Смекни!
smekni.com

Допрос свидетеля и потерпевшего (стр. 20 из 24)

У некоторых детей и в школьные годы сохраняются вы­раженные дефекты произношения, которых они начинают стыдиться примерно с 5-6 лет. Такие дети, как правило, быстро замыкаются, стараются прекратить разговор, если обнаруживают, что их недостаток замечен окружающими. Во время допроса не рекомендуется поправлять произно­шение несовершеннолетнего, переспрашивать его без крайней необходимости[175].

В общении с заикающимися детьми следователь дол­жен избегать распространенной ошибки, состоящей в том, что слушатель договаривает слово, которое не может вы­говорить заикающийся ребенок. Это не помогает, а на­против, мешает допрашиваемому, подчеркивает его де­фект, создает барьер в общении.

При допросе несовершеннолетних свидетелей (потер­певших особенно) вопросы, затрагивающие сформиро­вавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередо­вать с нейтральными либо вопросами, вызывающими у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и внимание по отношению к допрашиваемому. Об этом сле­дует помнить прежде всего при допросе детей, подверг­шихся различного рода сексуальным посягательствам или наблюдавшим противоправные, насильственного харак­тера действия своих родителей[176].

Стремясь получить от несовершеннолетнего потер­певшего или свидетеля достоверные показания, следова­тель обязан сам быть правдивым и честным по отношению к допрашиваемому. Особенно это касается случаев, когда следователь непосредственно не сообщает допрашивае­мому ложных сведений, но различными способами стремит­ся сформировать у него ошибочное мнение относительно тех или иных обстоятельств. «Применение этих приемов не соответствует требованиям этики, ибо, несмотря на то что следователь не сообщает прямо и непосредственно лож­ных сведений, эту ложную информацию он сообщает доп­рашиваемому своим поведением, определенным образом действий»[177].

Решая вопрос об использовании при допросе несо­вершеннолетних свидетелей и потерпевших аудио- и ви­деозаписи, следователь руководствуется не только право­выми, но и нравственными нормами. Указанный способ фиксации, достаточно полно и точно отражая речевые особенности допрашиваемых, позволяет к тому же на лю­бом этапе расследования проверить правильность тактики получения показаний, и в частности выяснить, не задава­лись ли несовершеннолетнему наводящие вопросы. Кроме того, наличие фонавидеограммы часто исключает необхо­димость последующих допросов и очных ставок, которые оказывают сильное травмирующее воздействие на психику не достигших 18 лет (особенно малолетних)[178].

В этой связи необходимо отметить, что воздействие преступного посягательства на психику ребенка неодно значно. Чем глубже допрашиваемый способен понимать сущность поступков людей, тем выше вероятность психо-травмирующего влияния на него воспринимавшихся собы­тий. Далеко не во всех случаях оно приводит к глубокой душевной травме, поскольку (естественно, при отсутствии серьезных последствий) может восприниматься малолет­ним как случайное отрицательное событие в его жизни. «Именно ситуативность эмоционального переживания при благоприятных условиях способствует быстрому забыва­нию ребенком происшедшего. Наоборот, бурная эмоцио­нальная реакция родителей, частые допросы ребенка и ак­центирование в результате этого его внимания на случив­шемся, как правило, приводят к постоянной актуализации переживания, более глубокому эмоциональному проник­новению его действия в психический мир малолетнего и се­рьезной душевной травме»[179].

Поэтому важно внимательно и осторожно подходить к организации и проведению допросов несовершеннолет­них свидетелей и потерпевших. Расследование дел с их уча­стием должно быть четко организованным, занимать по возможности минимальный промежуток времени, пору­чаться опытным, высококвалифицированным специалис­там. Необходимо, чтобы от первой беседы или от первого допроса до конца расследования дело находилось в про­изводстве одного следователя, первейшей обязанностью которого было бы обеспечение, насколько это возможно, сокращения числа допросов несовершеннолетнего и их правильное, не травмирующее его психику проведение[180].

Итак, допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших характеризуется специфической тактикой, которые предопределяются возрастными особенностями данных лиц, которые обладают крайне ограниченным жизненным опытом. В этой связи их показания требуют психологически обоснованной интерпретации. Поэтому при допросе необходимо участие педагога, воспитателя или специалиста по возрастной психологии.

Разумеется, осветить все без исключения варианты си­туаций, которые могут сложиться на практике при произ­водстве допроса несовершеннолетнего свидетеля или по­терпевшего, в их этическом аспекте не представляется воз­можным. Тем не менее учет отмеченных положений позво­лит, на наш взгляд, с наименьшими моральными затратами достигнуть положительных результатов рассматриваемого следственного действия, способствующих, в свою очередь, скорейшему установлению истину по делу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы получены следующие выводы:

1. Допрос является одним из следственных действий, применяемых в уголовном судопроизводстве. Он состоит в получении следователем при расследовании уголовного дела устных сведений (показаний) об обстоятельствах преступления от допрашиваемого лица подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, которые заносятся в протокол и являются значимыми для данного уголовного дела. Криминалистическое понятие допроса несравнимо шире понятия, достаточного для целей уголовного процесса. Для криминалистики допрос является не только вербальным следственным действием.

Допрос как криминалистическая категория является формой реализации уголовно-процессуального закона и, следовательно, совокупностью социальных отношений, опосредованных правовой формой, связанных с достижением истины по делу и, как правило, локальных, промежуточных целей расследования преступления. Отличие понимания категории допроса в уголовно-процессуальном аспекте и криминалистике состоит в том, что процессуальная наука разрабатывает понятие и правила проведения, а криминалистика тактические приемы - с точки зрения реализации процессуальной формы допроса

2. Сущность допроса состоит в психологическом воздействии на допрашиваемого, независимо от его процессуального положения, при использовании тактических приемов с целью получения исчерпывающих и достоверных показаний.

3. Тактический прием допроса может быть определен как адекватный ситуации способ речевого или неречевого воздействия на допрашиваемого, способствующий эффективному собиранию и использованию информации, оптимизации решения других задач при подготовке и проведении допроса. Цели тактических приемов определяются видом расследуемого преступления, стадией расследования, стадией производства следственного действия, а также целями следственных действий Применяя те или иные тактические приемы допроса, следователю необходимо быть очень осторожным, так как при неумелом их применении можно незаметно перейти черту, за которой оканчивается помощь допрашиваемому в восстановлении действительной картины расследуемого события и было обозначено основной задачей следователя при допросе свидетелей и потерпевших, и начинается внушение, «подсказки», наводящие вопросы, что абсолютно недопустимо. Заслуга следователя и его мастерство заключаются не в том, чтобы используя недопустимые приемы, вытащить из свидетеля или потерпевшего нужные сведения, а том, чтобы преодолеть установку на ложь и добиться правдивых показаний. Разумеется, если допрашиваемый свидетель или потерпевший упорно продолжает давать ложные показания, то не только можно, но и нужно привлечь его в установленном порядке к уголовной ответственности.

4. Тактика допроса складывается в зависимости от личности допрашиваемого и допрашивающего, профессиональной подготовки следователя и представителей стороны защиты, присутствие других участников следственного действия. Следовательно, тщательное исследование всего комплекса вопросов, относящихся к допросу, имеет важное как научное, так и практическое значение. В юридической литературе рекомендуют при допросе применять тактические приемы, касающиеся: организации и подготовки к допросу; формирования психологического контакта следователя с допрашиваемым, анализ показаний в процессе допроса с целью установления их достоверности, правдивости и полноты, а также позиции допрашиваемого; оказания помощи допрашиваемому для восстановления в памяти забытого, преодоление «наслоений» к воспринятому и субъективных недостатков; психологического воздействия на допрашиваемого для преодоления установки на ложь и получения правдивых показаний.

5. Дача заведомо ложных показаний - волевое действие, при котором субъект осознает цели дачи ложных показаний, осуществляет планирование и их исполнение. В принятом решении проявляется воля допрашиваемого, его моральный облик, уровень сознательности, отношение к гражданским обязанностям. Дача ложных и заведомо ложных показаний допрошенными лицами в одних следственных ситуациях является осознанным противодействием правосудию в установлении обстоятельств по уголовному делу, в других - результатом противозаконных методов допроса, в третьих - ошибочным восприятием события в силу субъективных и объективных факторов. Проверка ложных показаний представляет собой тактическую комбинацию, состоящую из тактико-криминалистических приемов, проводимых в рамках допроса, очной ставки. протоколе показаний.