют ещё и то значение, что учащиеся лучше поймут и скорее полюбят Гоголя, если предварительно позна­комятся с этими произведениями. Это важно ещё и потому, что на основе накопленного уча­щимися конкретного материала преподаватель может с боль­шей полнотой раскрыть творческий путь писателя. В свою оче­редь класс, включая даже наименее сильных учащихся, созна­тельно усвоит этот материал.

Наконец, знакомство с «Вечерами на хуторе...» и «Миргоро­дом» в связи с последующим изучением «Мёртвых душ» помо­жет полнее разобраться в мировоззрении великого русского» писателя.

Не все произведения « Вечеров..» включены в программу для обязательного изучения, а на наш взгляд, необходимо познакомиться со всеми историями, входящие в «Вечера..», так как они дополняют друг друга и составляют единое целое.

С начала первой четверти учебного года повести Н.В. Гоголя последовательно, одна за другой, могут даваться уча­щимся для классного и внеклассного чтения.

Чтению и изучению может быть предпослана небольшая вводная беседа примерно следующего содер­жания.

Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, литературная деятельность которого относится к 30—40-м го­дам XIX в. Он с глубокой любовью относился к своей родине, к своему народу и проявлял исключительный интерес к народ­ному творчеству, быту, мировоззрению, к народным характе­рам. Творчество Гоголя носило прогрессивный, демократический характер.

В 1831 г. вышел первый том его повестей, объединённых общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга сразу привлекла к себе общее внимание и положила начало славе Гоголя.

А. С. Пушкин писал о ней: «Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, неприну­ждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился». В 1835 г. великий критик Виссарион Григорьевич Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя:

«Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрас­ного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная...»

Ранние произведения Гоголя проникнуты юмором. Реже мы видим в них сатиру. Встречаются у Гоголя и героические по­вести. С одной из них, с «Тарасом Бульбой», вы уже хорошо знакомы.

Свою вступительную беседу преподаватель заключает по­следовательным перечислением повестей, входящих в состав «Вечеров на хуторе..» и намечает план их чте­ния, отводя на каждую повесть по одной неделе, кроме тех, которые входят в программу. Это «Майская ночь …» и « Ночь перед Рождеством». Учитель должен составить план изучения так, чтобы эти повести органично вошли в процесс чтения и знакомства с произведением.

Проверка понимания и усвоения прочитанного проводится на уроке. Для этого после ответов по домашнему заданию ста­вится два-три вопроса опрашиваемому и столько же — другим учащимся. Иногда, в зависимости от количества, вопросы к одной повести распределяются между двумя уроками.

Вопросы формулировались преподавателем заранее и вно­сились в план его урока. Ниже приводится примерный пере­чет этих вопросов.

Первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Предисловие к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

1. Под чьим именем Гоголь издал эти повести? (Понятие о псевдониме.)

2. Кто такой Рудый Панько и что значит его прозвище?

3. Чего боялся пасичник Рудый Панько при издании своих произведений?

4. Назовите главных рассказчиков занимательных историк '^на «вечерницах» у Рудого Панька.

5. Из-за чего произошла размолвка между дьяком Фо­мой Григорьевичем и панычом в гороховом кафтане?

6. Как удалось предупредить между ними ссору? Продумайте дома, в чём юмор «Предисловия».

«С о р о ч и н с к а я я р м а р к а»

1. Назовите действующих лиц повести.

2. Где происходят описываемые в ней события?

3. Как автор описывает летний день?

4. Как он описывает ярмарку?

5. Зачем приехал Солопий на ярмарку?

6. Кто и для какой цели распространил слух о «красной свитке» на ярмарке?

7. Расскажите содержание этой легенды.

8. Как использовал её Голопупенко в своих целях? Продумайте дома, в чём комизм образа Солопия Черевика и юмор всей повести.

«Вечер накануне Ивана Купала»

1. Как Гоголь описывает в своей повести быт крестьян?

2. Почему батрак Петро не мог жениться на Пидорке?

3. Какое существовало поверье о цветке папоротника?

4. Как передаётся в повести предание о человеке, добыв­шем богатство путём преступления?

5. О каких проявлениях «нечистой силы», помимо этого» рассказывается в повести? Какое впечатление они производят?

Продумайте дома, какова основная идея этого произве­дения.

«М а й с к а я ночь или утопленница»

1. Как описывается природа в «Майской ночи»?

2. Кто такой голова и как он обращается с крестьянами?

3. Как они отплачивают ему за его несправедливость?