Смекни!
smekni.com

Педагогическая антропология (стр. 61 из 68)

•каждый учащийся должен быть полезен другим;

•различия между ними следует считать положительной чертой.

Воспитание гражданственности осуществлялось посредством поощрения реальной активности учеников. Основными задачами школы стали организация самоуправления и создание системы взаимодействия города и школы. Эти задачи определили направления работы:

•поддерживались ценность профессиональных знаний, практическая деятельность и ее успех в социуме;

•основой учебной и внеучебной деятельности и самоуправления стали разрушение иерархии отношений и введение регулярной смены традиционных ролей для того, чтобы каждый побывал в роли учителя, ученика, гражданина и т.д.;

•соблюдались нормы принятия демократического решения, которое вырабатывалось на основе открытой дискуссии и было ограничено во времени; учитывались и принимались различные точки зрения.

Г. Ричардсон в 1978 г. открывает Человеко-центрирбванную школу «Короваль» в Леуре, близ Сиднея. Свое желание организовать школу он объяснял непринятием того, что традиционная школа отрывает детей от общения с детьми других возрастов, от взрослых и от экономической жизни общества. Это не соответствует естественному ходу жизни и воспитывает у них ощущение собственной ненужности обществу. Название школы ориентировало на ценность для школы человеческих взаимоотношений. Ричардсон использовал в своей школе все те формы организации образовательных процессов, которые вырабатывали сотни педагогов, понимающих детей:

•равные, открытые отношения учителей и детей;

•предоставление ребенку на каждой ступени его развития такой степени свободы, за которую он может нести ответственность;

•направленность на отдельного ребенка как участника группы;

•наличие в классе в течение длительного времени постоянного педагога;

•эмпатию и постоянное наблюдение за реакцией детей;

•поддержку ребенка, работу с его проблемой, рефлексию, помощь ребенку в преодолении его тревоги и затруднений;

•свободное общение (включая игры) со взрослыми;

•использование в общении с детьми символов (сказки, мифы и легенды);

•обращение по имени;

•отсутствие Школьной формы;

•школьный театр;

•ситуации напряжения (соревнования, игры);

•экзамены без установления лимита времени; •различную длительность уроков;

•отсутствие звонка с урока;

•одновозрастные группы детей для обучения — по 25 человек;

•регулярное обсуждение в среде педагогов каждого ученика в школе.

Наравне с этими методами и приемами Ричардсон требовал обязательного соблюдения дисциплины, не отвергал полностью наказания и был сторонником «скрытого обучения» детей.

Эти и другие школы свободного воспитания постоянно существовали в течение прошлого века, существуют и в настоящее время, но большинство из них недолговечны: либо закрываются сами, либо их закрывает государство. Возникает вопрос, почему гуманные, антропоориентированные школы в представленном выше виде столь недолговечны? Дело не в гуманистических принципах их организации, а, как представляется, в противостоянии идеи получения школьниками фундаментального образования и невозможности реализации совокупности их идей в условиях массовых школ, в неприятии сущности процесса обучения и воспитания как явлений всегда насильственных по отношению к воспитаннику. Воспитание возникло в результате необходимости передачи определенной суммы знаний, умений, навыков и качеств подрастающему поколению. Это невозможно сделать без определенных программ, планов, расписаний и т.п. В этом и состоит огромная сложность гуманизации деятельности учебных заведений — сделать процесс обучения и воспитания максимально адаптированным к ученику, его интересам и потребностям, осуществить не только его полноценное образование, но и развитие всех его потенций, не снижая общего образовательного уровня и в условиях массовых школ.

В этом плане более перспективно внедрение ряда образовательных технологий, которые могут быть реализованы в условиях массовой школы, но в то же время основаны на подлинно антропоориентированных принципах. Современные образовательные технологии, такие, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включенного обучения», «модульного обучения» и др., позволяют приспособить учебный процесс к ин­дивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы. Все эти технологии можно определить как личностно-ориентированные (подробнее о них можно прочитать в специальной литературе или учебнике «Педагогика» Г.М. Коджаспировой. М., 2004).

Антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России

В отечественной педагогике и образовательной практике гуманистические, ант­ропологические идеи развиваются на фоне сильной традиционной школы. Идет теоретическая и практическая переориентация на другую модель педагогического взаимодействия, но не только на локальных площадках частных школ и центров, а в условиях массовой школы, не разрушая школу как общественный институт. Представляется, что на этом пути найдены отдельные продуктивные подходы в решении данной проблемы.

Педагогическая поддержка

Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе, включают идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие «педагогическая поддержка» имеет различное понимание. Это деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей. В том смысле, в котором дальше будет рассматриваться этот термин, — это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О.С. Газман).

Автор этой концепции О.С. Газман определил данное направление в педагогике как педагогика свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности. Свобода личности рассматривается им и как цель (внутренняя свобода воли, моральный закон в себе), и как процесс (удовлетворение потребностей, интересов, запросов, реализации творческих способностей), и как условие для самовоплощения свободы развития личности как саморазвития.

Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания — развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.

Предметом поддержки в ребенке становятся его способности к рефлексии, альтруизму, свободному выбору, самостоятельному и ответственному решению, самоконтролю и самоорганизации, т.е. ко всему тому, что актуализирует его опыт и помогает позитивной, социально значимой, ценностной самореализации.

Педагогическая поддержка (и связанные с поддержкой забота и за­щита) проявляется внешне — как система совместных с ребенком (или подростком) действий по разрешению его проблем и конфликтов, тор­можению и снятию отрицательных воздействий окружения, а внутренне — как реализация ценностей, принятых в качестве основы межличностных отношений (эмпатии, принятия, понимания, сотрудничества).

Начиная с Я. Коменского в педагогике признается необходимость помощи ребенку и заботы о нем, но вне анализа конкретных ситуаций. Под поддержкой иной раз учитель понимает только обычное доброе отношение к детям. Педагогика свободы направлена на создание условий для решения проблем самим ребенком и именно в тот момент, когда это для него жизненно важно. Основой педагогической поддержки становятся понимание и принятие особенностей саморазвития ребенка как реализации его жизненных потребностей. Одна из них — потребность в защищенности и заботе.

Готовность поддержать и дать ребенку средства защиты от внешних неблагоприятных условий, помочь становлению способности активно реализовать себя в деятельности — важный принцип гуманного отношения педагога к детям. Он предполагает создание в различных образовательных процессах условий, обеспечивающих ситуацию становления у детей (подростков) собственной поддержки окружающих, заботы о других и их защиты. Поддержка направлена на создание дружеской среды взаимодействия: комфортной и благоприятной для раскрытия потенциала ребенка в его попытках решить проблемы и преодолеть трудности. Она осуществляется в совместном с ребенком поиске конкретных способов действия, в обеспечении условий выбора и самостоятельного принятия решения на основе стимулирования его душевных способностей и рефлексии, самоанализа и самоконтроля и, если это необходимо, трансформации ценностных ориентации.

Модель образования, соответствующая парадигме педагогики поддержки, принципиально отличается от привычных подходов к организации воспитания, и обучения детей. Реализующий ее педагог изначально стремится не вести ребенка за собой, не управлять его развитием, а как бы следовать за воспитанником, создавать условия для самоопределения, самоидентификации и самореализации, поддерживать его в осуществлении своей самости, помогать ему в решении собственных проблем.