Смекни!
smekni.com

Незаконный оборот наркотических веществ (стр. 2 из 13)

Данные факторы повлекли быстрое распространение потребления опиума и гашиша по всей азиатской части нашей страны того времени. Если представители азиатских народов занимались в Туркменском крае торговлей наркотиками традиционно, то десятки тысяч мигрантов из Китая и Кореи "импортировали" эту проблему на Дальний Восток[7].

Обе февральская и октябрьская революции 1917 г., Гражданская война и интервенция усугубили миграционный фактор развития наркоситуации практически на всей территории России. Со стороны западных интервентов в Россию поступали так называемые тяжелые наркотики - кокаин, морфий, героин, а из Азии - опий и гашиш. Городское население распавшейся империи, в том числе лишенные заработка представители интеллигенции и часть "экспроприированных экспроприаторов", вынужденно оказались вовлеченными в сферу оборота наркотических средств.

Искоренение массового распространения наркомании стало длительным процессом. Страна находилась в крайне тяжелом положении, продолжали действовать политические, социально-экономические, социально-психологические факторы, продуцировавшие незаконный оборот наркотических средств и их злоупотребление в условиях царской России[8].

Правительство Советской России уже в первые месяцы своего существования вплотную столкнулось с проблемой наркомании в стране. К причинам роста наркотизма в стране можно отнести и существовавший в 20-е годы XX века запрет алкоголя, который объективно способствовал переключению части алкоголизированного населения на наркотические средства. О серьезности проблемы в тот период свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что Совет Народных Комиссаров предписанием от 31 июня 1918 г. "О борьбе со спекуляцией кокаином" вменил в обязанность правоохранительным органам вести борьбу с преступностью, связанной с наркотиками[9]. Разрешенные посевы опийного мака и заготовка опия-сырца были сосредоточены на территории Киргизии, входившей в Семиреченскую область. Посев опийного мака в других местах Туркестана и на Дальнем Востоке был прекращен[10].2 июня 1919 г. был издан Приказ № 2 Реввоенсовета Семиреченской области, согласно которому лица, замеченные в продаже или употреблении опиума и анаши, предавались суду как враги советской власти[11].

Декретом ВЦИК и СНК от 27 июля 1922 года к лицам, виновным в хранении, покупке и продаже опия, трубок и других приспособлений для его курения не в виде промысла, в предоставлении помещения для употребления наркотиков, применялись меры административного наказания в виде штрафа в размере до 300 золотых рублей или принудительных работ от 1 до 3 месяцев[12].9 апреля 1924 г. по предложению ВЦИК и СНК Президиумом Госплана СССР была создана специальная комиссия для организации борьбы с распространением наркотических средств.22 декабря 1924 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР была введена уголовная ответственность за распространение наркомании[13].

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., в котором впервые были сформулированы и приведены в систему все нормы советского уголовного права, не содержал специальной статьи, предусматривающей уголовную ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами. Однако за такие преступные действия, как уклонение от сдачи и несдача государству в соответствии с договорными условиями опия, виновные привлекались к уголовной ответственности в соответствии со ст.10 УК по аналогии со ст.139 УК, которая предусматривала ответственность за "скупку и сбыт в виде промысла продуктов, материалов, изделий, относительно которых имеется специальное запрещение или ограничение"[14].

В УК РСФСР 1926 г. была предусмотрена только одна норма, направленная против наркомании, содержавшаяся в ст.104, которая была помещена в главу вторую Особенной части под названием "Иные преступления против порядка управления". Эта статья состояла из двух частей. Ее первой частью была установлена ответственность за "изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения", второй - за "те же действия, совершаемые в виде промысла, а равно содержание притонов, где производится сбыт или потребление перечисленных в настоящей статье веществ"[15].

1 декабря 1934 г. в УК РСФСР 1926 г. была введена вторая норма аналогичной направленности, включенная в ст.179а, помещенная в главу восьмую, именовавшуюся "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок". Эта статья состояла из одной части и устанавливала ответственность за "производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения". Эта норма была введена в названный Кодекс под влиянием Международной конвенции по опиуму, подписанной в Женеве 19 февраля 1925 г., и международной Конвенции об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств, подписанной в Женеве 13 июля 1931 г[16].

Это побудило законодателя не только дополнить действующее законодательство (в 1934 году был установлен запрет на "посев мака и индийской конопли, за исключением тех посевов, урожаи которых идут исключительно на покрытие медицинских и научных потребностей Союза ССР", и установлена соответствующая уголовная ответственность), но и переосмыслить систему преступлений против здоровья населения при разработке УК РСФСР 1960 года.

В первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. содержались три статьи об ответственности за преступления, связанные с наркотиками: 224, 225 и 226. Статья 224 "Изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ". Ст.225 и 226 УК РСФСР 1960 г. содержали каждая по одной части. Статьей 225, именовавшейся "Посев опийного мака или индийской конопли без разрешения. Наиболее существенное различие названных норм УК РСФСР 1926 г. и УК РСФСР 1960 г. состояло в изменении предмета преступлений, ответственность за которые предусматривалась ст.104 УК РСФСР 1926 г. и ст.224 и 225 УК РСФСР 1960 г. Предметом первого являлись кокаин, опий, морфий, эфир и другие одурманивающие вещества, а последних - соответственно наркотические вещества и наркотики[17].

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля 1965 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР" ст.225 УК РСФСР 1960 г. была дополнена частью второй. Она устанавливала ответственность за "посев южной маньчжурской или южной чуйской конопли", а статье было присвоено новое название: "Посев опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли"[18].

Наиболее существенные изменения и дополнения в УК РСФСР 1960 г. были внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1967 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР", который был принят в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией". Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. нормы, касающиеся ответственности за незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ, были из ст.224 исключены и помещены во вновь введенную ст.226-2 УК РСФСР 1960 г., которой устанавливалась ответственность за перечисленные деяния, а также за перевозку или пересылку названных веществ[19].

Тем же Указом от 15 июля 1974 г. была существенно изменена ст.225 УК РСФСР 1960 г. Частью первой устанавливалась ответственность за посев или выращивание опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества[20].

Названным Указом от 15 июля 1974 г. УК РСФСР 1960 г. были дополнены ст. ст.224-1, 224-2 и 226-1. Статьей 224-1, состоявшей их трех частей, была установлена ответственность за хищение наркотических веществ.

Кроме того, Указом от 15 июля 1974 г. был внесен ряд изменений и дополнений в Общую часть УК РСФСР 1960 г. В частности, на основании ч.2 ст.7-1 хищение наркотических веществ с целью сбыта и хищение их при отягчающих обстоятельствах было отнесено к категории тяжких преступлений; в соответствии с ч.2 ст.10 уголовная ответственность за хищение наркотических веществ устанавливалась с четырнадцатилетнего возраста; согласно п.3 ст.53-1 запрещалось применение условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким к лицу, осужденному за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта или сбыт наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах либо за хищение наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах[21].

Приведенные изменения и дополнения УК РСФСР 1960 г. были обусловлены присоединением СССР к Единой конвенции 1961 г. о наркотических средствах, которая была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1963 г. "О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах"[22].

Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. "О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР", принятому в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР", УК РСФСР претерпел еще ряд дополнений и изменений в части, относящейся к преступлениям, связанным с наркотическими средствами, а также токсическими веществами. Кодекс был дополнен ст. ст.210-2, 224-3, 225-1, примечанием к ст.224 и ч.3 ст.226[23].

В ст. ст.224, 224-1, 224-2 и 226-1 УК РСФСР 1960 г. слово "вещества" с атрибутом "наркотические" было заменено словом "средства" с тем же атрибутом.