Смекни!
smekni.com

Педагогическая антропология (стр. 56 из 68)

Сохранение индивидуальности, недопущение обезличивания детей — одно ' из самых важных направлений гуманизации пространства детства.

Не менее значимо для педагогики представление о том, что внутренний мир личности открывается в акте саморефлексии и что именно здесь начинается поиск индивидом своего подлинного «Я».

Ценный подход к пониманию ребенка несет философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, Л. Клагес и др.), в основе которой лежит онтологическая идея, согласно которой жизнь ребенка рассматривается как целостный процесс, в котором сплавлены жизнь тела и духа. Жизнь человека предстает как его личная история в контексте общего исторического процесса. Каждый момент этой истории — это шаг человека к своему изменению, овладению собой или потере себя; каждый этап тесно связан с новым уровнем освоения реальности, отношения к миру. Человеческая жизнь видится непрерывным творческим процессом, в котором каждая ситуация бытия есть выбор вектора самодвижения человека, спонтанный или осознаваемый, что и в том, и в ином случае связано с саморазвитием (или самодеструкцией). Сама судьба человека осознается как совокупность актов самостоятельного ответственного творчества. В этом процессе «человек никогда не равен сам себе», проявляясь по ситуациям то в своем величии, то в упадке и небрежении по отношению к себе и жизни, т.е. окончательную определенность приобретает лишь при завершении своей жизни, а сама же его жизнь, как и процесс его личностного роста, есть в принципе незавершимый акт, позволяющий верить в большую самосозидательную силу человека.

Акмеология — теория вершинных достижений человека и цивилизации — может быть полезна педагогу в выстраивании воспитательной деятельности как фактора гуманизации детства. Современная акмеология, включающая в свой состав не только индивида, но и общности людей, не только условия достижения акме отдельной личностью, но и вершинные достижения, накопленные человеческими сообществами, дает педагогике примеры реализации таких вершинных достижений, исторических завоеваний человечества, как лидерство, героизм, творчество, высшая самоотдача, преданность идеалам человечности. В педагогической деятельности акмеологический подход означает также ориентацию на высшие достижения в теории и практике гуманистического воспитания, изучение судеб выдающихся педагогов мира (отечественных и зарубежных), но самое главное — внимание к таким практическим педагогически важным проблемам, как прочное и органичное усвоение детьми ценностей; разработку стратегии построения жизни, предполагающей постоянное движение к осуществлению все новых, более трудных, чем прежде, замыслов, результаты которого нужны не только развивающемуся человеку, но и всему человечеству; создание самим человеком среды для своего развития.

Для педагогики перспективна идея о том, что акме человека имеет возрастные характеристики, означающие, что в каждом возрасте у ребенка разные возможности самореализации. Исследователи, занимающиеся акмеологией, пришли к убеждению, что достижения взрослого человека, и особенно наивысшие, зависят от того, как складывалось его развитие в каждую пору его детства, отсюда важно осознание «малого» акме — развитие ребенка должно идти через выход на вершины, типичные для каждого возраста. А.А. Бодалев считает, что на каждом этапе возрастного развития у ребенка складывается ядро личности — образ себя, который зависит от того, как ребенок воспитывался. Могут складываться такие «образы себя»: активный созидатель, неразмышляющий исполнитель, агрессивный разрушитель, трусливый приспособленец и др.

Эффективность воспитательной деятельности связана с тем, насколько глубоко удастся проникнуть педагогу в глубины детского бытия. Помощь педагогу в этом процессе оказывает герменевтика — древнее, известное со времен толкования библейских источников учение о принципах интерпретации, толкования и понимания текстов, которое и сегодня интенсивно развивается на основе идей, высказанных в разное время такими выдающимися мыслителями, как Августин, М. Флациус, И. Хладениус, Ф. Вольф, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Фреге, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, А. Уайтхед, Э. Бетти, Э. Коррет, Г, Г. Шпет. Герменевтический подход в современной науке получил название «методологии вчувствования» (Г.Х. Вригт) и рассматривается как шаг к реализации концепции гуманитарного познания ребенка, в котором большую роль играет субъективный фактор (М.М. Бахтин). Методологическое «вчувствование» возможно, подчеркивается в исследованиях, если педагог располагает адекватным методом проникновения в «глубинные смыслы» и способностью «рассекретить универсум знаков» (Ч.С. Пирс), если он умеет выделить «темные места» (М.М. Бахтин) и если исследователь обращает внимание не столько на отдельные факты, сколько на их сочетание, систему (Д.С. Лихачев). Герменевтический подход повышает эффективность педагогической деятельности. Высокие результаты обеспечиваются обращением педагога во взаимодействии с детьми не только и не столько к педагогическим фактам, сколько к тому, что за ними стоит, а именно: к смыслам тех или иных фактов, характеризующих ребенка.

Ориентация педагога на постижение смыслов детского поступка или поведения означает приоритет в педагогической деятельности задач понимания ребенка. В процессе общения с ребенком целью педагога является «вычерпывание» каждой конкретной ситуации, постижение глубинных (бессознательных) смыслов (мотивов) поступков и поведения детей. Понимание — это процесс, подчиняющийся жесткой логике и включающий точно обозначенные процедуры:

•выявление непонимания;

•операции по его преодолению через обращение педагога к собственному интеллектуальному, эмоциональному, оценочному, культурному, педагогическому опыту;

•рефлексию как размышление о смыслах.

В процессе понимания ребенка педагог реализует три типа познания:

•когнитивное, когда он изучает каждый факт;

•семантизирующее, когда он стремится досконально понять все, что есть ребенок (его знаки);

•«распредмеченное», когда он восстанавливает целостную картину и смыслы, которые сразу не были им угаданы или были угаданы не все.

Именно целостное видение ребенка приближает педагога к пониманию его уникальности. Важно и то, что на всех этапах понимания информация о ребенке рассматривается не как законченный, а как постоянно развивающийся материал, который каждый раз создается, а не воспроизводится по раз и навсегда заданному эталону.

Овладение герменевтическим методом означает для педагога развитие собственных способностей к пониманию, повышение культуры своего профессионального мышления. Понимание — это серьезный интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе сопереживания и идентификации. Логика процесса понимания включает знание как получение и усвоение части информации, ее узнавание (распознавание), классификацию полученной информации и понимание — осмысление.

Герменевтический подход помогает педагогу преодолевать психологические барьеры перед новизной ситуации, стереотипами традиционных представлений о воспитательной деятельности и в результате — демонстрировать оригинальность суждений и решений, самостоятельность мысли, способность принимать нестандартные решения, развивает педагогическую активность в преодолении ситуаций непонимания, обеспечивает глубину постижения каждого воспитанника, что приближает педагога к решению задач гуманизации детства.

Понятие синергетика очень близко воспитанию (в переводе с греческого оно означает «совместное действие», «сотрудничество»). Синергетическое понимание мира важно для воспитания человека: синергетическому способу мышления свойственны открытость, диалогтностъ, коммуникативность. Синергетику сегодня все чаще называют философией контакта или коммуникативности. Синергетика ориентирует педагога как субъекта педагогического процесса на изучение сложнейших внутренних законов жизни человека.

Синергетический подход к технологиям педагогической деятельности дает возможность поднять ее эвристический потенциал.

Взаимодействие педагога и ребенка можно рассматривать как взаимодействие знаковых систем, что изучает семиотика. Использование в педагогическом процессе достижений семиотики позволяет смотреть на воспитание как на сообщающиеся между собой знаковые системы взрослого и ребенка и утверждать, что взаимодействие возможно, если есть, или может быть найден общий язык, понятный обеим сторонам, если достигнут высокий уровень понимания друг друга.

В общении с детьми педагог использует различные знаки: слово, мимику, жест. Умение расшифровать вербальные и невербальные знаки ребенка — серьезная педагогическая проблема. Нередко, когда взрослые пытаются помочь детям в преодолении трудностей, которые те испытывают в межличностных отношениях или в обучении, они не в состоянии выяснить подлинные причины возникновения затруднений. Это происходит потому, что ребенок далеко не всегда умеет словами или жестами достаточно точно выразить свои тревоги. Исследования показывают, что воспитатель в современных условиях должен овладеть методами психотерапии и психоанализа, научиться выслушивать ребенка, давать ему возможность выговориться, уметь расшифровать его жесты, мимику, поступки, рисунки.