Смекни!
smekni.com

Лингвокультурология башкирского языка (стр. 10 из 10)

В ходе формирования лингвокультурологической компетенции на уроках башкирского языка у младших школьников развивается интерес к культуре, обычаям, традициям народа через слово; учатся вникать в лингвистическое и культурологическое значение слова; создаются условия для положительного психологического и мотивационного настроя к изучению языка во взаимосвязи с культурой; обогащается словарь посредствам национальной лексики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимосвязь языка и культуры, более широкий взгляд на язык как на достояние духовного богатства народа, подход к языку как к культурно-исторической среде, формирующей языковую личность – один из основополагающих принципов современной теории обучения языкам.

Будучи органической частью национальной культуры, духовным наследием предшествующих поколений, язык вместе с тем является важнейшим фактором развития культуры. Как вместилище знаний, язык закрепляет в своих единицах, и, прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции.

Культура имеет отношение к образу жизни членов данного общества – привычкам и обычаям, а также материальным благам, которые они производят.

Понятие культуры включает в себя не только виды творческой деятельности. Культура относиться ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. Культура это все, что создано человеком.

Каждое общество, обслуживаемое данным языком, имеет и национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладение языком означает, с одной стороны, овладение теми культурными ценностями, которое накопило данное общество, а, с другой стороны, освоение этих ценностей невозможно без знания языка: язык – хранитель культуры, с его помощью культура наследуется новым поколением людей данного общества.

Язык является отражением и хранителем культуры народа – носителя языка. В культуре каждого народа есть свои реалии, которые сложились в процессе трудовой деятельности в зависимости от природных условий, общественного устройства, особенностей быта, обычаев и традиций, от образа жизни. Творцом культуры является сам народ.

Лингвокультурология как новый вид научной дисциплины необходим (изучение учащимися языка с опорой на лингвокультурологию даст лучший результат по сравнению с изучением лишь его внешней формы, когда внутренняя форма останется неосвоенной).

Использование текстов о народной культуры башкирского языка в начальной школе, будет вызывать интерес школьников.

При ознакомлении с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, наблюдательности и сметливости человека, не устают удивляться красоте родного языка.

Тексты о народных промыслах приобщают учащихся к миру прекрасного, знакомят с умельцами – мастерами на все руки, вызывают желание сделать что-либо своими руками.

С материалами о родной старине можно знакомить при письме по памяти, разучивая и записывая пословицы, загадки, песни. Также использование текстов, связанных с обрядами, обычаями башкирского народа, позволяют не только проводить языковые наблюдения, но и использовать тексты, то в процессе изучения языка можно сформировать языковую личность.

Лингвокультурологическая направленность материала на уроках башкирского языка при изучении каждой темы помогает формированию этнического самосознания учащихся начальных классов.

Наша исследовательская работа, основанная на лингвокультурологической компетенции имеет большое значение для обучения развития младших школьников.

Обучение и воспитание младших школьников на лингвокультурологическом материале позволяет раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства своей родины, заложить основы эмоционально – нравственного отношения подрастающего поколения к истории и культуре только своего народа, значимость смысла жизни для самореализации и саморазвития человека.

В ходе исследования мы получили результаты, которые подтверждают гипотезу нашего исследования. Во время констатирующего и контролирующего срезов были проведены одинаковые по характеру задания. В результате мы получили такие данные: по знаниям в области этимологии слов разница составила 40%, по пониманию значения ФИО – 20%, по толкованию пословиц – 30%, при ассоциативном эксперименте – 20%, на понимание значения фразеологизмов – 40%.

Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, мы изучили содержание и приемы формирования лингвокультурологической компетенции младших школьников на уроках башкирского языка, нашли эффективные формы работы с младшими школьниками для приобщения их к культуре, обычаям, традициям народа через слово.

Нами решены следующие задачи исследования: отобрана и систематизирована научно-методическая литература по проблеме формирования лингвокультурологической компетенции младших школьников на уроках башкирского языка, раскрыта сущность понятия «лингвокультурология», рассмотрены объекты, предмет, единицы её изучения, изучены и систематизированы основы лингвокультурологии башкирского языка в начальной школе, разработана система уроков по формированию лингвокультурологической компетенции младших школьников.

Выполнение дипломной работы помогло мне глубже изучить данную проблему. Работая над данной темой «Формирование лингвокультурологической компетенции на уроках башкирского языка», мы открыли много ценного и полезного, что пригодится в дальнейшей работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулатипов Р.Г. Мой башкирский народ. – Уфа: Китап, 2007. – 192 с.

2. Алдырханова А. Бабушкин сундучок. – Уфа: 2008. – 167 с.

3. Ахметова Т.М.Башкирский язык. – Сибай: 2007. – 161 с.

4. Багаутдинова М.И. Башкирско–русский этнокультурологический лексический словарь. – Уфа: 1994. – 56 с.

5. Башкирское народное творчество. – Т.7. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. – Уфа: 1993. – 464 с.

6. Буракаев И.Д., Буракаева М.С., Юлмухаметов М.Б. Уроки жизни. – Уфа: 1996. – 142 с.

7. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. – Уфа: 1989. – 256 с.

8. Вендина Т.М. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высш. шк. – 2002. – С. 54-56.

9. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М.: 1973.

10. Воробьев В.В. Лингвокультурология. – М.: 1998.

11. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика. Лексикография. // Издание башкирского государственного университета. – Уфа: 2001. – С. 48.

12. Вырыпаева Л. Формирование этнолингвокультурной компетенции обучаемых // Учитель Башкортостана. –– 2003. – № 6. – С. 40-44.

13. Галин С.А. Народной мудрости источник. Башкирский фольклор: Толковый словарь. - Уфа: 1993. – 224 с.

14. Голошумова Г.С., Свинина Н.Г. Этнокультурное образование младших школьников // Начальная школа. –– 2008. – №8. – С. 22-27.

15. Давлетбаева Р.Г. Лингвокультурологический словарь. – Уфа: Китап, 2003.

16. Давлетшина М, Минлияров И. Задачи этимологического анализа в башкирском языке // Учитель Башкортостана. – 2005. – № 2. –С. 38-38.

17. Закирьянов К.З. Содержание этнокультурологического аспекта обучения русскому языку в башкирской школе //Учитель Башкортостана. – 1997. – № 5. –С. 48-51.

18. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. Уфа: 1997.

19. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: 1987.

20. Климова А.В. учебно-методический комплект для начальной школы. – М.: 2004.

21. Кусимова Т.Х., Биккулова С.А. Башкирские имена. – Уфа: 2005. – 224 с.

22. Леонтьев А.А. Язык не должен быть чужим// Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. – М.: 1996.

23. Маслова В.А. Лингвокультурология. – М.: 1985.

24. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. – М.: 2000. – 207 с.

25. Нуриева О. Формирование этнокультуроведческой компетенции школьников // Учитель Башкортостана. – 2000. – № 11. –С. 48-49.

26. Саяхова Л.Г. Культурологическая концепция обучения русскому языку в башкирских школах и гимназиях // Учитель Башкортостана. – 1997. – № 2. – С. 53-54.

27. Саяхова Л.Г. Язык и культура: новые аспекты взаимодействия // Учитель Башкортостана. – 2006. – № 2. – С. 53-54.

28. Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку // Учитель Башкортостана. – 2006. – № 11. –С. 49-53.

29. Сепир Э. Язык, раса, культура // Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М.: 1993. – 193 с.

30. Степанова Ю.С. Константы. Словарь концептов русской культуры. – М.: 1997. – 824 с.

31. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 29-33.

32. Словарь башкирского языка: в двух томах. – М.: 1993.

33. Советский энциклопедческий словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1981.

34. Тавадов Г.Т. Этнология. – М.: 2004. – С. 165-174.

35. Тикеев д.С. Методика преподавания башкирского языка: избранные статьи. – Уфа: 2002. – 267 с.

36. Толстой Н.И. Язык и культура // Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистики. – М.: 1995. – С. 16.

37. Туранина Н.А. Этнокультурологические основы формирования языковой компетенции школьника // Началтная школа. –2003. – №7. –С. 54-55.

38. Туранина Н.А. Формирование этнокультурной компетентности на уроках русского языка // Начальная школа. – 2005. – №7. – С. 48-50.

39. Хадыева Р.Г. этнолингвистический словарь башкирского языка. – 176 с.

40. Шанский Н.М. Этимологический словарь. – М.: Просвещение, 1971.

41. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику: учебное пособие. – М.: 1995. – 304 с.

42. Этимологический словарь русского языка. – М.: «Лад – Ком», 2008. – 608 с.

43. Яковлева Т.В., Демичева В.В. Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку в начальной школе // Начальная школа. –2006. – № 11. –С. 65-70.