Смекни!
smekni.com

Жаргон северодвинских рок-музыкантов (стр. 11 из 18)

бардак – “импровизированное исполнение концовки композиции”;

басить – “играть на бас-гитаре”;

брейк – “короткий барабанный рисунок”;

сбивка – “короткий барабанный рисунок”;

встряхнуть – “удивить публику, заставить её танцевать’;

прокачать – “удивить публику, заставить её танцевать’;

гетерастить – “играть на гитаре”;

дерибасить – “играть намеренно небрежно”;

дубасить – “играть жестко, но в то же время четко и аккуратно”;

зажигать – “играть весело, заставить публику встать с мест”;

запендюрить – “показать свое мастерство”;

вмазать – “показать свое мастерство”;

картошки вешать – “играть целыми нотами”;

кач – “ритмичное исполнение, заставляющее публику двигаться”;

качать – “играть четко, с выделением сильной доли”;

косяк, лажа – “ошибка в исполнении”;

косячить – “совершать ошибки в исполнении”;

кривой – “кто-либо играющий неровно, с нарушениями ритма, что-либо сыгранное неровно, неритмично и т.п.”

лабать – “играть на музыкальном инструменте или в оркестре”;

Лом Петрович – “громкое исполнение”;

нестрояк – “исполнение на расстроенном инструменте”;

нестроевич – “исполнение на расстроенном инструменте”;

полив – “быстрое соло”;

поливать – “солировать 16-ми или 32-ми нотами в быстром темпе”;

слэп – “прием игры на бас-гитаре (способ удара по струнам)”;

снять, содрать – “воспроизвести музыку на слух”;

спетушить – “сфальшивить на высокой ноте”;

уйти в ритм – “ситуация, когда музыкант только аккомпанирует”;

хорáл – “подпевка, бэк-вокал”;

шуршать – ‘играть тихо, негромко’;

Для данной группы также характерны синонимические отношения: нестрояк, нестроевич; снять, содрать; косяк, лажа и др.

Антонимические отношения обнаруживают следующие слова: косячить и качать; медляк и быстрогон.

Особенностью данной группы является наличие большого количества оценочной лексики: дубасить, дерибасить, кривой, лажа и др.

В ЛСГ «Музыкальные инструменты и их составляющие» входят слова с общим значением ‘музыкальный инструмент и его детали’:

альты – “переходные барабаны”;

балалайка – ‘гитара’;

бас – “бас-гитара”;

басевич – “бас-гитара”;

басуха – “бас-гитара”;

башка – “наконечник барабанной палочки”;

белл – “разновидность перкуссии”;

бочка – “напольный барабан, по которому удар производится посредством педали”;

веревки – “струны для бас-гитары”;

весло – ‘гитара’;

голова – “верхняя часть гитарного грифа”;

датчики – “гитарные звукосниматели”;

дацы – “гитарные звукосниматели”;

джек, пятерка – “разновидности разъемов”;

дрова – “барабанные палочки”;

железо – “тарелки для барабанной установки”;

журавль – “стойка для барабанной тарелки”;

звучки – “гитарные звукосниматели”;

кардан – “двойная педаль для бас-бочки”;

клавесин – “клавишные инструменты”;

клавиши – “клавишные инструменты”;

ковбелл – “разновидность перкуссии”;

колотушка – “часть педали”;

котлы – “любые барабаны без пластиков”;

кочерга – “рычаг струнодержателя”;

крэш – “вид барабанной тарелки”;

кузнечик – “рычаг струнодержателя”;

кухня – “ударная установка”;

ладúть – ‘дребезжание струн гитары при звукоизвлечении’;

лопата – “гитара”;

машина – “гитарный струнодержатель”;

машинка – “устройство, фиксирующее струны малого барабана”;

медик – “медиатор”;

менструатор – “медиатор”;

мидюшный – “принадлежащий к разряду MIDI-инструментов”;

молоток – “часть педали”;

насморк – “перкуссионные инструменты”;

палки – “барабанные палочки”;

педаль – “педаль для бас-бочки”;

перо – “верхняя часть гитарного грифа”;

погремушки – “перкуссионные инструменты”;

Пэйст, Сабиан, Зилжан – “марки барабанных тарелок”;

рабочий – “малый барабан”;

райд – “вид барабанной тарелки”;

ребро – “обод барабана”;

сетап – “индивидуальное расположение компонентов барабанной установки”;

сплэш – “вид барбанной тарелки”;

том – “напольный барабан с низким звучанием”;

топор – ‘гитара’;

фоно – “клавишные инструменты”;

хэт – “подставка с двумя тарелками”;

чайна – “вид барабанной тарелки”;

червяки – “гитарные колки”;

шнур – “кабель, провод”;

электруха – “электрическая гитара”;

Данная ЛСГ характеризуется большим количеством терминологизированной лексики (кардан, машина, кочерга), среди которой есть и заимствования: хэт, райд, крэш, сплэш и др.

ЛСГ «Технические приборы» включает слова с общими семами ‘музыкальный’ ‘аппаратура’, ‘функционирование’:

аппарат – “совокупность средств звукоусиления и сопутствующих принадлежностей”;

башка – “усилитель”;

верха (низа, середина) задраны – “верхние (низкие) частоты на предельном уровне”;

верха (низа, середину) подрезать – “убрать на эквалайзере высокие (низкие, средние) частоты”;

голова – “усилитель”;

жопа – “любой процессор фирмы «Digitech»”;

кабинет – “колонка, динамик”;

квакушка – “устройство, преобразующее звук эффектом wah-wah”;

квакер – “устройство, преобразующее звук эффектом wah-wah”;

комбик – “устройство для воспроизведения звука, в котором усилитель и динамик расположены в одном корпусе”;

линия, или линейка – “1) линейный вход или выход на усилителе; 2) положение частотных ручек на эквалайзере”;

мартышка – “маленький комбик”;

микшер – “микшерный пульт”;

монитор – “колонка, обеспечивающая звук на сцене”;

педаль – “устройство, которое придает звучанию инструмента различную тембровую окраску”;

писаться – “звукозапись собственных композиций”;

портал – “группа колонок, обеспечивающих звук в зале”;

примус, или примочка, – “устройство, которое придает звучанию инструмента различную тембровую окраску”;

прострел – “колонка, обеспечивающая звук на сцене”;

процессор – “инструментальный процессор для преобразования звука”;

процик, или проц – “инструментальный процессор для преобразования звука”;

пульт – “микшерный пульт”;

саундчек, чек – “настройка аппаратуры, звучания перед концертом”;

усилок – “усилитель”;

уши – “наушники”;

фузз – “устройство, которое придает звучанию инструмента различную тембровую окраску”;

чайник – “устройство для воспроизведения звука, в котором усилитель и динамик расположены в одном корпусе”.

Данная группа одна из многочисленных, что объясняется, с одной стороны, широким использованием рок-музыкантами технических средств, с другой стороны – развитием музыкальных технологий. В данной группе представлены синонимы, различающиеся едва уловимыми коннотациями, например: башка, голова, усилок, которые обозначают усилитель; чайник, комбик, обозначающие устройство для воспроизведения звука, в котором усилитель и динамик расположены в одном корпусе. Обширный пласт в рамках данной группы составляет терминологизированная лексика и слова-термины: процик, проц, микшер, монитор и др.

В рамках представленной выше ЛСГ можно выделить менее многочисленную группу «Звук», которая включает слова, значение которых характеризует качество производимого и воспроизводимого звука:

верха – “верхние частоты”;

гудеж – “низкий, гудящий звук”;

гудеть – “играть с низким, «гудящим» звуком”.

делэй – “разновидность звукового эффекта”;

дистёршн – “разновидность звукового эффекта”;

звукан – “звук”;

низа, или басы – “низкие частоты”;

перегруз, или пердеж – “хрипящий звук”;

песок – “высокочастотный шум”;

песочить – “издавать высокочастотные шумы”;

середина – “средние частоты”;

флэнжер – “разновидность звукового эффекта”;

халл – “разновидность звукового эффекта”;

хорус – “разновидность звукового эффекта”;

цифрá – “оцифрованный звук”;

частотка – “линия частот на эквалайзере”.

Немногочисленной является ЛСГ «Репетиция», которая включает в себя слова с общим значением ‘подготовка к выступлению’:

наживить – “порепетировать”;

репа, или рéпет – “репетиция”;

точка – “место проведения репетиций”.

В ЛСГ «Ресторан» входят слова, называющие реалии, связанные с одним из мест работы музыкантов – рестораном:

гадюшник – “ресторан низкого уровня”;

жлоб, или быдло – “скупой, невоспитанный посетитель ресторана”;

кабак – “ресторан, место работы”;

пáрнас, или левые – “деньги, полученные от заказов песен”.

сенокос – “череда праздников, во время которых музыкант, работающий в ресторане, зарабатывает больше обычного”;

халдей, или полотер – “официант”.

Большая часть слов данной группы имеет эмоционально-оценочную окраску (халдей, полотер, жлоб, быдло, гадюшник), что можно объяснить специфическим отношением музыканта к публике, хозяину ресторана, условиям работы и т.п.

В рамках данной группы можно представить слова-урбанонимы, которые называют городские объекты (рестораны, Дворцы культуры), в которых обычно работают музыканты:

Алики – ресторан «Алые паруса»;

Метла – ресторан «Метелица»;

Остров – ресторан «Остров сокровищ»;

Полтинник – Дворец культуры им. 50-летия Октября;

Примус – ресторан «Приморский»;

РБН – ресторан «Белые ночи»;

Стройка – Дворец культуры «Строитель».

Следующая ЛСГ «Концерт» включает в себя слова с общим значением ‘публичное исполнение музыкальных произведений’:

волну погнать – “выйти на сцену для участия в концерте”;

грибовница – “концерт с участием только молодых, неизвестных команд”;

разогрев – “выступление мало известного музыкального коллектива, которое предваряет выступление известной музыкальной команды”;

сейшн – “1) рок-концерт; 2) (устар.) встреча и выступление музыкантов и их поклонников в дружественной обстановке концерта”.