Смекни!
smekni.com

Допрос свидетеля и потерпевшего (стр. 8 из 24)

Об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний по ст. 308 УК РФ и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ предупрежден.

Потерпевший Рузанов Владимир Александрович
(подпись)

Часть 5 ст. 189 УПК РФ предусматривает новацию: свидетель или потерпевший может явиться на допрос с адвокатом, приглашенным для оказания юридической помощи. Присутствуя при допросе, адвокат не вправе задавать вопросы и комментировать ответы свидетеля. По окончании до­проса адвокат вправе делать заявления о нарушении прав и за­конных интересов свидетеля[64].

За дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи по­казаний свидетель и потерпевший несут ответственность по ст. 307 и 308 УК РФ. За разглашение данных предварительного расследования свиде­тель также несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ и ст.161 УПК РФ.

Свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, в том числе о личности обвиняемого и потерпевшего, а также о своих взаимоотношениях с ними и другими свидетелями (ч. 2 ст. 78 УПК РФ).

Допрос по существу начинается предложением свидетелю (потерпевшему) рассказать все об обстоятельствах, в связи, с кото­рыми тот вызван на допрос. Эта часть допроса в форме свободного рассказа несет большую смысловую нагрузку. Следователь не должен перебивать допрашиваемого. Он вправе лишь задать уточняющие вопросы или, если допрашиваемый явно уходит от предмета допроса, попросить свидетеля (потерпевшему) говорить по существу. Возникшие вопросы следователь может задавать свидете­лю после завершения дачи показаний[65].

В протоколе допроса, это получает такое отражение:

По существу уголовного дела могу показать следующее:

С Квинт Игорем Ивановичем знаком около 3 лет, вместе работали на заводе «Ротор». Несколько месяцев назад был уволен в связи сокращением численности. Найти работу не смог, жена тоже нигде не работает, поэтому решил вместе с Квинт И.И. отправится на заработки в г. Сургут. Но денег на дорогу не было. Вечером 21 ноября 2003 г. ко мне домой пришел Квинт И.И. Он предложил похитить автомобиль, который находился возле дома №98 по ул. Ленина, затем переправить машину в его гараж, разобрать и продать на рынке по запчастям. Таким способом мы бы получили деньги на поездку. Мне эта идея понравилась. При нашем разговоре посторонних лиц не было и наши намерения мы никому не раскрывали.Около 24 часов 21 ноября мы зашли во двор дома №98. Там было темно. С одной стороны машины рос кустарник. Скрываясь за кустарником, мы подошли и Квинт И.И. вытащил стекло задней дверцы заранее приготовленными стамеской и отверткой, а затем открыл заднюю дверцу и дверцу водителя. Квинт И.И. остался на заднем сидении. Я сел на место водителя и стал снимать кожух рулевой колонки, чтобы вытащить провода от замка зажигания, чтобы завести машину и уехать. В это время автомобиль сзади осветили фарами. Мы не придали этому значения. Через некоторое время к нам подъехала милицейская машина, откуда вышли двое. Один подошел и спросил: «Чья машина?». Я ответил, что моя. Тогда милиционер попросил показать документы. Я сделал вид, что ищу их, а в это время к нам подошел неизвестный мне человек и сказал, что машина его и он вызвал милицию. После этого милиционеры предложили проехать в УВД для выяснения обстоятельств.Я был одет в куртку темного цвета, а Квинт – в светлую куртку.Данный случай произошел впервые. Раньше никакими кражами и угонами я не занимался.ВОПРОС: имеются ли у вас водительские права?ОТВЕТ: да, имеются, но в данный момент они утеряны. Знаю, что машину можно завести без ключа, соединив провода.
Свидетель Шаповалов Андрей Александрович
(подпись)

Если свидетель сам непосредственно не наблюдал преступле­ния, то при допросе должен быть выяснен источник его осведомленности. Причем сама по себе ссылка свидетеля на конкретное лицо, со слов которого ему известно о событии или обстоятельст­вах преступления, вопроса не решает, и его показания при­обретут доказательственное значение лишь тогда, когда названное свидетелем лицо на допросе подтвердит показания этого свидетеля. В этом случае показания свидетеля будут производными, т. к. они даны со слов очевидца.

Закон требует, чтобы свидетелю, равно как и другим допра­шиваемым, не задавались наводящие вопросы, которые в скрытой или очевидной форме содержат желательный для допрашиваю­щего ответ. Здесь, очевидно, было проявлено внушающее воздействие на свидете­ля, которое может повлиять на достоверность показаний.

Показания свидетеля (потерпевшего), в том числе и несовершеннолетнего, за­носятся в протокол, который составляется с соблюдением предписаний ст. 166, 167 и 190 УПК РФ. Закон требует, чтобы показания записывались от первого лица и по возможности дословно. Обычно следователь протоколирует лишь то, что относится к обстоятельст­вам преступления, к личности обвиняемого и жертвы, характеру их отношений. Остальная информация заносится в протокол, если ее посчитает важной для дела следователь или на этом настаивает сам допрашиваемый. Вопросы, задаваемые после свободного рассказа свидетеля, равно как и ответы на них свидетеля заносятся в прото­кол. Это, как правило, носит общий характер и относится к вопросам не только следователя, но и других присутствующих лиц.

По окончанию допроса и составления протокола, он предъявляется свидетелю для прочтения или за­читывается следователем. Свидетель имеет право потребовать дополнения протокола или внесения в него поправок, что являет­ся обязательным для следователя. После прочтения документа и внесения в него при необходимости поправок в протоколе отме­чается, прочитал ли следователь протокол лично или он был зачитан следователем. В конце протокола удостоверяется правиль­ность записи показаний. Свидетель подписывает каждую страни­цу и протокол в целом[66]. В протоколе это выглядит так:

Свидетель Шаповалов Андрей Александрович
(подпись)
Протокол прочитан лично
Замечания к протоколу отсутствуют
Свидетель Шаповалов Андрей Александрович
(подпись)

После дачи свидетелем (потерпевшим) показаний при наличии просьбы свидетеля, ему предоставляется возможность собственноручно изложить свои показания, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Практика свидетельствует о том, что нередко в процессе собственноручной записи показаний свидетель либо не указывает некоторых важных обстоятельств своих устных показа­ний, либо привносит в протокол нечто новое, чего он ранее не говорил. Поэтому следователь должен тщательно вычитывать собственноручные показания свидетеля и при необходимости ставить по ним вопросы. Показания и в этом случае подписываются свидетелем (потерпевшим) и следователем[67].

Таким образом, установление истины о происшедшем деянии для разрешения спора, или установления виновного в уголовном деле всегда было связано с получением показания от лиц, наблюдавших его лично или опосредованно, то есть потерпевших и свидетелей. В этой связи допрос свидетелей и потерпевших незаменимое следственное действие, без которого невозможно провести полное, всестороннее и объективное расследование ни одного уголов­ного дела. Он играет важную роль не только как преимущественно используемое средство собирания и закрепления доказательств, но и как средство проверки и оценки фактических данных в целях установления истины, в том числе как способ устранения различных нарушений уголовно-процессуального закона, допущенных в процессе расследования. Показания потерпевшего и свидетелей позволяют правильно квалифицировать содеянное, установить наличие или отсутствие состава преступления, определить степень общественной опасности как самого противоправного деяния, так и лица его совершившего; выявить условия, способствовавшие совершению преступления (в том числе и виктимность поведения потерпевшего), выработать более эффективные меры предупреждения преступлений (общая и специальная превенция). Все это требует широкого и комплексного изучения и обобщения опыта допроса свидетелей и потерпевшего, выдвижения новых, перспективных подходов к дальнейшему углубленному исследованию проблем тактики и психологии допроса потерпевшего.

2. ПРОБЛЕМЫ ТАКТИКИ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ

2.1 Система тактических приемов допроса свидетелей и потерпевших

В данном параграфе настоящей дипломной работы мы сначала рассмотрим общие вопросы тактики допроса свидетелей и потерпевших, а затем выделим особенности, присущие допросу, каждой из указанных групп участников уголовного судопроизводства.

Прежде всего необходимо отметить, что допрос свидетеля (потерпевшего) включает три стадии:

· подготовительную,

· свободный рассказ

· ответы на вопросы.

На подготовительной стадии следователь, удостоверившись в личности свидетеля (потерпевшего), составляет вводную часть протокола, фиксирует в ней его анкетные данные. Затем следователь обязан разъяснить допрашиваемому положение ст. 51 Конституции РФ о том, что "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Однако следует заметить, что данное положение не запрещает давать показания относительно причастности свидетеля к преступлению, а также об участии в его совершении супруга или близких родственников. Заявление свидетеля о согласии или несогласии давать показания по этим вопросам заносится в протокол[68].