Смекни!
smekni.com

История Московского Кремля 2 (стр. 4 из 8)

В соборе-усыпальнице находится 46 гробниц, в них 52 захоронения. На гробницах -белокаменные резные надгробья ХVII века с орнаментальными надписями вязью. В начале 20 века они были заключены в специальные застекленные медные футляры.

Гробницы Ивана IV Грозного и его сыновей, царевича Ивана Ивановича и царя Федора Ивановича, помещены в алтарной части. В 1963-1964 годах в соборе проводились архитектурно-археологические работы, и по решению специальной комиссии эти погребения были вскрыты. В результате обнаружены новые детали первоначального интерьера усыпальницы и расположенного рядом придела Иоанна Предтечи. Закреплена роспись нижнего яруса усыпальницы, относящаяся ко 11-й половине ХVI века. Вскрытие гробниц помогло ученым найти ответ на некоторые загадки истории, а также подтвердить дату смерти Ивана 1У (18 марта 1584 год) . Особое место в соборе занимает захоронение царевича Дмитрия- сына Ивана Грозного, которое находится под шатром с белокаменными резными колоннами за ажурной решеткой. Останки царевича были привезены из Углича Василием Шуйским в 1606 году.

В приделе Иоанна Предтечи находится гробница знаменитого полководца Михаила Скопина-Шуйского, который в грозные годы польской и шведской интервенции сыграл большую роль в освободительной борьбе русского народа против Лжедмитрия II.

В конце 1970-х и начале 1980-х годов завершился еще один этап реставрационных работ. Они коснулись как внутреннего, так и наружного пространства памятника. Восстановлен был первоначальный вид его фасадов, белокаменных расписных порталов и четырех малых глав. Одной из крупных работ, выполненных внутри собора, стало конструктивное укрепление иконостаса. Специалисты провели также исследования состояния белокаменных надгробий. Для лучшей сохранности живописи в соборах Московского Кремля установлена специальная воздушная система отопления. Зимой и летом здесь поддерживаются постоянная температура и влажность воздуха.

В центре Кремля на Соборной площади возвышается величественная белоснежная и златоглавая КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО, имеющая три яруса.

Колокольня построена в 1505- 1508 годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году. Об этом свидетельствует надпись под куполом, сделанная золотыми буквами: “... повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Бориса Федоровича... храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108(1600) ” . В свое время колокольня Ивана Великого была самым высоким зданием на Руси(высота ее 81 метр) и являлась сторожевой, сигнальной башней, с которой хорошо обозревались окрестности в радиусе 2530 километров. Столп колокольни сложен из большемерного кирпича, цоколь и фундаментиз белого камня. В первом ярусе колокольни помещалась древняя церковь Иоанна Лествичника. В толще стены на верхние ярусы ведет каменная лестница из 83 ступеней. В восьмерике второго яруса она переходит в винтовую лестницу из 149 ступеней. Металлическая лестница третьего яруса(в 97 ступеней) спиралеобразно поднимается по стене и заканчивается в куполе Всего в колокольне 329 маршевых ступеней.

В 1532- 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в XVII веке с северной стороны была сооружена так называемая Филаретовскская пристройка. На колокольне и звоннице до сих пор висят колокола(всего 21 колокол) замечательные произведения русского литейного искусства. Самый большой из нихУспенский колокол весом около 70 тонн- отлит искусным мастером Я. Завьяловым.

В 1812 году, при отступлении армия Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. Столп колокольни Ивана Великого дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной прочности здания, о высоком мастерстве его строителей. Звонницу и пристройку восстановили к 1819 году по проекту архитектора Д. И. Жилярди.

В советское время в колокольне систематически велись реставрационные работы, которые ведутся и сейчас: обновлены металлические конструкции куполов колокольни и звонницы, восстановлены архитектурные детали и лепные украшения, заменена кровля, укреплен фундамент звонницы. Возобновлена позолота куполов, реставрированы фасады, поновлена и надпись.

В первом этаже звонницы оборудован ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ. В нем в 1988 году впервые была открыта выставка новых поступлений в музее Московского Кремля. Многие годы музеи Кремля ведут планомерное научное комплектование своих коллекций. В ходе этой работы более 300 произведений искусства поступили в кремлевские собрания за последние восемь лет. Выставка знакомит посетителей с наиболее интересными из этих поступлений.

В экспозиции привлекает внимание золотой крест - мощевик XVI-начала XVII века, на котором искусно выполнены гравированные изображения. Русское ювелирное искусство XVII столетия представляло значительным числом светских и культовых произведений, среди которых есть весьма редкие экспонаты. Так, обращает на себя внимание чеканная серебряная стопа(стакан) с портретами Петра I и государственных деятелей его времени, выполненная потомственным московским серебряником Никитой Тимофеевым. Гравированный серебряный церковный дискос 1750 года - одно из ранних произведений выдающегося мастера Якова Семенова.

Конец XIX и начало XX столетия представлены на выставке изделиями известных русских ювелирных фирм и фабрик - Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Чубина и Фаберже.

Большой интерес представляют дары музеям Московского Кремля. В 1983 году Оружейная палата получила в дар от Союза художников СССР около 400 авторских произведений советских художников. Это созданные в 1960 - 1980 годы женские украшения работы известных мастеров из различных регионов нашей страны: РСФСР, Украины, республики Прибалтики и Закавказья.

За колокольней Ивана Великого находится ИВАНОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ. На ней в старину размещались здания приказов - государственных учреждений. Утром дьяки оглашали здесь царские приказы. Из - за шума толпы кричать приходилось очень громко, отсюда и возникла русская поговорка “кричать во всю Ивановскую” .

У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый ЦАРЬ - КОЛОКОЛ. Он был отлит в Кремле опытным литейщиком Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733-1735 годах. Русские мастера Василий Кобелев, Петр Серебряков, Петр Галкин, Петр Кохтев и другие искусно украсили поверхность колокола рельефным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Ивановны, а также надписями, в которых излагается история отливки уникального колокола.

В 1737 году в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный, висевший на деревянных лесах колокол дал трещины. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. После пожара колокол долгое время находился в яме, и лишь в 1836 году по специально разработанному проекту архитектора А. А. Монферрана он был поднят и установлен на постамент.

Царь-колокол- самый большой в мире. Его вес- 200 тонн, высота- 6,14 метров, диаметр- 6,6 метра.

Важным событием в истории этого замечательного памятника русского литейного искусства стала его реставрация, впервые проведенная советскими специалистами. В 1979 году по инициативе музеев Московского Кремля было начато исследование состояния самого Царь-колокола и его постамента. Специалисты сделали дефектоскопию колокола и составили карту, на которой были зафиксированы имеющиеся в памятнике трещины. Величину и направление трещин в теле памятника удалось установить с помощью ультразвука. На основе проведенных исследований были разработаны мероприятия по сохранению этого уникального памятника русского литейного искусства.

Реставраторы провели ремонт Царь-колокола и его постамента. Отколовшийся на пожаре кусок был приподнят на поверхность земли. Дело в том, что за полтора столетия со времени установки Царь-колокола на постамент эта глыба была заглублена культурным слоем земли примерно на 40 сантиметров.

Летом 1980 года в Москве проводились ХXIII Олимпийские игры, москвичи и гости столицы впервые увидели колокол-гигант после обновления.

Недалеко от колокола установлен другой интересный памятник литейного искусства - ЦАРЬ-ПУШКА. Отлил ее из бронзы известный русский мастер Иван Чохов в 1586 году. Вес пушки- 40 тонн, длина- 5 метров 34 сантиметра, калибр- 890 миллиметров. По калибру это самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью. Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам в ХVI веке, и предназначалась для обороны Московского Кремля.

Лафет, на котором установлена Царь-пушка, и ядра, лежащие около нее, - декоративные, чугунные, отлитые в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес каждого пушечного ядра равен одной тонне.

Зимой 1980 года лафет Царь-пушки впервые был вывезен из Кремля для реставрации. Сложные реставрационные работы этого уникального памятника велись по специально разработанной технологии. В частности, были сняты многослойные красочные покрытия прежних лет, нанесено новое покрытие, разработанное с учетом последних достижений науки. Прошло немного времени, и обновленная Царь-пушка возвратилась в Московский Кремль на свое привычное место.

С северо-восточной стороны Успенского собора находятся ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ и СОБОР ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ, построенные в 1652-1655 годах при патриархе Никоне. Разобрав находившуюся ранее в Кремле церковь Соловецких чудотворцев и расчистив территорию бывшего двора Бориса Годунова, русские мастера, используя древние подклети, возвели для патриарха грандиозные трехэтажные палаты. Простота и скромность внешней архитектуры здания контрастировали с пышной, необычной отделкой внутренних покоев крупнейшего феодала страны.