Смекни!
smekni.com

Педагогическая антропология (стр. 27 из 68)

Отечественный исследователь В.А. Ядов разрабатывает проблему личности в контексте теории социальной установки. По его мнению, отдельные установки не существуют сами по себе, а складываются в определенную уровневую систему диспозиций.

Первый уровень — элементарные установки, которые формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Они лишены модальности (переживания «за» или «против») и не осознаваемы.

Второй уровень — социальные установки, которые обладают всеми основными компонентами (когнитивным, эмоциональным и поведенческим) и формируются у человека на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций (или их свойств).

Третий уровень — базовые социальные установки, определяющие общую направленность активности личности.

Четвертый уровень — система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированных общими социальными условиями жизни данного индивида.

В.А. Ядов, а за ним и И.С. Кон считают, что понимание «образа Я») как социальной установки, установочной системы позволяет представить его структуру как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.

B.C. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать так же, как и фаз его развития:

— сознание тождественности, зачатки которого возникают уже 11-месячном возрасте, когда ребенок начинает отличать ощущения исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемые внешними предметами;

— сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, которое проявляется в 2—3 года, когда ребенок овладевает личным местоимениями и возникает первая фраза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам»;

— осознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и предполагает достаточно развитое абстрактное мышление;

— социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопи ленного опыта общения и деятельности.

Феномен самосознания является важнейшей составляющей развития личности. Процесс развития самосознания включен в генезис личности. Самосознание выступает как сложное интегральное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапа ее существования, и прежде всего для нее самой. С другой стороны, качестве внутреннего осознанного регулятора поведения самосознание влияет на дальнейшее ее развитие. Оно — одно из существенных внутренних условий непрерывности развития личности, устанавливающее равновесие между внешними влияниями, внутренними состояниями личности и формами ее поведения.

Осознание себя появляется уже на втором году жизни ребенка. В возрасте полутора лет дети узнают свои лица и показывают себя на фотографиях, называя свое имя. С этого периода жизни у каждого человека существует представление о самом себе как субъекте, отличном от других людей, а также от тех ролей, которые он выполняет в микроколлективах, в которых живет и с которыми взаимодействует. ; Это наше представление о своей подлинной сущности есть субъективное «Я». Оно социального происхождения и развивается под влиянием родителей, родственников, знакомых, соседей и ровесников, особенно в том возрасте, когда ребенок начинает играть роли «солдата», «купца», «героя из сказки» и т.п. Многие воспоминания могут стать частью Я-концепции, особенно вынесенные еще из детства, из родительского дома.

«"Образ Я" — одна из самых важных для личности социальных ус­тановок: никому не безразлично собственное "Я". Отношение человека к любым "внешним" объектам может быть и положительным, и отрицательным. Однако все люди испытывают потребность в положительном "образе Я". Отрицательное отношение к себе, неприятие себя — всегда сложный и болезненный процесс».

Человеческое «Я» — высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, это динамическая система всех сознательно осуществляющихся психических процессов. Своеобразный нравственно-психологический, характерологический и мировоззренческий стержень личности. Если человек не оправдывает собственных ожиданий, появляется внутреннее противоречие, ощущение дискомфорта. Люди, избегающие рефлексии и размышлений о себе, больше других склонны к девиантному (отклоняющемуся) поведению, которое сопровождается снижением уровня самоосознания и самоконтроля.

«Я» оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности. Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция включает когнитивный компонент — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание); эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.п.; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.п.

Психологам удалось выделить несколько относительно автономных признаков, измерений, по которым можно сравнивать «образ Я» у разных людей или у одного и того же человека на разных этап его развития:

1. Степень сложности и дифференцированности «образа Я». Степень сложности «образа Я» — важная характеристика самосознания и личности в целом.

2. Степень значимости «образа Я», его место в системе других установок. Она проявляется в наличии или отсутствии рефлексии и характере ее объекта: внешняя сторона проявлений личности, ее интеллектуальный потенциал, нравственные установки и т.п.

3. Степень внутренней последовательности, цельности «образа Я» Цельность «образа Я» в первую очередь определяется степенью соотнесенности притязаний человека и его самооценки. У. Джемс вывел формулу самоуважения: чем выше успех, тем выше самооценка и притязания человека.

4.Степень устойчивости «образа Я» во времени.

5.Степень самоуважения: как относится человек к себе в целом принимает себя таким, какой он есть, или отвергает.

А.В. Мудрик выделяет три проявления «образа Я»:

«наличное Я»— каким человек видит себя в данный момент, как человек кажется себе в действительности;

«желаемое Я»— каким человек хотел бы себя видеть;

«представляемое Я»— те «образы», «маски», которые человек демонстрирует или хотел бы показать окружающим его людям.

Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

«Положительная Я-концепция определяется тремя факторами:

•твердой убежденностью в импонировании другим людям;

•уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;

•чувством собственной значимости».

В концепции «Я» большое место занимает проблема морально

выбора как критерий нравственности и зрелости личности. Человеческое «Я» формируется в общении, и личность практически всегда выбирает в своих действиях и поступках между тем, что значимо для нее, и тем, что значимо для других. Американские психологи Ф. Зимбардо и С. Милгрэм провели эксперимент, в ходе которого было доказано, что «действие, не вытекающее из собственных мотивов лица, уже не отражается на его «образе Я» и поэтому не влияет на его представления о себе». Иными словами, действия по приказу как бы снимают с личности нравственные обязательства и ответственность. Однако это чисто внешняя позиция личности, в действительности в подавляющем большинстве даже в таких ситуациях у личности есть возможность выбора. Упоминавшийся уже нами В. Франкл в своей книге приходит к такому выводу: «Человек решает за себя: любое решение есть решение за себя, а решение за себя — всегда формирование себя... решение сегодня есть потребность завтра». Согласен с ним и отечественный исследователь А.Г. Асмолов: «Подобная ситуация может возникнуть как при наличии внешних или внутренних преград на пути деятельности, так и в процессе постановки личностью тех или иных сверхзадач. В такого рода ситуациях личность проявляет свою активность, инициативность, которая находит свое выражение в творческом преобразовании в самой ситуации, в саморазвитии личности как субъекта деятельности»3.

Я-концепция— система представлений человека о самом себе, на основе которой он взаимодействует с другими людьми.Она для каждого человека уникальна. Однако может быть установлено пять критериев, по которым люди отличаются друг от друга:

1)степень интеграции личности;

2)уровень осознания;

3)стабильность;

4)самооценка (уровень собственного достоинства);

5)степень соответствия Я-концепции тем представлениям о данном индивиде, которые он встречает в коллективах и группах, и тем отношениям к нему, которые имеют место в данных коллективах (отраженное «Я») (В.Ф. Сержантов).

Субъективное «Я» (Я-концепция)— это центральный компонент лично­стной интеграции, и, как считает большинство психологов и социологов в последнее время, субъективное «Я» — образование социогенное.

Система идеалов — второй компонент личностной интеграции. Он образуется на основании усвоения аксиологического знания и индивидуального жизненного опыта. Система идеалов — это индивидуальная модификация функционирующих в обществе систем ценностей.