Смекни!
smekni.com

Эта загадочная вода (стр. 9 из 15)

По мнению некоторых авторов, подробно ознакомившихся с условиями исследований Эмото, «собственно науки во всех этих опытах нет никакой: нет ни точного описания условий проведений опыта, нет ни статистического анализа результатов всех подряд, а не только избранных»[230]. Весьма примечательно то, что «в 2003 году Джеймс Рэнди, основатель Фонда Джеймса Рэнди, публично заявил, что заплатит Эмото Масару миллион долларов, если его результаты будут подтверждены при помощи двойного слепого метода[231]. Эмото на такую проверку не пошел.

Некоторые авторы объясняют такое нежелание Эмото тем, что он и так неплохо зарабатывает на своих манипуляциях с водой, продавая «заряженную» воду по цене элитного коньяка. Один из таких авторов пишет:

«Для более подробного знакомства с деятельностью Эмото Масару я заглянул на сайт его фирмы. В разделе «products» предлагается всего за 35 долларов стать счастливым обладателем бутылочки, содержащей 8 унций (примерно стакан) заряженной воды «Indigo Water». В пояснении написано: «геометрически совершенная вода с «сообщением», получения которого ждет ваше тело!». При этом действует такое «сообщение» всего месяц. «Потом «сообщение» испаряется, так что гоните еще 35 долларов»[232].

Но это не все. Книги Масуро Эмото во всём мире издаются огромными тиражами. И не только книги, «но и специальные карточки с изображением правильных снежинок, на которые нужно ставить стаканы, чтобы вода в них правильно структурировалась… Он продаёт бутылочки с "правильной" водой, музыкальные записи для воды, кувшины для воды с нанесёнными рисунками и т.д.[233]. Сам же Эмото заявил о создании им целого религиозного движения Hado и о том, что намеривается издать свою книгу «Послание воды» со временем в детском варианте и тиражом в 650 миллионов экземпляров, чтобы тем самым осчастливить все человечество[234]. И такая активность Эмото приносит определенные плоды. В Интернете можно найти восторженные отзывы о нем. «По существу, то, что доктор Эмото сделал – зафиксировал эмоции воды» – пишется на одном сайте»[235]. Сам же Эмото конкретизирует свои «открытия» следующим образом:

«Вода – живой элемент, способный взаимодействовать с окружающей средой и живыми существами. Я получил научные доказательства того, что вода "воспринимает" наши чувства, наши эмоции, наши слова и молитвы, "слышит" музыку и даже реагирует на сигналы – как если бы она могла их различать и оценивать. Она даже умеет расшифровывать написанные слова – почти что умеет читать»[236].

Два известных физика иронизируют над подобными высказываниями Эмото следующим образом:

«Теперь, начитавшись и узнав столь много нового про воду, признаёмся, что спускаем её в туалете с опаской. Ведь вдруг она обидится и передаст это чувство той воде, из которой, мол, на 70% состоит наше бренное тело. А та – даже страшно подумать…»[237].

В целом же реакция на всю деятельность Масару Эмото научного сообщества довольно однородная, выраженная, в частности, на англоязычной страничке «Википедии». Здесь Эмото находится в разряде лиц «Pseudoscientists» (псевдоучёные), в одной шеренге с нашим соотечественником Трофимом Лысенко[238].

В фильме «Великая тайна воды», как, впрочем, и в других источниках, приводится множество и иных, мягко говоря, недостоверных сведениях о свойствах воды. Это и чересчур большая «впечатлительность» вода относительно различных внешних воздействий на нее, начиная от зигзагов водопровода и кончая отрицательными эмоциями находящихся рядом людей, это и способность воды становиться ядовитой, когда яд только соприкасался с ней через стекло, но не размешивался в ней[239], и многое многое другое.

Впрочем, часто в этой области довольно трудно определить, где кончается наука и начинается околонаучный миф – больно уж удивительные свойства присущи воде. Но будем надеяться, что время расставит все точки над i в этом вопросе, поскольку наука имеет в себе достаточный потенциал распознавать мифы, замаскированные под научные доктрины. Мы же пока затронем вопрос о тех свойствах, которыми вода наделяется в рамках христианской духовной традиции.

Может ли, к примеру, наука что-либо сказать о свойствах Крещенской воды?

Феномен крещенской воды

Более чем полторы тысячи лет назад, известный христианский учитель св. Иоанн Златоуст в своем «Слове в день Богоявления» писал:

«Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

С тех пор это необычное явление было проверено и перепроверено, кажется, уже миллионы раз. В то же время обычная вода, как показывает опыт, со временем портится, стенки сосуда, в котором она хранится, покрываются слизью и она теряет свой свежий вкус. Не зря ведь издавна в емкости с хранящейся водой опускали серебряные предметы, поскольку ионы серебра обладают бактерицидными свойствами. Такое серебрение воды «достаточно давно используется как бактериостатический агент при длительном хранении питьевой воды, например, на морских судах, во время космических полетов, в некоторых авиакомпаниях»[240]. Однако в крещенской воде аналогичный эффект достигался без всякого серебрения.

Не так давно этот факт попытались проверить ученые. Так, «профессор А. Бельский, российский физик-экспериментатор, как-то в ночь на 19 января взял в ближайшем пруду пробы воды в полиэтиленовые бутылки. Они стояли у него в лаборатории много лет. Вода в них оставалась прозрачной, без запаха и осадка»[241].

В другом случае ученые в одной из московских лабораторий провели более детальный эксперимент. В полночь с 18 на 19 января «из водопровода, речки, оврага были взяты стандартные литровые пробы воды. Была взята также проба талой воды. Бактериальный анализ водопроводной воды показал соответствие ее санитарным нормам – 100 единиц сапрофитной микрофлоры на миллилитр и 3 кишечные палочки на литр. Речная вода оказалась богаче жизнью – 106 единиц микрофлоры на миллилитр. В феврале были взяты контрольные пробы. Вода хранилась в обычных химических стаканах, прикрытых стеклами. Через месяц – в марте – количество микрофлоры в январской воде стало в пределах единиц, в контрольной пробе – более 500 на миллилитр. Эффектным было изменение речной воды. Со временем количество микроорганизмов постепенно снижалось, на дно осела мутная зелень. Вода стала прозрачной, количество микрофлоры в ней обычными методами исследований на обычных нейтральных средах не фиксировалось»[242].

Итак, в воде взятой в ночь на праздник Крещения количество микроорганизмов со временем стало уменьшаться вплоть до полного исчезновения, что особенно хорошо было заметно на богатой микроорганизмами речной воде. В контрольной пробе, взятой через месяц, наблюдался обратный процесс – количество микроорганизмов многократно увеличилось. Как можно объяснить это весьма необычное явление?

Существует довольно много весьма оригинальных попыток объяснения феномена крещенской воды с точки зрения современного научного и околонаучного мировоззрения. Однако логично для начала рассмотреть то, как этот феномен объясняется в рамках самой церковной традиции, которая им «владеет» уже без малого две тысячи лет.

Нематериальные «истоки» материального мира

Поднятые в этом очерке проблемы были связаны, в основном, с представлениями о Боге как Творце мира, наделившем сотворенный им мир всеми необходимыми для жизни условиями. Но в христианской традиции Бог называется не только Творцом, но и Вседержителем. Вседержитель – это Тот, Кто, по определению, все в мире «держит» своей невидимой силой или, как более принято говорить, – своей энергией. По словам известного христианского учителя – св. Дионисия Ареопагита[243]– Вседержителем Бог называется как «всемогущее Основание всего сущего, сохраняющее, объемлющее, утверждающее, укрепляющее, пронизывающее и неразрывно с собой соединяющее всю вселенную"[244].

Божественная энергия, изливаясь на заключенный в пространственно-временные рамки мир, сама, как и Божественная Сущность, из которой она изливается, имеет внепространственную и вневременную природу и поэтому недоступна как простому наблюдения, так и научному исследованию. Другими словами Бог, «будучи запределен бытию… тем не менее, обладает им и сохраняет его», так что в Нем, все сущее «обретает свое начало и завершение»[245], и «все сохраняется и содержится во всесодержащем Основании»[246]– Божественных энергиях.

Об этой причинной зависимости мира от своего Творца и Вседержителя мы узнаем по ее проявлениям в нашем мире, придающим каждому объекту свои характерные особенности. Без этой Божественной энергии из одних и тех же элементарных физических частиц и процессов не смог бы образоваться пестрый мир окружающих нас феноменов со всеми их уникальными особенностями. Божественные энергии, в этом плане, наделены определенными формообразующими свойствами, поскольку «благодаря его Покою все сущее, созидаемое им, сохраняет собственные свойства неизменными»[247]. По словам св. Дионисия, Бог «призвал к бытию всю совокупность существующего, без ущерба для себя приобщая все сущее к неистощимому излиянию своих (благ)»[248].

Св. Дионисий предложил сравнить Божественную энергию с солнечным светом, освещающим землю. Он писал, что Бог сообщает всему существующему «сияние благости во всей его полноте» подобно тому, как солнце «освещает все, что может быть в силу собственной восприимчивости причастно его свету»[249].

Другой выдающийся христианский учитель – св. Максим Исповедник – для пояснения представлений о Божественном вседержительстве предложил другой наглядный пример – голос человека. Слова, кем-то произнесенные, могут слышать очень много людей. Так и Божественные «слова», которые в рамках византийской традиции принято называть «логосами», достигают до всех предметов и явлений в нашем мире, хотя Источник этих слов только один – Сам Бог[250]. В человеческом обиходе слова нужны для того, чтобы передать какое-либо сообщение, они всегда заключают в себе определенный смысл. Божественные же «слова – логосы» доносят до каждого предмета и явления то, какими они должны быть, доносят до всего, что существует в нашем мире, «правила», по которым протекает жизнь нашего мира. На современном научно-философском языке эти правила называются законами природы. Без Божественных энергий, в христианском понимании этой проблемы, не могло бы существовать как законов природы, так и самой природы, поскольку «все сохраняется и содержится во всесодержащем Основании»[251]. Св. Иоанн Златоуст пишет по этому же поводу следующее: