Смекни!
smekni.com

Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя (стр. 8 из 11)

В мирской сходке, или громаде, «голова всегда берёт верх и почти только по своей воле высылает, кого ему угодно, ровнять и гладить дороги или копать рвы». Он заставляет крестьян обмолачивать ему хлеб. Его сын говорит о нём: «Он управляется у нас, как будто, гетьман какой..., помыкает, как своими холопьями». Случается, что непокорных голова обли­вает подо» на морозе. Население села ненавидит и голову, и его помощника — писаря. К нему загоняют в огород свиней, парни бьют в его доме окна, подгулявший мужик ругает его.

Обо всём этом говорится как будто вскользь, между про­чим, но действие повести, построено в основном на этом кон­фликте. На стороне Левка вся деревенская молодёжь, именно потому, что это даёт ей возможность выразить свой протест против гнёта головы.

Но как бы ни был силен внешний гнёт, истоки народной жизни неиссякаемы, чувства народа глубоки и прекрасны, ле­генды и поверья наивны, но исполнены поэзии. Беседуя с Ганной, Левко рассказывает ей скорбное предание о молодой загубленной жизни, связанное с сумрачным прудом. Продол­жение своего рассказа он видит во сне, и оно светлым лучом вплетается в его жизнь. Фантастика здесь переплетается с реальной действительностью. Гоголю как будто жаль раз­рушать обаяние народной легенды, и он воздерживается от выражения своего скептицизма в форме обычной для него лу­кавой шутки или тонкой иронии.

«Майская ночь или утопленница»—.одно из самых лириче­ских произведений Гоголя.

Контрольные вопросы

1. В чём основные особенности композиции (построения) повести «Майская ночь»?

2. Как изображена здесь природа?

3. Как показана жизнь крестьянства?

4. Назовите основные черты характера и поведения головы.

5. Как мстит население голове и писарю за их самоуправ­ство?

6. Расскажите об отражении в повести народных преданий и поверий.

7. Укажите элементы фантастики.

8. В чём проявляется реализм повести?

9. Как будете строить доклад по теме «Лиризм повести»? (Лиризм описаний природы, предания о сотниковой дочке, сна Левко, высказываний Левко и Ганны, авторских отступлений и отдельных оборотов речи.)

«Ночь перед рождеством»

1. Отражение в повести «Ночь перед рождеством» народ­ных поверий.

2. Черты скептицизма в повести.

3. Изображение народных обычаев.

4. Кузнец Вакула как положительный образ.

Проводя инструктивную беседу, преподаватель прежде все­го показывает, как Гоголь с изумительным мастерством вос­производит наивность стародедовских представлений (насту­пает темнота, потому что черт украл месяц; прикоснувшись к месяцу, черт обжигается; Вакула решает продать душу черту побоится согрешить, поевши в постный день сметаны, и т. д.).

Ярко выраженное комическое содержание повести построе­но на основе необыкновенных приключений и столкновений. ( Черт, желая доставить неприятность кузнецу Вакуле, украл месяц, вследствие чего Чуб неожиданно попал к Солохе, убе­дился в её неверности, и когда Вакула, заставив попавшего ему в руки черта свозить его в Петербург, где он достал черевики для своей капризной возлюбленной, пришёл свататься. за Оксану, старый самодур ответил согласием. Легкомыслен­ной Солохе пришлось прятать своих многочисленных поклон­ников в мешки из-под угля, что тоже составляет комический момент. В качестве пролога к этой сложной интриге явилась прогулка ведьмы с чертом в поднебесье, где они набрали мно­го звезд, а черт, обжигаясь, схватил месяц и спрятал его в карман. Свидетелем этого беззаконного дела был волостной писарь, выходивший на четвереньках из кабака и видавший, как танцевал месяц. Последнее указание сразу придаёт всему демонологическому колориту повести шутливый характер.

Фантастическое содержание «Ночи перед рождеством» (че­ловек ловко одурачил бесовскую силу) носит чисто фольклор­ный характер. Всё оно пронизано жизнерадостным юмором.

Народная фантазия по-своему преобразовала окружаю­щий мир, и эти фантастические представления отразились в описании путешествия Вакулы на черте в Петербург: звёзды играют в жмурки, колдун пролетает в горшке, метла возвра­щается без седока, духи сгустились в тучи и т. д.

«Ночь перед рождеством» — одно из самых насыщенных народной поэзией, описаниями народных обычаев и бытовых подробностей произведений Гоголя. Патриархальное мышление и язык усиливают его народный колорит. Вся повесть построена на сложном переплетении человеческих и бесовских взаимоотношений и страстей. В этой весёлой суете торжест­вует человек и его добрые начала.

Гоголь с огромным интересом и симпатией рисует и народ­ный быт, и народные верования. Его скептицизм выступает здесь в немногих, точно вскользь оброненных замечаниях. Так, например, рассказав, как Солоха летала через трубу на метле, он потом добавляет, что, может быть, «хитрость и сметли­вость её были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на весёлой сходке лиш­нее, что Солоха точно ведьма».

Повесть «Страшная месть» интересна для учащихся как яркий образчик романтической повести, как первый опыт Гоголя в создании героической эпопеи, явившейся своего рода подготовкой к «Тарасу Бульбе». Поэтому с ней знакомит­ся весь класс в плане внеклассного чтения.

Последнее занятие посвящает­ся изучению незаконченной повести Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка».

Очередной урок может начинаться неболь­шим вступлением, в котором учитель обращает внимание на то, что в изображении Гоголя жизнь крестьянства и казаче­ства полна глубоких чувств, ярких переживаний, что в их среде встречаются сильные, благородные характеры. Что же касается дворянства, то жизнь его бедна, бессодержательна, характеры мелки и ничтожны.

Повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» по­свящались два доклада:

1. Образ небокоптителя в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».

2. Образ грубого крепостника Сторченко.

Приводим примерное содержание инструктивной беседы, предшествовавшей самостоятельной работе учащихся над по­рученными им докладами.

Главный герой повести — Иван Фёдорович Шпонька, яв­ляющийся воплощением бездарности, безличности, бесцвет­ности.

«Было ему без малого пятнадцать лет, когда перешёл он во второй класс, где, вместо сокращённого катехизиса и четырёх правил арифметики, принялся он за пространный, за книгу о должностях человека и за дроби. Но, увидевши, что чем даль­ше в лес, тем больше дров, и получивши известие, что батюш­ка приказал долго жить, пробыл ещё два года и, с согласия матушки, вступил потом в пехотный полк». Командир этого полка гордился тем, что несколько его офицеров танцевали ма­зурку. Блеску офицеров также содействовало умение пить чистый спирт и проигрывать в карты «даже исподнее платье, что не везде и между кавалеристами можно сыскать».

В полку так же, как и в школе, Иван Фёдорович отличался благонравием: он безвыходно сидел дома, где «то чистил пу­говицы, то читал гадательную книгу, то ставил мышеловки по углам своей комнаты, то, наконец, скинувши мундир, лежал на постели... Зато в скором времени, спустя одиннадцать лет после получения прапоршичьего чина, произведён он был а подпоручики». Ещё через четыре года Иван Фёдорович вы­шел в отставку и поехал в своё имение. В течение двухнедель­ной дороги с длительными остановками он не скучал, так как находил себе занятия: «...развязывал... чемодан, вынимал бельё, рассматривал его хорошенько, так ли вымыто, так ли сложено, снимал осторожно пушок с нового мундира, сшито­го уже без погончиков, и снова всё это укладывал наилучшим образом. Книг он, вообще сказать, не любил читать».

В пути Иван Фёдорович знакомится с помещиком-крепост­ником Сторченко, который без всякой причины непрерывно ругает своего слугу с заплатанными локтями «подлецом», «мо­шенником», «рожей», сообщает о том, как помогла ему ста­руха «зашёптыванием» от заползшего в ухо таракана.

Особенно выразительна сцена, где показано, как камерди­нер укладывал барина спать. «Тут камердинер Григория Гри­горьевича стащил с него сюртук и сапоги, натянул вместо того халат, и Григорий Григорьевич повалился на постель, и, каза­лось, огромная перина легла на другую.

— Эй, хлопче! Куда же ты, подлец? Поди сюда, поправь мне одеяло! Эй, хлопче, подмости под голову сена! Да что, коней уже напоили? Ещё сена! Сюда, под этот бок! Да по­правь, подлец, хорошенько одеяло! Вот так, ещё! Ох!»

Когда Иван Фёдорович приехал к Сторченко по делу о присвоенной им земле, тут разыгралась сцена. Гостеприимный хо­зяин угощал своего гостя обедом: «Да что же вы так мало взяли? Возьмите стёгнышко! Ты что разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец, на колени! Говори сейчас: Иван Фёдорович, возьмите стёгнышко!» — «Иван Фёдорович, возь­мите стёгнышко!» — проревел, став на колени, официант с блюдом».

Повесть осталась как бы незаконченной, и в предисловии к ней это объясняется тем, что жена рассказчика использовала половину рукописи для печенья пирогов. Повесть даёт ряд яр­ких реалистических зарисовок быта и нравов провинциального дворянства, показывает необычайно рельефно типичных его представителей.

В противоположность изображаемому Гоголем крестьян­ству и казачеству, у них нет сильных, бескорыстных чувств, нет подвига или хотя бы просто смелого поступка, нет яркой вы­думки, нет поэзии.