Смекни!
smekni.com

Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя (стр. 6 из 11)

4. Какое предание рассказывает Левко о заброшенном доме?

5. Какой сон видел он на берегу пруда?

6. Какую легенду рассказывает Винокур?

Продумайте дома: а) Какие мотивы устной народной поэ­зии отразились в повести? б) В чём её фантастика? в) В чём её реализм?

«Пропавшая грамота»

1. Что рассказывает дед о своих приключениях?

2. Откуда мы видим, что дед любил прилгнуть?

3. Что могло случиться с ним на самом деле? Продумайте дома: какие черты характера и поведения можно подметить у деда.

Вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

«Ночь перед рождеством»

1. Как черт похитил месяц?

2. Кто был свидетелем этого?

3. Какие последствия имело это похищение?

4. Что видел Вакула во время своего полёта в Петербург?

5. Кто оказался победителем в борьбе человека с чертом?

6. Какие народные обычаи описаны в повести? Продумайте дома два вопроса:

а) Хочет ли Гоголь всерьёз уверить читателя в действи­тельности описанных в повести чудесных происшествий?

б) Какими чертами характера и поведения обрисован кузнец Вакула?

«Страшная месть»

1. Почему повести дано такое заглавие?

2. Какое из преступлении колдуна является самым тяжким?

3. Каковы лучшие черты Данилы Бурульбаша?

4. Одинок ли Данила в своей борьбе с врагами родины? Продумайте дома, почему «Страшную месть» мы можем назвать романтической повестью. Подготовьте для выразительного чтения описание Днепра

(«Чуден Днепр при тихой погоде...»)

«И в ан Ф ё д о р о в и ч Ш п он ь к а и его тётушка»

1. Расскажите об учебных занятиях юного Ивана Фёдо­ровича.

2. Чем заполнял он своё время, ставши взрослым чело­веком?

3. Как помещик-крепостник Сторченко обращается со своими крепостными слугами?

4. Чем объясняет автор незаконченность повести?

Продумайте дома, почему этой повести не нужен конец, в чём её сатирический характер.

2.2. Тематическое и поурочное планирование

Приводим примерный план и содержание заня­тий.

.Первое занятие.

Гоголь — великий русский писатель.

План

Значение его творчества. Основ­ные черты его времени. Жизнь, литературные инте­ресы и первые литературные опыты до начала ли­тературной славы будущего великого писателя. Его жизнь и литературная деятельность в первую половину 30-х годов.)

Второе занятие –

Тема «Юмор и сатира Н.В.Гоголя в «Предисловии»»

План

1. Выразительное чтение «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

2. Работа учащихся:

а) Юмор «Предисловия».

б) Сатира в «Предисловии».

Третье занятие посвящено «Сорочинской ярмарке».

Тема«Сорочинская ярмарка» как отражение народного творчества»

План

1.Красочность описаний природы, ярмарки, внешнего вида действующих лиц в «Сорочинской ярмарке»;

2.Отражение народного творчества в повести;

3.Реализм сюжета и бытовых картин;

4.Основные черты характеров и поведения действующих лиц. Реализм образов Солопия Черевика и его дочери;

5.Яык действующих лиц повести как средство характери­стики.

Четвертое занятие: «Вечер накануне Ивана Купала».

Тема «Фантастика народного предания»

План

1.Описание быта крестьян в повести.

2. Народное предание как основа сюжета и главная идея

повести.

3. Юмористическое изображение народных верований в «не­чистую силу».

Следующее занятие посвящено повести «Майская ночь или утопленница».

Пятое занятие

Тема « Лиризм повести « Майская ночь… »»

План

1. «Пан-голова» и его взаимоотношения с крестьянами.

2. Народные легенды в повести «Майская ночь».

3. Черты реализма и фантастики в «Майской ночи».

Шестое занятие

«Ночь перед рождеством»

Тема урока «Отражение в повести «Ночь перед рождеством» народ­ных поверий.»

План

1. Черты скептицизма в повести.

2. Изображение народных обычаев.

3. Кузнец Вакула как положительный образ.

Методические рекомендации

Гоголь — великий русский писатель.

Значение его творчества. Основ­ные черты его времени. Жизнь, литературные инте­ресы и первые литературные опыты до начала ли­тературной славы будущего великого писателя. Его жизнь и литературная деятельность в первую половину 30-х годов.)

Вначале можно дать сообщения учащихся (по 5-минут каждое):

1. Литературные интересы семьи Гоголя.

2. Изучение Гоголем народного творчества.

3. Литературные занятия Гоголя в период обучения в Нежинской гимназии.

В процессе обсуждения сообщений преподаватель может по­ставить несколько вопросов, как, например:

1. Что способствовало развитию литературных способно­стей юноши Гоголя?

2. Не может ли кто-нибудь сказать, в чём сказалось влия­ние народного творчества в повестях Гоголя?

3. Может ли кто-нибудь привести примеры гоголевского юмора?

Для того чтобы урок прошел содержательно и интересно, он должен быть тщательно подготовлен. Доклад­чики (для первых сообщений — из наиболее успевающих уче­ников) собираются вместе с преподавателем, который прово­дит инструктивную беседу о плане, содержании и источниках каждого из намеченных докладов.. Здесь указывается также на обязательность чёткости и выразительности как чтения, так и устной речи докладчиков.

Вот примерное содержание инструктивной беседы.

Изучение народной жизни и народного творчества начи­нается Гоголем очень рано, и идёт оно разными путями.

Отец великого писателя, Василий Афанасьевич Гоголь, был талантливым и по тому времени образованным человеком. Ему принадлежат остроумные бытовые рассказы и сцены в ли­цах. Комедии Василия Афанасьевича Гоголя из украинского народного быта, написанные для домашнего театра дальнего родственника, вельможи Трощинского, написаны хорошим язы­ком, проникнуты тонким юмором и свидетельствуют об отлич­ном знании автором народной украинской жизни.

Своё дарование, свою любовь к литературе, свой интерес к народному быту Василий Афанасьевич передал и сыну.

Интерес к народному творчеству разделяли и остальные члены семьи Гоголя. Позже мы найдём в письмах юного пи­сателя к матери постоянные просьбы о сообщении ему народ­ных легенд, песен, народных обычаев, описаний одежды, осо­бенностей быта.

Вместе с тем Гоголь изучает вышедшие в печати сборники произведений народного творчества и труды до этнографии. Он был знаком со всеми имевшимися тогда сборниками украин­ских песен.

Но Гоголь не только использовал уже готовый материал устной народной поэзии, — он был также и его собирателем. Уже п юношеские годы, в Нежине, он записывал украинские этнографические и фольклорные материалы в заведённую им «Книгу всякой всячины или подручную энциклопедию». Эти записи он продолжал в последующие годы и накопил большое собрание украинских песен, поговорок, присловий и пр. .

В работе он широко пользовался своими записными книж­ками. Гоголь писал о том, что творчество народа обусловли­вается всем ходом его исторической жизни. В статье «О мало­российских песнях» мы читаем: «Я не распространяюсь о важ­ности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Если его жизнь была деятельна, разнообразна, своевольна, ис­полнена всего поэтического и он, при всей многосторонности её, не получил высшей цивилизации, то весь пыл, всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях». В статье «Несколько слов о Пушкине» Гоголь писал, что через творче­ство народа познаётся его характер. А поскольку, по определе­нию Гоголя, «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа..,», в восприятии мира «гла­зами своей национальной стихии, глазами всего народа», изу­чение народного творчества играет исключительную роль в формировании художественного таланта.

В период своего обучения в Нежинской гимназии высших наук Гоголь очень много читал. Чтение юноши Гоголя было весьма многообразно и свидетельствовало о высоком уровне его литературного развития.

Увлекался он и театром, и живописью. Последняя была его «маленькой страстью»; большой страстью была литература. В эти годы Гоголь также много писал.

Ещё в младших классах Гоголь написал балладу «Две рыбки», с которой он пытался изобразить судьбу своего рано умершего брата Ивана и свою. В журнале гимназии он поме­стил трагедию «Разбойники» и повесть «Братья Твердиславичи».

Очень рано замечается у Гоголя стремление к юмору. Он смешил своими выходками товарищей, прекрасно играл коми­ческие роли. Им была написана сатира в прозе «Нечто о Нежине или дуракам закон не писан».

В лицейские же годы написана и идиллия «Ганц Кюхельгартен».