Смекни!
smekni.com

История Московского Кремля 2 (стр. 3 из 8)

Внутри Благовещенский собор невелик. Легкие ступенчатые своды покоятся на четырех прямоугольных столпах. У западной стены, согласно древнерусской традиции, устроены хоры для царицы и царских детей. Обращает на себя внимание необычный пол этого здания, набранный из плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы.

В Благовещенском соборе сохранился один из древнейших русских иконостасов - памятник огромной историко-художественной ценности. В двух его ярусах(праздничном и деисусном) расположены произведения православных живописцев- А. Рублева, Ф. Грека и Прохора с Городца. Созданные в 1405 году, иконы перенесены в современный собор из древнего несохранившегося храма. Большая часть икон написана Ф. Греком, замечательным мастером монументальной живописи.

Позже, в ХVI веке, псковские мастера создают еще один, верхний, четвертый ряд иконостаса. Изображения пятого ряда относятся к ХIХ столетию. В нижнем (местном) ряду иконостаса сохранились интересные произведения древнерусской и византийской живописи начала ХIV века-“Спас на престоле” и “Богоматерь Одигитрия” . Оклад иконостаса выполнен московскими мастерами в ХIХ веке из золоченой чеканной бронзы с красочной эмалью.

Почти все иконы этого собора неоднократно записывались, поновлялись. Считалось, что многие из них погибли во время пожаров. Начатые в 1918 -1920 годах реставрационные работы дали бесценным творениям новую жизнь. И по сей день советские реставраторы ведут в соборе и на обходной галерее комплексные научно-реставрационные работы.

Настенная фресковая живопись Благовещенского собора, выполненная в 1508 году, принадлежит кисти художника Феодосия. Северная и западная галереи собора расписывались в ХVI веке. Однако позже, в ХVII-ХIХ столетиях, эти работы проводились еще неоднократно.

Несколько столетий фрески находились под поздними записями - под слоями красок, нанесенными на первоначальную живопись. В 1946-1961 годах художники Центральных реставрационных мастерских и села Палеха восстановили древнюю настенную роспись. На отдельных участках стен этого собора было снято до пяти и более поздних наслоений красок. В 1970-1980-х годах специалисты Всесоюзного объединения Союзреставрация раскрыли росписи 40-60-х годов ХVI века в северной и западной галереях.

В процессе ремонтно-восстановительных работ в соборе были укреплены несущие конструкции, изучена структура сводов, в трех верхних пределах отреставрированы каменные полы ХVIII века. Специалисты выполнили также золочение куполов и подзоров.

С западной стороны Успенского собора расположена маленькая одноглавая ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ. Ее построили псковские мастера в 1484-1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры. В результате неоднократных позднейших переделок внешний вид этой церкви значительно изменился. Реставрационные работы, проведенные в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах, позволили восстановить ее первоначальный архитектурный облик.

Храм стоит на высоком подклете. Фасады его разделены по вертикали на три части, центральные простенки которых выше и шире боковых. Карниз заканчивается килевидной формы закомарами. Живописность зданию придают и фриз-пояс в виде декоративных балясинок и орнамента из обожженной глины (терракоты) , и щелевидные окна, расположенные на фасаде и барабане главки.

Интересно внутреннее убранство храма. Свод покоится на четырех столпах. Стены и столпы сплошь покрыты живописью строго канонического содержания. Ее выполнили в 1644 году живописцы Сидор Поспеев и Иван Борисов, принимавшие участие в росписи Успенского собора, а также Семен Абрамов. Живопись отличается ярким колоритом и высокой художественностью исполнения, композиционно же фигуры росписей на столпах несколько великоваты для столь камерного пространства храма.

В 1955-1956 годах настенная живопись церкви Ризположения была расчищена от позднейших записей, промыта и закреплена. В это же время реставрировался иконостас, иконы которого были выполнены в 1627 году артелью живописцев под руководством известного художника Назария Истомина-Савина. Свежесть и сочность красок, серебряные, богато орнаментированные оклады, высокое мастерство исполнения ставят иконостас в ряд замечательных произведений искусства первой половины ХVII века.

Интерьер церкви украшают две великолепные подставки под свечи, инкрустированные цветным воском и расписанные красками “тощие свечи” . Надписи на подставках свидетельствуют о том, что они сделаны по заказу при патриархе Иосифе в 1643 году.

В древности церковь Ризположения примыкала к Патриаршим палатам и являлась домовой церковью патриархов, а с середины XVII века стала также дворцовой церковью.

В северо-западной части церкви в настоящее время находится небольшая выставка деревянной скульптуры. Здесь в витринах представлены интересные и редкие экспонаты -резные образки, иконы, кресты, культовая скульптура ХV-ХVIII веков работы талантливых народных мастеров.

Напротив Благовещенского собора находится АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР. Он построен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым на месте древнего храма, сооруженного еще при Иване Калите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма, зодчий в наружном убранстве здания придал ему черты, характерные для венецианской дворцовой архитектуры эпохи Ренессанса. Архангельский собор отличается нарядностью, обилием декоративных деталей. Фасады разделены стройными пилястрами и украшены двумя карнизами, которые как бы делят здание на два этажа. Полукружия закомар декорированы белокаменными раковинами.

Северный и западный входы собора украшают белокаменные резные порталы, покрытые золотом и красками. Главный вход собора, расписанный русскими живописцами выразительными фресками с изображением сцены “Крещение Руси” , находится в широком углублении-лоджии.

В конце ХVI-начале ХVII века с восточной стороны собора были пристроены два придела- святого Уара и Иоанна Предтечи. В 1773 году, при закладке Большого Кремлевского дворца по проекту В. И. Баженова, собор дал трещины, после чего с южной стороны были подведены два мощных контрфорса, которые укрепили стены, но изменили первоначальный облик памятника.

Наряден интерьер Архангельского собора, полностью выполненный в древнерусских традициях. Своды покоятся на шести столпах: четыре из них находятся в центре храма, а два - в алтаре. Внутреннее пространство здания освещают двухъярусные щелевидные окна.

Собор был расписан во второй половине ХVI столетия, то есть через полвека после постройки. Эта живопись сохранилась лишь фрагментарно (в алтаре, на западной паперти) . В 1652- 1666 годах большая артель живописцев из Ярославля, Костромы, Вологды под руководством Симона Ушакова и Степана Рязанца выполнила фрески собора, повторив сюжетную канву живописи ХVI века. Долгие годы эта стенопись находилась под грубыми записями ХVIII - ХХ веков, под слоем копоти и пыли. Во время научных реставрационных работ 1953 -1956 годов поздние наслоения были удалены и открыта хорошо сохранившаяся живопись ХVII столетия. Ее изумительная красочная гамма, декоративность и жизнерадостность, разнообразие и богатство орнаментов свидетельствуют о большой фантазии и великолепном мастерстве русских живописцев того времени.

В содержании росписи собора переплетаются сюжеты, выражающие важные политические идеи позднего средневековья, и сцены с изображениями литературно-повествовательного характера. Многие композиции отражают борьбу русского народа за независимость. На четырех столпах изображены русские князья: Андрей Боголюбскийсын Юрия Долгорукого, Ярослав Всеволодович- отец Александра Невского, сам Александр Ярославич Невский- великий русский полководец, герой Невской битвы и Ледового побоища, Данил Александрович- основатель удельного московского княжества и другие. На южной стене изображены великие московские князья, похороненные в этом соборе. Их длиннополые широкие одежды покрыты богатым золотым узором из цветов, листьев и стеблей, подобных тем, что украшают откосы окон и порталов собора. Роспись декоративна и создает настроение большой торжественности и нарядности. Тематика живописи полностью подчинена идее становления централизованного русского государства.

Интересен резной золоченый иконостас 1680-1681 годов, четырехъярусный, выполненный в стиле русского барокко. Иконы для него написаны в те же годы Дорофеем Ермолаевым, Михаилом Милютиным и другими мастерами.

Большую художественную ценность представляют иконы первого ряда иконостаса. Среди них выделяется икона “Архангел Михаил” (московская школа конца XIIV-начала ХУ века) . Архангел Михаил изображен в рост, в воинских доспехах, с мечом в руке. В образе мужественного, сильного воина художник отобразил уверенность русского народа в победе над врагами отчизны.

С начала XIIV до первой половины ХVIII века Архангельский собор был усыпальницей русских великих князей и царей. Первым в нем похоронен Иван Калита. Здесь же находится гробница великого русского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, великого князя Ивана 111, царя Ивана 1У Грозного и его сыновей, а также первых царей Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их сыновей. Петр I и все последующие императоры (кроме Петра II) были похоронены в Петербурге, в Петропавловском соборе.