Смекни!
smekni.com

Стилистическая окраска слов и их перевод в произведении Фицджеральда Ф.С. "Великий Гэтсби" (стр. 3 из 13)

Как уже было сказано выше, каждый отдельный вариант находит себе выражение благодаря специфике своей лексической и грамматической валентности.

Под лексической валентностью понимается потенциальная сочетаемость с другими словами, лексическими группами или классами слов. Под морфологической валентностью потенциальная сочетаемость с морфемами словообразования и словоизменения. Под синтаксической валентностью - способность занимать определенные позиции в тех или иных синтаксических структурах и вступать в синтаксические связи с теми или иными классами слов. Реально в речи валентность проявляется в условиях контекста. Как правило, слово в речи, нередко даже в художественной речи, употребляется только в одном из возможных для него значений, и указания, которые исходят из контекста (лексического, синтаксического, а чаще всего комбинированного), позволяют понять, в каком именно. Если одновременно реализуется не один вариант, а больше, то и в этом случае необходима ориентация на контекстуальные указания, поскольку все возможные варианты реализуются сравнительно редко.

В сознании носителей языка разные варианты одного слова связаны множеством ассоциаций, в художественной литературе - это богатство ассоциаций придает слову особую выразительность и суггестивность. [10; 153]

Эмоциональный компонент значения может быть узуальным или окказиональным. Слово или его вариант обладает эмоциональным компонентом значения, если выражает какую-нибудь эмоцию или чувство. Эмоцией называется относительно кратковременное переживание: радость, огорчение, удовольствие, тревога, гнев, удивление, а чувством более устойчивое отношение: любовь, ненависть, уважение и т.п. Эмоциональный компонент возникает на базе предметно-логического, но, раз возникнув, характеризуется тенденцией вытеснять предметно-логическое значение или значительно его модифицировать.

Чистыми знаками эмоций являются междометия. Эти слова составляют совершенно особый слой лексики, поскольку у них нет предметно-логического значения. В междометиях сосредоточены все типические черты, отличающие эмоциональную лексику: синтаксическая факультативность, т.е. возможность опущения без нарушения отмеченности фразы; отсутствие синтаксических связей с другими частями предложения; семантическая иррадиация, которая состоит в том, что присутствие хотя бы одного эмоционального слова придает эмоциональность всему высказыванию.

Многие эмоциональные слова, а междометия в особенности, выражают эмоцию в самом общем виде, даже не указывая на ее положительный или отрицательный характер. “Оh”, например, может выражать и радость, и печаль, и многие другие эмоции: "Оh, Iamsoglad’, ‘Оh, Iamsosorry’.

Слово обладает оценочным компонентом значения, если оно выражает положительное или отрицательное суждение о том, что оно называет, т.е. одобрение или неодобрение. Ср.: time-tested method (одобрение) и out-of-date method (неодобрение). Оценочный компонент неразрывно связан с предметно-логическим, уточняет и дополняет его и поэтому может входить в словарную дефиницию. Так, например, глагол "sneak" в словаре Хорнби определяется: “movesilentlyandsecretly, usu. forabadpurpose" В отличие от эмоционального компонента оценочный компонент не способствует факультативности или ослаблению синтаксических связей. Оценочный компонент значения упоминается многими авторами; слова с такими компонентами даже получили в литературе специальное название "bias-words". [10; 157]

Интересным примером слова с устойчивой оценочной коннотацией является слово "meaning" и его производные "meaningful" и "meaningless", описание которых приводит Л.Б. Соломон. [11; 56] Наблюдая за контекстами современного употребления этого слова, можно заметить всевозрастающую тенденцию к усилению оценочной коннотативной части его значения за счет денотативной. Слово "meaningful" становится синонимом слов "wise, efficient, purposeful" и других, где оценочность входит уже в число компонентов денотативного значения. Так, "towritemeaningfully" значит и писать справедливо, верно, содержательно. Русское слово "смысл", которым здесь очень точно переводится слово "meaning", тоже безусловно содержит положительную оценку идеологического порядка. Следует обратить внимание на то, что "meaning, truth andenjoyment" - однородные члены, соединенные союзом "and", а в подобных контекстуальных условиях у слов должны наличествовать общие компоненты значения. Положительная оценка в словах "truth andenjoyment" является непременным компонентом денотативного значения. [10; 154]

Оценочная лексика характерна для описания общественной жизни и политических событий и нередко использует разные виды переносных значений, в то время как прямые значения нейтральны.

Слово обладает экспрессивным компонентом значения, если своей образностью или каким - нибудь другим способом подчеркивает, усиливает то, что называется в этом же слове или в других, синтаксически связанных с ним словах. Например: "She was a thin, frail little thing, and her hair which was delicate and thin was bobbed…" Слово "thing" вместо "girl" экспрессивно подчеркивает хрупкость девушки, выраженную прилагательными "thin, fraillittle".

Различают экспрессивность образную и увеличительную. В обоих случаях экспрессивный компонент зависит от предметно-логического, но совершенно иначе, чем оценочный. [10; 156] Обратимся к примеру:

The quiet lights in the houses were burning out into the darkness and there was a stir and bustle among the stars. Out of the corner of his eyes Gatsby saw that the blocks of the side-walks really formed a ladder and mounted to a secret place above the trees - he could climb to it, if he climbed alone and once there he could suck on the pap of live, gulp down the incomparable milk of wonder.

He knew that when he kissed this girl, and forever wed his unutterable visions to her perishable breath, his mind would never romp again like the mind of God. [12; 13]

В данном случае первая метафора "stir and bustle among the stars" выражает общее значение "movement, activity, noisy commotion, as of a crowd". Что же общего между шумом и движением толпы и неподвижной картиной звёздного неба?"Stir and bustle" характеризует какой-либо объект, состоящий из множества, например, людей, причём чрезмерного скопления, которому тесно - отсюда шум и "толкучка": "there was a stir and bustle among the stars - > there was a crowd of stars - > there was a multitude of stars". Признак "скученность", "теснота" приписывается через результирующее движение - "шум, толкучка" от скученности. Детализируя количество, образ вносит фантастический оттенок в описание природы - признак вещи через действие; процессуально-субстациональное значение, отглагольные и событийные существительные. Это простая метафора, которая вводится в начале абзаца для создания атмосферы, для настройки читателя на романтическую волну описываемой ночи. Затем автор вводит новый метафорический образ, сначала выраженный языковой метафорой, построенной в результате сдвига сочетаемости, то есть так называемой когнитивной метафорой "formed a ladder", которая развивается при помощи глаголов "mounted to a secret place, could climb to it". Заканчивается предложение образной метафорой, которая оставляет возможность творческой интуиции читателя: "suck on the pap of life, gulp down the incomparable milk of wonder". Начиная с неэмоционального, обыденного "formed a ladder" и постепенно разворачивая метафору, автор приходит к самой высокой степени образности, отражая своё, индивидуальное отношение к герою, через описание его ощущений, его чувств. Через завершающие метафоры мы понимаем не только восторг, очищение и возвышение Гэтсби после знакомства с Дэйзи. Мы можем наблюдать это очищение и возвышение героя в глазах его автора. Так как индивидуализируя через образную метафору своё отношение к герою, автор уже не может остановиться на сторонней позиции хладнокровно-ироничного наблюдателя.

Английские лексикографы (Хорнби или Фаулер) не разграничивают экспрессивность и эмоциональность. Многие считают, что экспрессивность всегда достигается за счет эмоциональности.

Слово обладает стилистическим компонентом значения, или стилистической коннотацией, если оно типично для определенных функциональных стилей и сфер речи, с которыми оно ассоциируется даже будучи употреблено в нетипичных для него контекстах. Стилистический компонент значения связан с предметно-логическим в том смысле, что обозначаемое последним понятие может принадлежать к той или иной сфере действительности.

1.3 Взаимодействие стилистической окраски слова с контекстом

Практически на уровне наблюдения читатель имеет дело с текстом или, другими словами, с речевым произведением, индивидуальной речью. Речевое художественное произведение есть единство взаимосвязанных элементов, каждый из которых находится в сложных взаимоотношениях с остальными. А все вместе эти остальные элементы составляют его контекст. [10; 360]

Под контекстом принято понимать языковое окружение, в котором употребляется та или иная лингвистическая единица. Так, контекстом слова является совокупность слов, грамматических форм и конструкций, в окружении которых встречается данное слово. Необходимо подчеркнуть, что слово - далеко не единственная единица языка; другие лингвистические единицы, такие как фонемы, морфемы, словосочетания и предложения также встречаются в не изолированном употреблении, а в определенном языковом окружении, так что есть основания говорить и о контексте фонемы, и о контексте морфемы, и о контексте словосочетания и даже предложения (совокупность других предложений, в окружении которых встречается данное предложение). [1; 53]

В пределах общего понятия контекста различается узкий контекст (или "микроконтекст") и широкий контекст (или "макроконтекст"). Под узким контекстом имеется в виду контекст предложения, то есть лингвистические единицы, составляющие окружение данной единицы в пределах предложения. Под широким контекстом имеется в виду языковое окружение данной единицы, выходящее за рамки предложения - это текстовой контекст, то есть совокупность языковых единиц, окружающих данную единицу в пределах, лежащих вне данного предложения, иными словами, в смежных с ним предложениях. Точные рамки широкого контекста указать нельзя - это может быть контекст группы предложений, абзаца, главы или даже всего произведения (напр., рассказа или романа) в целом. [13; 16]