Смекни!
smekni.com

Педагогическая антропология (стр. 32 из 68)

Кеттел рассматривает личность как то, что позволяет предсказать действия какого-либо человека в данной ситуации и может быть выражено определенной формулой. По мнению Кеттела, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению во времени и в различных обстоятельствах. Структуру личности он описывает состоящей примерно из 16 факторов — исходных черт. В свою очередь, исходные черты могут быть разделены на конституциональные и сформированные окружающей средой. Умение, или способность, темперамент и динамические черты представляют собой дополнительные категории квалификаций черт личности в системе Кеттела. Он различает также общие и уникальные черты.

Для идентификации исходных черт Кеттел использует три типа данных: регистрацию жизненных фактов (L-данные), результаты применения опросников самооценки (Q-данные) и объективные тесты (ОТ-данные). Опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF) был составлен Кеттелом с целью измерения исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал также некое статистическое руководство, называемое многосторонним абстрактным вариантным анализом для оценки относительной доли участия наследственности и окружающей среды в формировании данной черты. Он считает, что личность на одну треть определяется генетикой и на две трети — влиянием окружения.

По широте и масштабности исследований в сфере личности Кеттел, по мнению многих психологов, достоин признания как самый выдающийся персонолог. Его научная и исследовательская деятельность затронула почти все аспекты, имеющие значение для теории личности, — структуру, развитие, мотивацию, психопатологию, психическое здоровье. Его усилия по построению теории, основанной на технике точных измерений, заслужили мировое признание.

Многие психологи считают Г. Айзенка крупным специалистом, чрезвычайно плодотворным в своих попытках создать научно обоснованную модель структуры и функционирования личности. Во всех работах Айзенк постоянно подчеркивал роль нейрофизиологических и генетических факторов в объяснении индивидуальных поведенческих различий. Кроме того, он утверждал, что точная процедура измерения является краеугольным камнем построения убедительной теории личности. Он внес вклад в исследования в области криминологии, образования, психопатологии и изменения поведения.

Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные и специфические реакции. Айзенк подчеркивает, что большинство людей не подпадают под крайние категории.

В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь два главных типа (супер­черты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия — экстраверсия и стабильность — нейротизм. Им рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся результатом комбинации этих двух типов. Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам, так же как и третий фактор, называемый «психотизм — сила Супер-эго», тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Генетическому фундаменту черт личности он придает гораздо большее значение, чем Кеттел.

Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности.

Не все психологи разделяют диспозиционную точку зрения, считая, что поведение человека с течением времени и обстоятельств обнаруживает лишь незначительное постоянство личностных проявлений.

Поведенческая теория развития личности. В поведенческой теории развития личности существует два направления — рефлекторное и социально-когнитивное. Рефлекторное направление разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Берресом Скиннером (1904—1990), основоположниками социально-когнитивного являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность — продукт научения, психологические же свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

Рефлекторное направление. Поведенческая теория личности отталкивается от классического бихевиоризма (от англ. behavior — поведение). Это одно из направлений в американской психологии начала XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к совокупности реакций организма на стимулы внешней среды.

В России И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, развивая идеи И.М. Сеченова, разработали экспериментальные методы исследования поведения животных и человека. Их работы оказали значительное влияние на бихевиористов, но были истолкованы ими крайне механистически. Основоположниками бихевиоризма являются американские психологи Э. Торндайк и Дж. Уотсон.

Эдвард Торндайк (1874—1949) в опытно-экспериментальных исследованиях животных установил, что их поведение вырабатывается на основе проб и ошибок. Этот вывод он распространил и на процесс научения человека, отрицая тем самым причинно-следственную связь между психическими процессами и сознанием. Согласно воззрению Торндайка, человек путем научения приобретает любой опыт (знания, умения, навыки), в том числе любые формы поведения. Торндайк даже «вывел» законы, по которым происходит процесс научения. Работы Торндайка существенно стимулировали разработку основ научения как процесса случайного ассоциирования стимулов и реакций, на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности по времени.

Теоретические разработки бихевиоризма были продолжены другим американским психологом — Джоном Брадусом Уотсоном (1878— 1958). В 1913 г. он сформулировал краеугольные положения бихевиоризма: предмет психологии — поведение; само поведение суть рефлекторные и мышечные реакции, детерминированные внешними стимулами («стимул — реакция»). Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно воспитать, вернее, «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения вне зави­симости от его природных свойств и собственных убеждений.

Роль лидера бихевиоризма в американской психологии в 30-х гг. XX в. переходит к Б. Скиннеру. Одной из основных его идей является положение о том, что развитие личности — это и есть научение, но обусловленное внешними стимулами и ими следует научиться управлять. Лейтмотивом его исследований был принцип целенаправленного обучения и управления поведением. Применив на практике технологию научения, названную оперантным обусловливанием, Скиннер значительно расширил области приложения своих идей.

Оперантное обусловливание — это способ образования условных связей (рефлексов), при котором вычлененная простейшая оперантная реакция как единица процесса поведения (научения) сопровождается соот­ветствующим подкреплением. При этом взаимодействие организма со средой происходит по следующей трехкомпонентной схеме:

1)событие, по поводу которого происходит реакция;

2)сама реакция;

3)подкрепляющее последствие.

Такое взаимодействие организма со средой является более сложным по сравнению с отношением «стимул — реакция» (S—R), ранее предложенным И.П. Павловым. В трехкомпонентной схеме (единице научения) стимул и реакция меняются местами (R—S): подкрепление (стимул) следует за реакцией, а не наоборот, как в павловской схеме. Технология оперантного обусловливания получила широкое распространение в различных областях практики, в частности в педагогике и психиатрии.

Результатом размышлений Скиннера о факторах подкрепления, которые можно было использовать для улучшения преподавания школьных предметов, явилось проектирование серии обучающих машин. Так в педагогике возникло направление, известное как программированное обучение. Разрабатывались учебные программы, создавались специальные классы, конструировались приборы, обучающие машины и т.п.

В середине XX столетия во всем мире наблюдался бум программированного обучения, в том числе и в нашей стране.

В концепции Скиннера нет места физиологическим процессам для объяснения поведенческих актов. Он отвергал идею о внутренних факторах личности, влияющих на поведение индивида, тем не менее, Скиннер оказал огромное влияние не только на психологию, но и на другие прикладные области знания, прежде всего в педагогике и психотерапии. Его рефлекторная теория позволила направлять и корректировать процесс обучения и формирования навыков поведения.

Согласно Скиннеру, человек выступает как совокупность социальных навыков и рефлексов, сформированных посредством оперантного научения. Определенное изменение среды (своеобразная ситуация) в результате оперантов (моторных актов) индивида приводит к тому, что человек стремится совершать те операнты, после которых следуют подкрепления, и избегать те, за которыми следуют наказания. Система подкреплений и наказаний способствует формированию у человека социальных навыков и новых свойств личности. При таком подходе личность как таковая лишена воли, поведение индивидов детерминировано внешними обстоятельствами, а рефлексы и социальные навыки становятся автоматическими.