Смекни!
smekni.com

Роман Гриммельсгаузена Симплициссимус (стр. 3 из 6)

В отличие от прециозной литературы, проза "низового" барокко более традиционна и близка к фольклору: ее персонажи остаются на уровне обобщенно-типического и сохраняют значительную долю условности. Это делает их пригодными для создания гротескной сатиры. Каждый персонаж является носителем того или иного нравственного качества и остается неизменным на протяжении всего действия.

*1, *2 - А.Морозов. Проблемы европейского барокко.// Вопросы литературы, N 12, 1968, с.113

*3 - А.Морозов. "Симплициссимус" и его автор. С.144

ГЛАВА 4 РОМАН "СИМПЛИЦИССИМУС" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРАЖЕНИЯ В НЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Как уже было сказано, действие романа Гриммельсгаузена разворачивается на фоне Тридцатилетней войны. Однако, не ее события, а судьба героев занимает автора в первую очередь. Несмотря на то, что отдельные эпизоды романа достаточно правдоподобно и достоверно рисуют картины войны, за которыми угадывается личный опыт автора, в основном "вымысел теснит историю и подчиняет ее сюжетному развитию" (*1).

А.Морозов подчеркивает, что ни одно сколько-нибудь значительное историческое лицо на страницах романа не выведено. Они упоминаются лишь мимоходом, поддерживая общую сюжетную канву. Из реально живших полководцев Гриммельсгаузен упоминает лишь одного - имперского генерала фон Верта, да и то лишь потому, что тот принадлежал к числу "людей низкого звания", которые "через геройскую отвагу и достохвальное бесстрашие воспарили прямо в графское и баронское состояние" (*2)

Писатель говорит еще о нескольких исторических личностях (шведский генерал Штальганс, полковник Мерсье, комендант Сант-Андре, генерал Якоб Рамзай), но всем им он приписывает столько вымышленного, соответствующего художественному замыслу, но не реальности, что разрыв между прообразом и художественным персонажем в сознании читателя становится практически непреодолимым.

Кроме этого, Гриммельсгаузен позволяет себе большие вольности в трактовке истории. Он бесстрашно пользуется приемом совмещения разновременных событий, уплотняя тем самым время романа.

События романа отражают историю Тридцатилетней войны лишь в общих чертах, намечают ее контур. Но проследить ход войны, читая роман, нельзя. "Эпизоды "Симплициссимуса" соотнесены с исторической действительностью, но не прикреплены к ней наглухо" (*3). Писатель избегает указания точных дат и географических координат происходящих событий. По выражению исследователя А.Бехтольда, топографические данные романа складываются, как мозаика, из вымышленного, прочитанного и услышанного. Таким образом, Гриммельсгаузен свободен от "мелочной опеки над действительностью". Он отражает ее не зеркально, а преломляя в своем сознании, опосредованно. Не превращаясь в "хрониста", не нагнетая исторических эпизодов и подробностей, писатель "правдиво запечатлел и заклеймил Лик войны"(*4).

*1 - А.Морозов. "Симплициссимус" и его автор. с.70

*2 - Г.Я.К.Гриммельсгаузен. Симплициссимус. М., 1976, I,17, с.61

*3 - А.Морозов. Указ. соч., с.71

*4 - там же, с.80

ГЛАВА 5 ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ РОМАНА ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА "СИМПЛИЦИССИМУС"

Сочинения Гриммельсгаузена свидетельствуют о его познаниях в различных областях науки. Известно, что Гриммельсгаузен был составителем народных календарей, поэтому определенный круг знаний ему был необходим.

Однако, мнения ученых по поводу уровня и степени образованности писателя различны. А.Келлер полагал, что автор "Симплициссимуса", как и его герой, был не слишком учен, и приводил в доказательство слова из сочинения Гриммельсгаузена "Сатирический Пильграм" о том, что автор ничему и нигде не учился, а "вырос неотесанным грубияном, невежественным ослом и идиотом".

Г.Курц считал это высказывание относящимся не к автору, а к герою - прообразу Симплициссимуса. Курц отмечал, что Гриммельсгаузен знал несколько языков, был знаком с сочинениями античных авторов и "отцов церкви".

По мнению Ю.Титмана, писатель обладал лишь поверхностными познаниями в латыни, а свою "ученость" почерпнул из энциклопедических трудов.

Другие исследователи считают, что Гриммельсгаузен обладал незаурядной библиотекой, даже если не считать книг, которых он, скорее всего, не читал, а цитировал по общедоступным компиляциям.

А.Морозов пишет о том, что вряд ли у автора "Симплициссимуса" было более десяти книг, к которым он постоянно обращался. Основой его познаний ученый считает "цепкую память": "Гриммельсгаузен собирал свою "ученость" по крохам." (*1) В романе "Симплициссимус" отчетливо выделяются мотивы народных шванков и суеверных россказней, заимствованных из устной традиции.

Ученый А.Берлингер полагал даже, что Гриммельсгаузен подхватывал отдельные мотивы из рассказов бывалых людей, ландскнехтов, трактирных завсегдатаев и лишь отчасти из сборников новелл - так называемых "народных книг". Таким образом, все творчество Гриммельсгаузена и роман "Симплициссимус" в частности, тесно связаны с фольклорной традицией.

Книги эпохи барокко ломились под тяжестью громоздкой учености. Писатели щеголяли знанием древней истории, мифологии, поэзии. "Это было время кунсткамер,экзотических диковин и раритетов". (*2) Полнота знаний понималась как их накопление без глубокого проникновения в содержание, в подлинный смысл - это явление носило название полигисторства. Отдал ему дань и Гриммельсгаузен. Его настольной книгой была своего рода энциклопедия Томазо Гарцони "Piazza universale...", служившая писателю неисчерпаемым источником. Эта весьма разносторонняя компиляция заменяла целую библиотеку. В романе "Симплициссимус" Гриммельсгаузен использовал 17 из 153 "дискурсов" Гарцони. Другой настольной книгой писателя, ставшей одним из источников его романа, была "Oeconomia" Иоганна Колеруса, бывшая сводом знаний по сельскому хозяйству с включением медицинских советов.

"Эрудиция Гриммельсгаузена, - пишет Морозов, - простонародна. Его "ученость" наивна. Он заимствует латинские цитаты вместе с опечатками. И не только не проверяет, но и не согласовывает свои источники, так что название одной и той же местности может встречаться в различных написаниях." (*3)

17 век - век быстрого развития естественных наук, время, когда уточняются сведения о строении небесных сфер, время появления научного мировоззрения. Все это проходит мимо Гриммельсгаузена, который остается составителем народных календарей с традиционной приверженностью астрологии и суевериям. Среди книг - источников "Симплициссимуса" были также: "Сокровищница сверхъестественных, чудесных и достопримечательных историй" Симона Гуляра, "Демонология" Жана Бодена и другие сочинения по магии, астрологии и демонологии. Проявляя интерес к подобного рода литературе, Гриммельсгаузен все же относился к ней с определенной долей иронии и насмешки. Для построения романа большое значение имели "апофеги" - сборники сентенций и афоризмов. Многие приемы сюжетоведения Гриммельсгаузен заимствовал из героических аристократических романов, однако действующие лица, социальная и бытовая обстановка "Симплициссимуса" чужды аристократической и изысканно ученой среде, в которых обычно происходило действие этих романов.

Таким образом, обращаясь к различным источникам, как фольклорным, так и литературным, Гриммельсгаузен подчинял заимствованные из них "известия" своей художественной цели, связывал с ходом своего повествования. Заимствованные мотивы вступали в сложное взаимодействие, образуя неповторимый и оригинальный сюжет романа.

*1 - А.Морозов. "Симплициссимус" и его автор. С.82

*2 - там же

*3 - там же, с.83

ГЛАВА 6 ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА "СИМПЛИЦИССИМУС"

Идейное содержание романа "Симплициссимус" отличается неоднозначностью и тесно связано с барочным мировоззрением Гриммельсгаузена. Автор знает, какой бы ему хотелось видеть действительность, но одновременно осознает и невозможность достижения этого идеала. Устами своего главного героя Гриммельсгаузен горько замечает: "Ты покинул пустыню в надежде удо вольствовать постыдную свою страсть узреть мир. Но вот смотри, когда мнил ты, что будешь услаждать взор свой, принужден ты в опасном сем лабиринте пропасть и погибнуть. Разве ты, неразумный простак, не мог наперед помыслить, что покойный твой предшественник не променял бы радостей мира на суровую жизнь в пустыне, когда чаял бы в нем достичь истинного мира, надежного покоя и вечного блаженства?" (*1)

Попадая в мир людей со своими идеальными представлениями и чистыми помыслами, сформировавшимися в результате общения с Отшельником, будучи "простаком из простейших", Симплициссимус сразу видит, что люди живут вовсе не так, как должно и как его учил мудрый старец. Так, наблюдая картины людского распутства и нечестивости, герой с ужасом констатирует, что никто из этих людей не почитает по-настоящему христианскую религию, что помыслы и устремления их не выходят за рамки сугубо мирского, низменно го. При этом многие знают строгую волю Господа, но практически никто ей не следует. "Наряду с гордыней и корыстью... каждодневным упражнением людей с достатком было пьянство и обжорство, распутство и волокитство..."(*2) Симплициссимус поражен тем, что люди почитают каких угодно кумиров и идолов, как язычники, но только не Христа. Они поклоняются золотому тельцу, придворной карьере, красоте женщины, материальму благополучию.