Смекни!
smekni.com

Лекции по Теория государства и права (стр. 47 из 50)

3) способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние
общественных отношений, но и тенденции их развития;

4) способность воздействовать на социальные процессы, преобра­зования, реформы. При этом правосознание может как ускорить со­циальные процессы, так и затормозить их развитие. Например, неко­торые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей.

В юридической литературе принято выделять в структуре правосо­знания правовую психологию и правовую идеологию.

Правовая психология представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств. Например, чувство страха перед уголовным наказанием, чувство про­теста против беззакония. Правовые эмоции формируются под влия­нием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уро­вень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

По сравнению с правовой психологией правовая идеология явля­ется более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не огра­ничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономер­ности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помо­щью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффектив­ность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, прин­ципов, требований общества, различных групп и слоев населения.

Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга.

В юридической науке принято выделять три главные функции пра­восознания:

1) познавательная, или информационная, функция направлена на по­лучение определенных правовых знаний, в том числе информации о действующем законодательстве, практике его реализации;

2) оценочная функция состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей об этих ценностях;

3) регулятивная функция основывается на первых двух функциях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведе­ния или действий. Результатом проявления регуля­тивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде пра­вомерного или противоправного поведения.

Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носителям и уровню правосознания.

По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида:

1. Индивидуальное правосознание складывается у отдельного челове­ка под воздействием разнообразных факторов и отношений, в кото­рые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого че­ловека.

2. Групповое правосознание отражает специфику той или иной соци­альной группы. Общность интересов членов группы определяете сходством восприятия ими государственно-правовой действительности, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право. В этом плане можно говорить о правосознании молоде­жи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.

3. Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Вместе с тем общественное правосознание непосредственно воздействует на правосознание индивидуальное и групповое. Таким образом, они соотносятся как единичное, особенное и общее.

В зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения пра­вовой действительности, различают обыденное (эмпирическое) и тео­ретическое (научное) правосознание.

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом лица, в частности его информацией о правовых нормах, спо­собах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, тра­дициями, образцами поведения, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Обыденное право­сознание определяет поведение множества людей, т.е. всех тех, кто не имеет специальной юридической подготовки, следовательно, оно имеет важное социальное значение.

Научное (теоретическое) правосознание формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно-правовой действи­тельности.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по но­сителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы — адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др., имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, умением использовать предоставленные законодательством права, по­нимающие ценность правового порядка и законности в обществе. Правосознание юристов должно отличаться высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям.

2. Взаимодействие правосознания и норм права

Правосознание — неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.

Важно подчеркнуть, что правовая идеология, служит непосредственным источником права. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности велика. Законодатель, выявляя потребности в правовом урегулировании опре­деленных общественных отношений, опирается прежде всего на сло­жившиеся в обществе правовые идеи и представления. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в конкрет­ный период или тех групп, которым предполагается адресовать дан­ные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый норма­тивный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нор­мативный правовой акт не будет воспринят обществом или большими его группами и окажется неисполненным.

В последние годы возросла роль юридической науки в процессе правообразования и, в частности, правотворчества. Ученые-юристы участвуют в подготовке новых законов, в юридической экспертизе за­конопроектов, в работе комиссий, рабочих групп, депутатских ко­митетов, привнося в эту работу передовые идеи, демократические и гуманистические принципы, основываясь на изучении общест­венного мнения и выявлении ожиданий общества.

Правосознание влияет и на правореализацию. Здесь доминирую­щее значение имеет профессиональное правосознание субъектов пра­воприменения. Законодательство нередко обращается к правосозна­нию судей, прокуроров, следователей при оценке доказательств по делу, использовании института аналогии закона и права и др. (Например, на основе правосознания делается оценка доказательств по делу. Так, статья 17 УПК РФ предусматривает, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению).

В целом от уровня и направленности правосознания общества, со­циальных групп и слоев, каждого человека зависит эффективность правового регулирования, механизма действия права.

3. Правовая культура и правовое воспитание

К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Правовая культура присутствует практи­чески во всех явлениях правовой жизни общества.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, ду­ховным, политическим и экономическим строем качественное состоя­ние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права;

2) отражает качественное состояние правовой жизни страны тому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребности общества в правовом регулировании;

4) во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

5) служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три состав­ляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правового пове­дения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой куль­турой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитив­ным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликт­ных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения.

Правовая культура проявляется главным образом в трех уровнях:

1. Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретичес­ких обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обя­занностей.