Смекни!
smekni.com

Чапаев и Пустота 2 (стр. 17 из 61)

- Владимир Володин, - представился человек с бородкой. - Можно просто Володин. Поскольку вы решили в очередной раз потерять память, впору знакомиться заново.

- Петр, - сказал я.

- Вы лучше не делайте никаких резких движений, Петр, - сказал Володин. - Вам, пока вы еще спали, вкололи четыре кубика таурепама, так что утро у вас будет хмурое. Если вещи или люди вокруг будут вызывать у вас депрессию и отвращение, не удивляйтесь.

- О, - сказал я, - милый мой, я уже давным-давно этому не удивляюсь.

- Нет, - сказал он, - я имею в виду вот что. Вам может показаться, что ситуация, в которой вы находитесь, невыносимо омерзительна. Невыразимо, нечеловечески чудовищна и нелепа. Совершенно несовместима с жизнью.

- И что?

- Не обращайте внимания. Это все от укола.

- Попробую.

- Вот и отлично.

Я вдруг заметил, что этот Володин совершенно гол. Больше того, он был мокр и сидел на корточках на белом кафельном полу, куда с него обильно капала вода. Но самым невыносимым во всем этом зрелище была какая-то расслабленная свобода его позы, трудноуловимая обезьянья непринужденность, с которой он упирал в кафель длинную жилистую руку. Причем эта непринужденность как бы давала понять: мир вокруг таков, что для крупных волосатых мужчин естественно и нормально сидеть на полу в таком виде, а если кто-то думает иначе, то ему в жизни придется нелегко.

Видимо, слова насчет укола были правдой. С моим восприятием действительно творилось что-то странное. Несколько секунд Володин существовал в нем сам по себе, без всякого фона, словно фотография в виде на жительство. Уже рассмотрев его лицо и фигуру во всех подробностях, я вдруг задумался над тем, где все это происходит. И только после того как я подумал о месте, где мы находимся, это место возникло - такое, во всяком случае, у меня осталось чувство.

Вокруг нас была большая комната, вся выложенная белым кафелем, на полу которой стояло пять чугунных ванн. Я лежал в крайней; вода в ней, как я вдруг с отвращением понял, была довольно холодной. Одарив меня последней ободряющей улыбкой, Володин повернулся на месте и с отвратительной ловкостью прямо с корточек запрыгнул в соседнюю ванну, почти не подняв при этом брызг.

Кроме Володина, в других ваннах лежали еще двое - длинноволосый голубоглазый блондин с редкой бородкой, похожий на древнеславянского витязя, и темноволосый молодой человек с несколько женственным бледным лицом и чрезмерно развитой мускулатурой. Они выжидающе глядели на меня.

- Похоже, вы действительно нас не помните, - сказал бородатый блондин через несколько секунд тишины, - Семен Сердюк.

- Петр, - ответил я.

- Мария, - сказал молодой человек из крайней ванны.

- Простите?

- Мария, Мария, - повторил он с явным неудовольствием. - Такое имя. Знаете, был такой писатель - Эрих Мария Ремарк? Меня в честь него назвали.

- Не доводилось, - ответил я. - Это, наверно, из новых.

- А еще был такой Райнер Мария Рильке. Тоже не слыхали?

- Отчего, про этого слышал. Даже знаком-с.

- Ну вот, он был Райнер Мария, а я - просто Мария.

- Позвольте, - сказал я, - кажется, я узнаю ваш голос. Это не вы случайно рассказывали эту странную историю про самолет, про алхимический брак России с Западом и так далее?

- Я, - ответил Мария, - а что вы в ней находите странного?

- Да в целом ничего, - сказал я, - но я отчего-то решил, что вы женщина.

- В некотором роде так и есть, - ответил Мария. - Как говорит наш хозяин, моя ложная личность, безусловно, женщина. А вы случайно не гетеросексуальный шовинист?

- Ну что вы, - сказал я. - Меня просто удивляет, как легко вы соглашаетесь с тем, что эта личность ложная. Вы на самом деле в это верите?

- Я вообще ни во что не верю, - сказал Мария. - У меня все это от сотрясения мозга. А здесь меня держат из-за диссертации, которую хозяин пишет.

- Да что за хозяин такой? - с недоумением спросил я, услышав это слово во второй раз.

- Тимур Тимурович, - ответил Мария. - Заведующий отделением. Он как раз ложными личностями занимается.

- Не совсем так, - вмешался Володин. - Тема, которую он разрабатывает, называется "раздвоение ложной личности". Причем если Мария - случай достаточно простой и незамысловатый, и вообще, говорить о раздвоении ложной личности в его случае можно только с некоторой натяжкой, то вы, Петр, для него самый ценный экспонат. Потому что у вас ложная личность развита в таких деталях, что почти полностью вытесняет и перевешивает настоящую. А уж как она раздвоена, просто залюбуешься.

- Ничего подобного, - возразил молчавший до этого Сердюк. - У Петра случай не очень сложный. А в структурном плане вообще от Марии почти не отличается. И тут и там отождествление, только у Марии с именем, а у Петра с фамилией. Но у Петра более сильное вытеснение. Он своей фамилии даже не помнит. Называет себя то каким-то Фанерным, то еще кем-то.

- А как моя фамилия? - с беспокойством спросил я.

- Ваша фамилия - Пустота, - ответил Володин. - И ваше помешательство связано именно с тем, что вы отрицаете существование своей личности, заменив ее совершенно другой, выдуманной от начала до конца.

- Хотя структурно, повторяю, случай несложный, - добавил Сердюк.

Я почувствовал раздражение - то, что какой-то непонятный псих позволяет себе находить мой случай несложным, показалось мне обидным.

- Вы, господа, рассуждаете как врачи, - сказал я. - В этом есть некоторая несообразность, не находите?

- Какая же несообразность?

- Все было бы замечательно, - сказал я, - стой вы здесь в белых халатах. Но отчего вы сами тут лежите, если все так ясно осознаете?

Володин несколько секунд молча смотрел на меня.

- Я жертва несчастного случая, - сказал он.

Сердюк и Мария громко засмеялись.

- Что до меня, - сказал Сердюк, - у меня вообще никаких ложных личностей нет. Обычный суицид на фоне алкоголизма. А держат меня здесь потому, что на вас троих диссертации не построишь. Просто для статистики.

- Ничего-ничего, - сказал Мария. - Тебе на гаротту следующему. Послушаем, что у тебя за алкогольный суицид.

К этому моменту я основательно замерз - причем не мог ответить себе на вопрос, то ли причина в уколе, который, по словам Володина, должен был сделать все происходящее со мной невыносимым, то ли вода действительно была настолько холодна.

Слава Богу, растворилась дверь, и вошли два человека в белых халатах. Я вспомнил, что фамилия одного из них Жербунов, а другого - Барболин. Жербунов нес в руке большие песочные часы, а Барболин - целый ворох белья.

- Вылазим, - весело сказал Жербунов и помахал перед собой песочными часами.

По очереди вытерев всех нас огромной махровой простыней, они помогли нам надеть одинаковые пижамы в горизонтальную полоску, которые сразу придали происходящему какой-то военно-морской привкус. Затем нас вывели за дверь и повели по длинному коридору. Коридор этот тоже показался мне знакомым - точнее, не сам он, а стоявший в нем неопределенно-медицинский запах.

- Скажите, - тихо обратился я по дороге к идущему вслед за мной Жербунову, - почему я здесь?

Тот удивленно округлил глаза.

- А то сам не знаешь, - сказал он.

- Нет, - сказал я, - я уже готов допустить, что я болен, но что послужило поводом? Давно ли я тут? И какие конкретные поступки вменяются мне в вину?

- Все вопросы к Тимуру Тимурычу, - сказал Жербунов. - Нам болтать некогда.

Я ощутил крайнюю подавленность. Мы остановились у белой двери с цифрой "7". Барболин отпер ее ключом, и нас впустили внутрь. За дверью оказалась довольно большая комната с четырьмя кроватями, стоящими вдоль стены. Кровати были застелены, у зарешеченного окна помещался стол, а у стены - что-то среднее между кушеткой и низким креслом с эластичными петлями для рук и ног. Несмотря на эти петли, в снаряде не было ничего угрожающего. Вид у него был подчеркнуто медицинский, и мне даже пришло в голову нелепое словосочетание "урологическое кресло".

- Простите, - обратился я к Володину, - это что, и есть гаротта, о которой вы говорили?

Володин коротко глянул на меня и кивнул на дверь. Я повернул голову. У двери стоял Тимур Тимурович.

- Гаротта? - переспросил он и поднял брови. - Гаротта, если не ошибаюсь, - это кресло, на котором в средневековой Испании казнили удушением, да? Какое мрачное, угнетенное восприятие окружающей реальности! Впрочем, вам, Петр, сегодня делали утреннюю инъекцию, так что удивляться нечему, но вы, Владимир? Я удивлен, удивлен.

Тараторя все это, Тимур Тимурович жестом велел Жербунову с Барболиным удалиться, а сам прошел на середину комнаты.

- Это никакая не гаротта, - сказал он. - Это обычная кушетка для наших сеансов групповой терапии. Вы, Петр, при одном таком сеансе уже присутствовали, сразу после вашего возвращения из изолятора к нам, но состояние у вас было настолько сложное, что вряд ли вы хоть что-то помните.

- Отчего же, - сказал я, - помню кое-что.

- Тем лучше. В двух словах я напомню вам, что здесь происходит. Метод, который я разработал и применяю, условно можно назвать турбоюнгианством. С воззрениями Юнга вы, разумеется, знакомы...

- Простите, кого?

- Карла Густава Юнга. Хорошо, я вижу, что ваша психическая активность подвергается сильной цензуре со стороны ложной личности. А поскольку ваша ложная личность живет году в восемнадцатом или девятнадцатом, не приходится удивляться, что вы про него как бы не помните. Хотя, может быть, вы и на самом деле про Юнга не слышали?

Я с достоинством пожал плечами.

- Упрощенно говоря, был такой психиатр по имени Юнг. Его терапевтические методы основывались на очень простом принципе. Он добивался того, что на поверхность сознания пациента свободно поднимались символы, по которым и можно было ставить диагноз. Я имею в виду, расшифровав их.

Тут Тимур Тимурович хитро улыбнулся.

- А вот у меня метод немного другой, - сказал он, - хотя основа та же. Понимаете, по Юнгу вас надо было бы везти куда-нибудь в Швейцарию, в горный санаторий, сажать там в шезлонг, вступать в долгие беседы и ждать кто его знает сколько времени, пока эти символы начнут подниматься. Мы такого не можем. Мы вас вместо шезлонга сажаем вот сюда, - Тимур Тимурович указал на кушетку, - потом делаем укольчик, а потом уже смотрим на символы, которые начинают поступать в б-а-альшом количестве. А там уже наше дело - расшифровывать и лечить. Понятно?