Смекни!
smekni.com

Жаргон северодвинских рок-музыкантов (стр. 12 из 18)

В ЛСГ «Публика» входят слова с общим значением ‘зрители, пришедшие на концерт, и их характеристика’:

пипл – “люди, посетители концерта”;

робот – “представитель рабочего класса, посетитель ресторана”;

рубилово – “активно танцующая толпа зрителей”;

рубиться, или колбаситься – “активно танцевать, прыгать под музыку”.

В отдельную группу мы объединили слова, имеющие прямое коннотативно-номинативное значение (фирмá) и прямое коннотативное значение: гипс, чума и др.

Что касается слова фирмá – “изделие известного иностранного брэнда”, то оно часто употребляется как яркая коннотативная номинация, обозначающая качественный товар, что, отметим, нашло отражение в словарях: «высококачественное изделие западного производства» [БСРЖ 2000: 627]. Отметим, что в русском языке имеется достаточно большая группа слов, «почти утративших свою денотативную направленность и обозначающих чаще всего резкое неприятие какого-либо явления, явное отвращение к нему: гадость, мерзость, пакость. Слова этой категории уже максимально сближаются с междометиями, которые (по мнению Ю.П. Солодуба и Ф. Б. Альбрехта. – С.К.) характеризуются непосредственно выраженным (прямым) коннотативным значением [Солодуб, Альбрехт 2003: 70].

При помощи оценочных слов с прямым коннотативным значением носитель описываемого жаргона выражает свое отношение как к сфере профессиональной (оценка музыкальной композиции, выступления музыкального коллектива), так и к конкретным жизненным ситуациям. Приведем состав данной ЛСГ:

гипс – “безысходная ситуация”;

джага-джага – “положительная оценка процесса исполнения”;

ёптарма – ёптаръю – “ситуативное междометие, шутливой ругательство, употребляемой при неожиданной встрече друзей”;

рак мозга – “выражение оценки сложного по исполнению и для восприятия музыкального произведения”;

рак уха – “оценка некачественного исполнения”;

расколбас – “выражение удовольствия, активный отдых”;

фирмá – “изделие известного иностранного брэнда”;

чума – “выражение восхищения”.

§ 7. Особенности морфемной структуры жаргонного слова и способы образования жаргонных единиц

В лексической системе отражаются разнообразные изменения общественной жизни. Среди лингвистов, изучающих влияние социальных факторов на развитие лексико-семантической системы, распространено мнение о том, что в основе формирования лексической системы языка, кроме собственно лингвистических факторов, лежит комплекс социальных, психологических и других экстралингвистических факторов: уровень развития духовной культуры, экономики, идеологии. Воздействие внешних факторов на лингвистическую семантику происходит через стимулирование в языке развития тех или иных свойств лексики. В результате действия социальных факторов лексические значения приобретают социально детерминированные оттенки [Миралаева 1994: 43].

Лексическая система является наиболее реагирующей системой языка на изменения, происходящие в жизни его носителей. Экстралингвистические изменения являются как бы внешним толчком, приводящим в движение отдельные части языкового механизма, т.е. внеязыковые факторы во многом предопределяют развитие лексики, но не делают это развитие независимым от внутриструктурного влияния.

В морфемной структуре изучаемого жаргонного слова представлены аффиксы, большинство из которых имеют ярко выраженную стилистическую окраску. Наиболее типичными суффиксами, наделенными яркой экспрессией, являются следующие:

- як- – медляк, косяк, нестрояк, соляк;

- ок- – звучок, усилок;

-н(ик)- – комбик, шурик, чарлик, пультяшник;

-ан- – звукан, грибан;

-евич- – басéвич, блюзевич, нестроевич;

-ач- – стукач, слухач, звукач;

-т(к)- – частотка, репет, линейка;

-ух- – басуха, электруха;

-юк- – басюк;

-юг- – вокалюга;

-яг- – соляга;

-ёж- – гудеж, пердеж;

-ер- – барабáнер.

При образовании существительных встречаются примеры фонетической игры – образование нового слова по созвучию: гетераст (гитарист) – от педераст; режизвукоссер – от звукорежиссер; клавир (клавишный инструмент) – по аналогии с сортир, пунктир.

При образовании глаголов и прилагательных используются суффиксы:

-ов- – качовый, песковый;

-н- – колбасный, дерибасный, дубасный;

-а-(ть) – лабать, качать;

-и-(ть) – дубасить, дерибасить, ломить;

-ну-(ть) – встряхнуть, качнуть, хильнуть;

-я-(ть) – срулять, кирять.

При образовании жаргонных существительных используется нулевая суффиксация:

пере - – перегруз;

рас - – расколбас.

Среди глаголов часто встречается префиксация, которая несет в себе значение совершенного действия:

в- – встряхнуть, врубить;

за- – запендюрить, задрать, вмазать;

с- (со-) – спетушить, слить, содрать.

на- – наживить;

про- – прокачать;

за- – зажечь.

Как считает Е.А. Земская, словарный состав языка в разных условиях реагирует на воздействие внешних факторов неодинаково. Так, при необходимости номинации того или иного понятия, образование нового слова может происходить одним из известных способов. К таковым относятся:

1. Образование новых слов по существующим в языке образцам с помощью аффиксации, словосложения и других средств (морфологический способ).

2. Образования у слов новых значений.

3. Пополнение словарного состава языка путем заимствования из других языков, через устное общение или письменным путем.

4. Образование новых слов по правилам аналитического наименования и сокращения слов.

5. Искусственный способ образования [Земская 1992: 204 – 205].

Ниже мы рассмотрим основные способы образования жаргонных единиц северодвинских музыкантов.

1. Морфологический способ словопроизводства представляет собой образование новых слов на основе исконных и заимствованных лексических единиц по существующим в языке словообразовательным элементам. Необходимо отметить, что особенностью жаргона северодвинских музыкантов является малое количество «чистых» форм образования лексических единиц по сравнению с русским литературным языком. Здесь часто происходит сочетание семантического переноса с морфологическим способом образования.

А) аффиксальный способ образования жаргона северодвинских музыкантов.

Под аффиксальным способом образования понимается создание новых слов, в результате присоединения к основе или к слову тех или иных аффиксов: суффиксов и префиксов. Основа может быть как исконная, так и заимствованная, но о заимствованиях мы будем говорить отдельно. Суффиксация (как в чистом виде, так и в сочетании с другими словообразовательными средствами) широко используется в описываемом жаргоне для образования существительных (бас → басевич, звук → звукан, кабак→ кабатчик и др.), прилагательных (песок → песковый, дубасить → дубасный, МИДИ → мидюшный и др.) и глаголов (гул ← гудеть, лом ← ломить, кир←кирять и др.).

Префиксация в описываемом жаргоне чаще всего используется для образования совершенного вида глаголов: качать → прокачать, жечь → зажечь и др.

Группа слов, образованных постфиксальным способом немногочисленна и представлена следующими примерами: колбасить → колбаситься, спетушить → спетушиться.

Б) словосложение.

Одним из способов образования элементов жаргона северодвинских рок-музыкантов является словосложение, причем не в чистом виде, а в смешанном. Дериватологи отмечают, что «при смешанном словообразовании – сложении в сочетании с суффиксацией, в том числе и нулевой, к словообразовательному значению сложения добавляется словообразовательное и категориальное (части речи) значение дополнительного форманта. В сложно-суффиксальных словах возможны лишь подчинительные отношения компонентов» [Быкова 1974: 82]. Состав компонентов сложного слова может быть следующим: наречие и глагол (быстрогон); существительное + глагол (сенокос, пузочес). Единичные случаи образования сложных слов представлены аббревиацией – сочетанием начальных частей слов (старпёр). Группа слов, образованная по данным моделям, немногочисленна.

В) усечение.

Следующий способ образования жаргонизмов – усечение (сокращение). Усеченная форма в жаргоне образуется от исконных корней и от заимствований. В данном способе словообразования реализуется редуцирующая функция жаргона: усеченная форма слова экономит время и позволяет (иногда в ущерб ясности) передать больше информации (звучки “звукосниматели”; дацы “датчики”; низа “низкие частоты” и т.д.).

Существует несколько типов усечения. Наиболее часто встречающийся тип усечения в молодежном жаргоне – апокопа, которая предполагает усечение конца слова. Мы обнаружили следующие разновидности этого типа усечения:

в чистом виде: рéпет, репа (репетиция); вступа (вступление);

груз (грузить), кач (качать), полив (поливать);

аффиксальные образования от усеченной основы:, звучок (звук + -ок) – звукосниматель, медик (мед + -ик) – медиатор.

Отметим, что способ усечения основ иначе называется способом нулевой суффиксации или способом флективного словообразования. «Наличие нуля обнаруживается в сопоставлении с материально выраженным суффиксом того же словообразовательного значения. <…> Слова с нулевыми и материально выраженными суффиксами могут выступать как словообразовательные синонимы: синь – синева, хворь – хвороба [Быкова 1974: 63 – 64]. Ср.: вступа – вступление.

Следующий тип усечения – аферезис, характеризующийся усечением начала слова: чек (саундчек), белл (ковбелл).

Г) конденсация.

Представлен в жаргоне и способ образования, называемый конденсацией, когда слово образуется при помощи суффикса от одного из членов словосочетания: медляк – “медленная музыка”, электруха – “электрическая гитара”.

§ 8. Семантический перенос как способ образования жаргонасеверодвинских рок-музыкантов

Характерной особенностью жаргона северодвинских рок-музыкантов является переосмысление слов кодифицированного литературного языка, т.е. носителями жаргона используются общелитературные слова для обозначения актуальных для них предметов и понятий. По мнению Т.В. Зайковской, эти слова, в отличие от иноязычных заимствований, способных сохранять свою семантику, претерпевают обязательное изменение значения [Зайковская 1993: 4]. Появление у слов новых значений вызвано не только потребностью номинировать новые предметы и явления, но и социально значимой переоценкой уже известных предметов и явлений.