Смекни!
smekni.com

Действующие лица и исполнители (стр. 8 из 14)

мнимого? Такая схватка любви и добра с ненавистью, ханжеством и лицемерием?

-- Любовь и ненависть -- это я помню. Но ханжество? Лицемерие?... Кто

же там является носителем этих качеств?

-- Кто?... -- Андрей обвел всех своим добродушным взглядом, как бы

спрашивая: "И вы тоже не помните?"

Зина тут же откликнулась на этот вопрос.

-- А враждующие семьи?! -- воскликнула она. -- Которые даже не помнят,

из-за чего возникла их ссора, но делают вид, что в своей злобе ужасно

принципиальны!

-- Я думаю, что нашим зрителям старшего возраста такой аспект

действительно ближе, -- сказала Валентина Степановна.

-- Может быть, мы зря затеяли этот разговор? -- сказал Николай

Николаевич. -- Такие проблемы на форумах не решаются. Мы соберемся вдвоем и

выработаем общую концепцию... Я, думается, буду полезен вам, Андрей, и в

подборе кандидатур на главные роли. Ну, в частности, я уже определенно вижу

в нашей труппе двух неплохих Джульетт и одного неплохого Ромео...

-- А вам разве не сказали о моей просьбе? -- спросил Андрей.

-- О просьбе? -- удивленно вскинул брови Николай Николаевич.

-- Сусанна Романовна предупредила, что у вас есть какое-то небольшое

условие, -- сказал Иван Максимович. -- И мы обещали его выполнить. Ведь

правда? -- обратился он к Патову.

-- Я лично с Сусанной Романовной не разговаривал.

-- А какое условие-то? -- спросил Иван Максимович.

-- Ромео я хотел бы сыграть сам.

-- Вы окончили актерский факультет? -- спросил Николай Николаевич.

-- Нет, режиссерский. Но в своем дипломном спектакле играл Ромео.

-- Мне кажется, роль режиссера спектакля так велика, что вряд ли он

нуждается еще в одной роли. -- Довольный своим афоризмом, Николай Николаевич

склонил голову, ожидая аплодисментов.

-- Андрюша... вы на этом настаиваете, а? -- спросил директор.

-- Я бы просто очень хотел...

-- Известны случаи, когда крупные артисты становились великими

режиссерами. И потом совмещали обе профессии, -- сказал Патов. -- Всеволод

Эмильевич Мейерхольд, например. Или Константин Сергеевич Станиславский... Но

чтобы крупный режиссер прославился в роли?... Что-то я не припомню.

-- Он ведь еще не крупный, -- сказала Зина.

Патов зашагал по кабинету в поисках аргументов. И вдруг остановился на

полдороге.

-- О каком Ромео может идти речь? Вы ведь сюда, к нам... на время?

-- Если мой Ромео понравится, я могу задержаться. А потом подготовлю

дублера.

-- Значит, так... -- мрачно вступил в разговор Костя Чичкун. Это было

так неожиданно, что все вздрогнули и повернулись к нему. К решениям Костя

приходил медленно и тяжеловесно. Но почти никогда не менял их. Он

высказывался так, будто подводил итог дискуссии. На самом же деле он

подводил итог своим собственным размышлениям и сомнениям. -- Я вот что хочу

сказать. В молодежном спектакле должны быть эксперименты. Так что надо

попробовать.

-- Это было бы интересно, а? Как вы думаете, Николай Николаевич? --

спросил директор.

-- Не положено это... по-моему.

-- Кем не положено? -- спросила Зина.

Ничего не ответив ей, Патов обратился к Андрею:

-- Ну, а Джульетта, Парис, Тибальд и кормилица?... Насчет исполнителей

этих ролей вы со мной посоветуетесь?

-- А как же? Только сначала я должен познакомиться со всеми актерами.

-- Мы устроим вам встречу с труппой, -- предложил Иван Максимович.

-- Лучше я просто посмотрю ваши спектакли!*** В том же доме, где жила Зина, на первом этаже было актерское общежитие.

Иван Максимович освободил там для Андрея девятиметровую комнату.

-- Девять метров? Это дворец! -- восторгался Андрей. После вечернего

спектакля они с Зиной шли домой вместе.

-- У вас замечательный зал! -- продолжал восхищаться Андрей. --

Чувствуешь себя в нем, как в театре и как дома: в меру нарядно и в меру

скромно.

-- Ну, а спектакль?

-- Он был замечательным.

-- Сегодня... или когда-то?

Зина остановилась и в ожидании уставилась на Андрея своими немигающими

глазами.

-- Я представляю его себе таким, каким он был, наверно, в день

премьеры.

-- А сегодня он, значит, выглядел, как некогда красивая женщина?

Почему? Объясни.

Еще утром они с Андреем как-то незаметно перешли на "ты".

-- Ты играла восьмиклассницу превосходно! Ребята, сидевшие за мной, все

время гадали, сколько тебе лет.

-- Наверное, приезжие. Всему городу известно, что мне двадцать семь.

-- И Анну Гавриловну они все время сравнивали со своей классной

руководительницей. В пользу Анны Гавриловны! Но вот подумай: ты, девчонка,

вступаешь в сражение за учительницу, которая хочет уйти из школы... из-за

сложившихся там ненормальных условий. Режиссер, который ставил спектакль,

хотел показать, что происходит трагедия. Что расстаться с учениками -- это

почти равносильно смерти. Но учеников, которые сегодня ходили по сцене,

возле тебя, полюбить с такой силой, по-моему, трудно. Актеры подвели

режиссера... Они недотягивают до его замысла.

-- Раньше дотягивали. Спектакль идет два с половиной года.

-- Многие ребята, сидевшие в зале, его уже видели. Я заметил... Они

объясняли соседям, что будет дальше.

-- Ничего не поделаешь... Наш город не такой уж большой. Нельзя же без

конца объявлять премьеры!

-- Не обижайся, пожалуйста... Но это всегда было традицией... -- Андрей

замолчал, подыскивая слово, -- традицией нестоличных театров.

Зина подумала, что поддерживать эту традицию с Патовым будет трудно.

-- Но если бы все актеры были на уровне режиссерского замысла, --

продолжал Андрей, -- ребята, я думаю, не пересказывали бы вслух содержание

пьесы. Они бы смотрели на сцену!

Зина молчала. Это был ее любимый спектакль. К тому же его сюжетом стала

истинная история, которую отыскал в одной школе города Петр Васильевич. Он

коллекционировал подлинные истории.

-- Пьеса написана местным автором? -- чтобы нарушить молчание, спросил

Андрей.

-- Да.

-- И так повезло, что там как раз в центре четырнадцатилетняя девочка?

-- Мне везет почти во всех современных пьесах. Местных и неместных

авторов... Потому что пьесы эти подбирает и "организует" Тонечка

Гориловская.

-- Кто это?

-- Наш завлит и моя соседка.

-- Ты не обижайся, пожалуйста...

-- Я никогда не обижаюсь, -- перебила Зина. И повторила свою давнюю

мысль: -- Если говорит хороший человек, надо прислушаться. А если плохой...

Что же на него обижаться?

-- Каким человеком ты считаешь меня?

-- По указанию Терешкиной из министерства следует считать тебя

"замечательным парнем"!*** "Книги и фильмы, если они талантливы, не теряют от времени своих

достоинств, -- рассуждала Зина, вернувшись домой. -- Они созданы как бы раз

и навсегда... Создатели их умирают, а они продолжают существовать все в том

же первоначальном качестве -- ни одна мысль не уходит, ни одна строка не

меняется. Попробуй переставить хоть один знак препинания в каком-нибудь

знаменитом стихотворении! А спектакль как живой человек: имя и фамилия все

те же, но характер может со временем измениться. И каждый раз, приходя на

сцену, он что-то приобретает или что-то теряет. Наши спектакли теряют... Я

об этом догадывалась, но очень смутно: со сцены не видишь сцену так ясно,

как если бы была в зале. Андрей же увидел из зала. И сказал правду... А ведь

когда-то этими спектаклями мы гордились! О них говорили и писали не только у

нас в городе. Сусанна Романовна присылала на их просмотры молодых

режиссеров, чтобы учились!"

Зина стала вглядываться в фотографии, висевшие на стене. Она вроде бы

просила у Петруши прощения за то, что не уберегла ценности, которые он ей

оставил. И еще просила ответить ей на вопрос: "Отчего так случилось? Те же

актеры, так же любят свой театр и так же стараются..."

Петр Васильевич не слушал ее: он хватался за голову, затыкал уши,

кричал... Он репетировал. Ему было некогда. Зина все пристальнее

вглядывалась в фотографии и начинала ясней понимать, что происходит... Давно

уже в пустом зрительном зале, где, как за столом писателя или за

композиторским роялем, создаются произведения, никто не хватался за голову,

не затыкал уши и не кричал.

"Если не создается новое, то и старое блекнет, -- подумала Зина. --

Наверное, так? Уходит творчество... Вот в чем причина. И все-таки Петрушины

спектакли надо спасти! Заново репетировать... В пустом зрительном зале. С

режиссером, который будет хвататься за голову..."

Зина быстро принимала решения. А приняв, начинала сразу осуществлять.

На другой же день утром она притащила Костю в кабинет Ивана

Максимовича.

-- Репертуар, которым мы по привычке гордимся, в аварийном состоянии,

-- сказала она.

Костя, подобно человеку, живущему по соседству с вулканом, в

сейсмически опасном районе, привык к подземным толчкам. Поэтому он спокойно

и мрачно осведомился:

-- Кто тебе об этом сказал?

-- Зритель.

-- Ну-у, знаешь, -- протянул Костя, -- на всех не угодишь.

-- А на этого угодить надо.

-- Мальчик или девочка? -- привстав, поинтересовался директор.

-- Мужчина.

-- Ну-у, знаешь... А мы -- театр юного зрителя, -- не очень уверенно,

по инерции возразил Костя.

-- Мы ведь восстановили три старых работы Петра Васильевича, -- грустно

сказал директор.

-- Отремонтировали их... и показали! -- поддержал Костя.

-- Руками ассистентов-ремонтников?! -- вытаращив на Костю глаза,

воскликнула Зина. -- Произведения искусства не ремонтируют. Их

ре-ста-ври-ру-ют! Понял? И делать это умеют только художники.

-- Николай Николаевич быть реставратором не согласится, -- сказал Иван

Максимович.

-- Он просто не сумеет! -- отрезала Зина.

-- У них с Петром Васильевичем разные почерки... -- задумчиво произнес

директор.

-- Совсем разные, -- согласилась Зина.

-- Значит, так... Сначала мы с вами должны решить: нужно ли вообще это

делать? -- медленно вступил в разговор Костя. -- Вот вы, Иван Максимович,