Смекни!
smekni.com

Лекции по Теория государства и права (стр. 2 из 50)

2) исторический и логический методы, взятые в единстве. Исторический метод требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев.

Логический метод относиться к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез.

Анализ, т.е. рас­членение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру механизма госу­дарства, системы права и т.д. Одна из форм анализа — классификация предметов и явлений (классификация государственных органов, функ­ций государства, норм права, юридических фактов и т.п.).

Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характери­зующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются их общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в нераз­рывном единстве;

Частные (частнонаучные) методы:

1) системный метод — это метод, в основе которого лежит исследование государственно-правовых явлений как систем. Любая система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений, и придает всему явлению новое качество (например, системами являются государственный аппарат, правовая система, норма права, правоот­ношение; юридический состав правонарушения);

2) функциональный метод используется для выделения в государственно-право­вых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Он применяется в теории государства и права при изучении функ­ций государства, государственных органов, права, правосознания, юри­дической ответственности и других государственно-правовых явлений;

3) статистический метод основывается на количест­венных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явле­ний. Этот метод используется при изучении таких го­сударственно-правовых явлений, как формы представительной и непо­средственной демократии, правотворческий и правоприменительный процессы, борьба с преступностью и иными правонарушениями;

4) метод моделирования – это изучение государственно-право­вых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мысли­тельного, идеального воспроизведения исследуемых объектов. Он может быть направлен на воспроизведение структур механизма функционального действия го­сударства и права, процессов демократии и правового регулирования;

5) метод конкретно-социологических исследо­ваний, суть которого заключает­ся в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной инфор­мации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соот­ветствующих практических решений.

Для успешного проведения конкретно-социологических исследова­ний в области государства и права используются разнообразные приемы, в том числе анализ статистических и архивных данных, официальных сообщений и документов, материалов судебно-прокурорской и арбитражной практики; анализ общественного мнения; методы математической и компьютерной обработки.

Особенно интересен эксперимент, представляющий практическую проверку целесообразности и эффективности проектируемого или уже действующего государственного или правового института, например, органа государства, нормы права, закона или другого нормативно-пра­вового акта и т.п.;

Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические методы:

6) сравнительно-правовой метод, при котором происходит сопоставление различных государственных и правовых систем и от­дельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

Данный метод применяется при изучении типологии госу­дарств; сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления и т.д.

7) формально-юридическийметод позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

Рассмотренные общие и частные методы изучения теории государства и права применяются комплексно, в тесной связи между собой.

Тема 2

Происхождение государства и права

1. Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальные нормы в догосударственный период.

2. Причины возникновения государства. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция»). Возникновение раннеклассовых обществ.

3. Закономерности возникновения государства. Государство как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассовых обществ.

4. Возникновение права. Пути формирования права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытнообщинного строя. Функции права в раннеклассовых обществах.

5. Характеристика теорий происхождения государства и права.

Дополнительная литература:

1. Серегин А.В. Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества // Правоведение. – 2006. – № 1.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: В связи с исследованиями Л.Г. Моргана — М.: Госполитиздат, 1945.— 222 с.

1. Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальные нормы в догосударственный период

Длительное время наш предок – кроманьонский человек (он появился 40 тыс. лет назад) занимался охо­той, рыболовством, собирательством плодов и корней растений, т. е. занимался присвоением готовых животных и растительных форм.

Социальная организация первобытного человека характеризовалась семей­ной общиной, которой руководи­ли ее члены – наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежали род­ственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколе­ний: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяют как родовой строй.

Для координации отношений между индивидами необходима была власть как отношения между властвующим и подвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его по­ведение.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассмат­ривались наиболее насущные вопросы в жизни общины.

Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирал­ся эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, кото­рые затем выносились на народное собрание.

Форма власти в первобытном обществе называется потестарной (от лат. «potestas» – власть, мощь), поскольку основывается на авторитете и на возможности жесткого принуждения.

Такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспе­чивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была пер­вым, отличным от всех последующих способом существования чело­веческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

Широкое распространение и использование приобре­тают в таких обществах и регулятивные начала (социальные нормы). Эта регуляция обеспечивает су­ществование и воспроизводство конкретных общин, кланов, групп. Это правила смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно-брачных отношений, закрепления половозра­стного деления, взаимопомощи, организации совместных охот, рыбо­ловного промысла, распределения пищи, санитарно-гигиенические правила, процедуры разрешения споров и т. п.

Правила поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Этнограф А. И. Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами, т.е. едиными, еще нерасчлененными специфическими нормами первобытного общества.

В структуре системы социальных норм первобытного общества можно выделить следующие элементы.

1. Содержание. По содержанию нормы первобытного общества обеспечи­вали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое со­стояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности при­сваивающих обществ (например, регулирование в этой связи брачно-семейных отношений).

2. Способы регулирования. Можно выделить три основных способа – запрет в виде табу (например, запрет на убийство), дозволение (например, дозволение охотиться и собирать пищу на отведенных участках) и позитивное обязывание, существовавшее в зачаточ­ной форме (использовалось, например, при организации строительства жилищ).

3. Формы выражения. Социальные нормы находили свое выражение в мифах, традици­ях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных формах.

4. Процедуры. Наряду с самоорганизацион­ными процессами формирования традиций, обычаев, обрядов при­сваивающая экономика на некоторых этапах своего развития знала и сознательное, творческое создание норм. В доклассовом обществе были властные органы, которые вырабатывали нормы, в том числе и «процессуальные».