Смекни!
smekni.com

Лекции по Теория государства и права (стр. 4 из 50)

Наконец, в отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Государство постепенно путем перерастания общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной органи­зации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.

Отныне и аппарат государства ориентировался не только на уп­равление теми или иными группами, но и на управление территори­ями.

4. Возникновение права. Пути формирования права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытнообщинного строя. Функции права в раннеклассовых обществах

Новая организация производственной деятельности (ее усложне­ние, появление новых управленческих функций), возникающая на этой основе новая социальная дифференциация общества, становле­ние раннеклассовой структуры, при которой происходит отделение верхушки от рядовых общинников, от массы производителей, неуча­стие верхушки в материальном производстве, новые формы собствен­ности, а также возникновение и присвоение прибавочного продукта ведут к появлению новых качеств регулятивной системы.

Мононормы присваивающих обществ под воздействием социаль­но-экономических и политических условий классового общества пе­рерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем «расщепления» на эти нормы, так и путем появления новых, пози­тивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределения его результатов.

В длительном процессе становления городов-го­сударств, классов право становится способом осуществления функ­ций города-государства. С расслоением раннеземледельческого обще­ства, развитием классового общества, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т. е. начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (это осуществляется прежде всего ужесточением санкций, защищающих собственность). Взаимодействие двух правовых подсистем - позитивного обязывания и разрешений-запретов, первоначально выраженных в религиозных формах, характеризует соци­ально-нормативный регулятор ранних государств.

Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая – фаза зарождения, относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вто­рая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной систе­мы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производя­щей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной ко­дификацией права в ряде раннегосударственных образований.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно сформулировать признаки права, т. е. те существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм:

1. Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: ор­ганизацию производства, распределение и перераспределение произ­водимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или соци­альных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуще­ствление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-тру­довой и социальной жизнью общества.

2. Нормативность. Право выступает как система норм (правил пове­дения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

3. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т. е. наделяются возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физиче­ских, моральных страданий.

4. Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в пись­менном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеден­ты и т. д.

5. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты.

6. Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то ка­чество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно оп­ределенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

7. Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляют определенные органы государства.

8. Объективность. Этот признак характеризует закономерный харак­тер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятив­ной системы.

В раннеклассовых обществах право выполняет следующие функции:

1) регулятивную функцию, обеспечивая нормальную организационно-трудовую, производствен­ную деятельность общества, нормальный экономический оборот, про­изводство, распределение, обмен и потребление товаров;

2) охранительную функцию, защищая госу­дарственный строй, социальную структуру общества, организацию экономической жизни, господство определенных классов или соци­альных групп, идеологические основы, жизнь, свободу, собственность общинников-земледельцев, других членов общества;

3) гуманистическую функцию, смягчая противоречия (путем закрепления компромиссов), социальные столкновения, классовую непримиримость, произвол и иные социальные напряжения в общест­ве;

4) идеологическую функцию, вводя в общественное сознание набор представлений о необходимых принци­пах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях;

5) воспитательную функцию, подготавливая молодые поколения, и не только их, к восприятию пра­вовых и моральных ценностей, идеалов социального общежития, це­лей существования общества.

5. Характеристика теорий происхождения государства и права

Теории происхождения государства:

1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма челове­ческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение влас­ти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспе­чивает их послушание.

3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории счи­тают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распро­страняется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обо­сновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государ­ства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не сущест­вовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интере­сы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сто­ронники этой теории утверждают, что государство возникло как ре­зультат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государ­ства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью ин­дивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, ука­заниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиоз­ных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.