Смекни!
smekni.com

Лекции по Теория государства и права (стр. 7 из 50)

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многооб­разие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное при­знание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личнос­ти;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и вза­имодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффектив­ная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Таким образом, гражданское общество — это свободное де­мократическое правовое общество, ориентированное на конкрет­ного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечиваю­щее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механиз­мы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности.

1. Социальная система включает три блока отношений:

а) институты семьи и отношения, обусловленные ее существова­нием;

б) отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах;

в) отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоя­ми, классами, нациями, расами).

2. Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, произ­водства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

3. Политическую систему образуют государство, поли­тические партии, общественно-политические движения, объе­динения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, орга­низации. Сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти.

4. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствую­щих материализованных институтов, учреждений (образователь­ных, научных, культурных, религиозных), через которые реа­лизуются эти отношения.

5. Информационная система складывается в результате об­щения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.

2. Взаимоотношение гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства

В юридической литературе высказывается мнение о недопустимости жесткого размежевания гражданского общества и государства. В частности, указывается, что в нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усиление проникновения государст­ва в сферу гражданского общества. Это выражается в следующем:

а) усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества;

б) изменяется социальная роль государства: оно принимает на себя заботу и содержание социально незащищенных слоев общества, вме­шивается в демографическую обстановку общества, поскольку в ряде стран она вызывает большое беспокойство с точки зрения как избытка населения (Индия, Китай, Бангладеш), так и катастрофической его потери (Россия);

в) усиливается проникновение государства в сферу экономики, что определяется увеличением удельного веса государственной соб­ственности.

По мнению многих ученых, все меньше остается сфер, которые составляли бы исключительную компетенцию гражданского общест­ва, очищенного от государственного влияния и вмешательства. Поэ­тому отделить функции государства от функций общества нереально. Напротив, усиливаются связи государства и гражданского общества. И хотя государство не входит в качестве элемента в состав граждан­ского общества, оно обеспечивает нормальное функционирование последнего. Ученые призывают не трактовать гражданское общество как общество, очищенное от государства, а признавать его в качестве самостоятельного института.

Таким образом, гражданское общество нельзя резко отделять от государства, так как государство, во-первых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения; во-вторых, охраняет права и свободы членов общества; в-третьих, реализует социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных проти­воречий; в-четвертых, решает глобальные проблемы — энергетичес­кую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.

Гражданское общество и государство в современных условиях тесно сотрудничают, но существуют пределы вмешательства государст­ва в частную жизнь. Оно, в частности, не вправе детально регламен­тировать жизнь гражданского общества.

3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки правового государства

Конституции ряда современных государств закрепили их характе­ристику в качестве правовых. Но идея правового государства не явля­ется порождением лишь нынешних обществ. В юридической литера­туре выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказыва­лись идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля — «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых при­сутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие об­щего порядка.

На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спино­за, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против зло­употребления властью, а свободу индивида характеризовал как свобо­ду следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых Канта и Гегеля.

И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а пра­вовом обществе. Государство он понимал как «объединение множест­ва людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать прояв­ление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоот­ношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.

Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теорети­ческую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действи­тельность. Правовое государство он определял как «царство реализо­ванной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Глав­ным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полез­ность для общества и людей в целом.

Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, англий­ский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые яв­ления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социалистического правового государства.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового.

Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство — это не про­сто демократическое образование, а высший его тип. Чаще всего выделяют четыре основных признака правового госу­дарства: