Смекни!
smekni.com

Роман Гриммельсгаузена Симплициссимус (стр. 4 из 6)

Наиболее ярко идея разрыва между мечтой и реальностью проявляется в "программе" преобразования Германии, изложенной безумным Юпитером. Этот "пророк" возвещает о предстоящем пришествии "немецкого героя", который "истребит всех нечестивцев, а людей благочестивых сохранит и возвысит" (*3). Юпитер говорит о том, что герой объединит Германию, собрав все города и княжества в одно государство, которое будет управляться советом, состоящим из представителей всех городов. Будет упразднена крепостная неволя. В Германии наступит благоденствие. "Немецкий" герой положит конец религиозным распрям, собрав все христианские религии мира в одну - "правую, истинную, святую". Идеи Юпитера нельзя отождествлять с мировоззрением самого Гриммельсгаузена. Писатель взирает на них со стороны, иронически комментируя устами Симплициссимуса. В известной степени мечты Юпитера отвечают настроениям и политическим требованиям крестьянских движений 16-17 веков, боровшихся за установление вечного мира и социальной справедливости. Симплициссимус слушает речи Юпитера с грустным сочувствием и снисходительной усмешкой, отчетливо осознавая несбыточность и фантастичность идеи о воцарении всеобщей гармонии. Гриммельсгаузен не видел в обществе реальной силы, сопоставимой с "немецким героем", способной принести народу избавление от мук. Именно поэтому чаяния немецкого народа писатель вложил в уста безумца.

В своем произведении Гриммельсгаузен дает широкую картину современного общества, облекая ее в аллегорическую форму сна своего героя. В этом сне Симплициссимус видит необычное, чудное дерево, корни которого состоят из ничего не значащих людей, ремесленников, крестьян, которые обречены на одни только тяготы и сетования, потому что дерево всей тяжестью давит на них и выжимает все соки. На верхних ветвях расположились более благополучные слои населения. При этом нижние постоянно стремятся сбросить верхних и занять их место. В образе этого дерева Гриммельсгаузен выражает идею социальной несправедливости, вечной борьбы и непримиримости различных общественных сил.

А.Морозов отмечает, что идейная противоречивость романа обусловлена как противоречиями самого времени, так и позицией автора, колеблющегося между активным протестом против социальной несправедливости и пассивным созерцанием общественных зол и бедствий, принесенных войной; между желанием общественного переустройства и сознанием его неосуществимости, своего бессилия что-либо изменить в конкретной исторической обстановке реакции после Тридцатилетней войны.

*1 - Г.Я.К.Гриммельсгаузен. Симплициссимус. М., 1976. С.67

*2 - там же, с.75

*3 - там же, с.191

ГЛАВА 7 КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА "СИМПЛИЦИССИМУС"

В построении романа Гриммельсгаузена "Симплициссимус"при всей его кажущейся громоздкости соблюдено чувство меры и пропорции. Развитие действия романа энергично и не стоит на месте, главы просты и незатянуты, их последовательность четко художественно осмыслена и подчинена строгому композиционному замыслу.

"Симплициссимус" представляет собой чередование эпизодов, единство которых при всем их разнообразии определяется образом главного героя.

В романе нет ни сложной, запутанной интриги, ни нескольких параллельно развивающихся или переплетенных между собой сюжетных линий.

Эпизоды "Симплициссимуса" воспринимаются не как "похождения" героя, а как превратности его судьбы. Приключения не являются для Симплициссимуса самоцелью. Они не однозначны и не нанизываются друг на друга. Каждая авантюра, каждое происшествие - это один шаг в жизни Симплициссимуса, ее ступень, которая обогащает опыт героя, формирует его мировоззрение. В своих приключениях Симплициссимус открывает новые стороны жизни, доселе неизвестные ему.

Важнейшим структурным элементом романа является "новеллистическая случайность": многие эпизоды, персонажи появляются в романе случайно, без предварительной подготовки. Композиция романа "Симплициссимус" не ориентирована на вечное движение героя по прямой, но не является отражением кего непрерывного, поступательного восхождения. "Симплициссимус падает и возвышается, но никогда не возвращается к пройденному."(*1) Такое развитие сюжета резко отличает роман Гриммельсгаузена от плутовских романов и делает его новым этапом в развитии немецкой литературы.

*1 - История немецкой литературы. Т.1. М., 1962. С.416

ГЛАВА 8 ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА РОМАНА ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА "СИМПЛИЦИССИМУС"

Жанр романа "Симплициссимус" нельзя определить однозначно. Он синтетичен и сочетает в себе черты различных модификаций романа.

В первую очередь, это роман-воспитание. "Симплициссимус" был первым немецким романом, где изображалось развитие личности героя от раннего детства до зрелости. Однако Гриммельсгаузен еще не поднимается до анализа внутреннего мира героя, поэтому в произведении отсутствует психологизм. Во-вторых, "Симплициссимус" является сатирическим романом. Описывая приключения героя, писатель критикует современную социальную действительность, изображая ее во всей неприглядности и уродливости. Роман насыщен намеками на историческую действительность, но, несмотря на это, не является историческим, как уже отмечалось выше.

"Симплициссимус" содержит черты аллегорического романа. В нем много мносказаний, аллегорических образов. А.Морозов отмечает, что аллегорическое осмысление действительности продит через весь роман, а аллегорический отсвет ложится на личность его главных героев, которые образуют своеобразных дидактический триптих. В центре его стоит Симплициссимус, а крылья образуют Херцбрудер (олицетворение праведности) и Оливье (символ злодейства). Между этими двумя началами и качается, как маятник, Симплициссимус. Наиболее насыщенной аллегорическими образами и связанными с ними рассуждениями является VI книга романа.

За аллегоризмом романа просматривается реальная жизнь Германии 17 века. С этой точки зрения "Симплициссимус" - реалистический роман. Реализм Гриммельсгаузена - в обобщении непосредственно видимого и наблюдаемого, в создании "грандиозного синтеза" (*1). Реалистическая сущность романа подчеркивается глубокой разработкой в нем темы народа. Гриммельсгаузен возвеличивает труд крестьянина, кормящего все другие сословия. Об этом поет в своей песенке в начале романа Симплициссимус:"Презрен от всех мужичий род, Однако кормит весь народ". Но трудовой люд от века принужден сносить тяготы и терпеть лишения: "Тебе ниспослан тяжкий крест Нести до самых горних мест. Твое добро берет солдат Тебе ж на благо - будь же рад!" Никто из писателей 17 века еще не защищал человеческие права, честь и достоинство крестьянина так горячо, как Гриммельсгаузен. Но писатель не выражал идеологию крестьян - он запечатлел их мировоззрение на широком фоне действительности своего времени.

Роман "Симплициссимус" можно назвать философским, поскольку в нем ведется поиск ответа на "вечные" вопросы: в чем смысл человеческого бытия, что такое добро и зло.

Гриммельсгаузен рисует картину идеального королевства сильфов Муммельзее, поэтому "Симплициссимус" приобретает черты утопического романа. В V книге писатель приводит своего героя в реальную, созданную на земле Утопию - общину "перекрещенцев" в Венгрии. Однако, эта "идеальная" страна не вызывает симпатии героя, и утопические мечты сменяются едкой сатирой. Основой для "Симплициссимса" был, несомненно, плутовской роман, поэтому его черты также можно обнаружить в произведении Гриммельсгаузена. В центре повествования - похождения героя. Но, в отличие от "настоящих" плутовских романов, Гриммельсгаузен сосредоточил свое внимание не на внешнем мире, окружающем героя, а на его судьбе, подробно и обстоятельно описывая ее. Как справедливо заметил Б.Пуришев, в "Симплициссимусе", как в фокусе, отражены судьбы тогдашнего немецкого общества". (*1)

*1 - Б.Пуришев. Очерки немецкой литературы 15-17 в. С.344

ГЛАВА 9 ОБРАЗ СИМПЛИЦИССИМУСА

Главный герой романа - Симплиций Симплициссимус, прозванный так за свое крайнее простодушие. Он живет в доме своего "батьки", как полевой цветок: никто не заботится о его воспитании. Симплициссимус очень невежественен, но крайне чисто сердечен и простодушен. Война переворачивает жизнь этого юного существа. Герой бежит из разоренного дома отца в лес, где встречается с добрым Отшельником, который учит мальчика грамоте и приучает его терпеть жизненные лишения и молиться Богу. После смерти своего учителя Симплициссимус возвращается в мир людей, где на его долю выпадают сотни случайностей и неожиданных поворотов судьбы. Суровая жизнь рассеивает детские иллюзии героя: повсюду он видит торжество пороков, которые никак не согласовываются с высокими нравственными принципами, заложенными в его душу Отшельником.

И Симплициссимус утрачивает былое простодушие.

Он учится обманывать, воровать, грабить, вести разгульную жизнь солдата. Из наивного, доброго мальчика герой превращается в лихого рейтара, изобретательного и отважного охотника за военной добычей. Неизменная удача сопутствует всем дерзким начинаниям "Егеря из Зуста". Война становится для Симплициссимуса источником обогащения. Он быстро движется по служебной лестнице и уже мечтает об офицерском чине. Симплициссимус становится не чужд тщеславия, высокомерия, спеси, которые вызывают ненависть к удачливому и пронырливому плебею со стороны высокородного офицерства.