Смекни!
smekni.com

Педагогическая антропология (стр. 66 из 68)

4.Проведите в своей учебной группе деловую игру, в которой попробуйте имитировать деятельность классного руководителя в реализации технологии педагогической поддержки.

5.Разработайте и защитите свою модель антропоориентированного образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропологические основания образования / Учеб. записки 00И УУ. Оренбург, 1998. Т. 3.

2. Антропоориентированные технологии в образовательном процессе школы и вуза. СПб, 2002.

3. Белова СВ. Диалог — основа профессии педагога. М., 2002.

4. БелухинДА. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.; Воронеж, 1996.

5. Братченко СЛ. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М., 1999.

6. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1986.

7. Газман О.С. Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1996.

8. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М., 2003.

9. Джосмин К.Р. Позитивное воспитание от А до Я. Минск, 1996.Змеев СИ. Технология обучения взрослых. М., 2002.

10. Клайберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.

11. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2005.

12. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М., 2003.

13. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.,1994.

14. Москатова А.К. Развивающее обучение: антропологические аспекты. М., 2001.

15. Педагогическая антропоэкология. Новокузнецк, 2001.

16. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001.

17. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2000.

18. Сластенин В.А. Антропологический принцип педагогического образования. Смоленск, 1995.

19. Сластенин В А., Мудрик А.В. и др. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. М., 2003.

20. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методики, диагностика. М., 2003.

21. Федоренко Л.Г., Психологическое здоровье в условиях школы: психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб. 2003.

22. Чернявская B.C. Развитие педагогической толерантности. М., 2002.

23. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. М., 2000.


СЛОВАРЬ

Аддикция — зависимость.

Акмеология (акме — расцвет, вершина, высшая степень чего-либо) — междисциплинар­ная наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека (примерно период от 30 до 50 лет), достижении им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала, возникшая на стыке естественных, обществен­ных и гуманитарных дисциплин.

Аксиосфера личности — система ее ценностей.

Активность личности — способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Акцентуации характера (личности) — чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция к социально-положительному и специально-отрицательному развитию в зависимости от воздействия среды и воспитания.

Амплификация — обогащение, усиление, углубление.

Антропология (букв. наука о человеке) — комплекс наук о человеке, его сущности, характере и свойствах. Наука о происхождении, поведении, физическом, социальном и культурном развитии рода человеческого. Включает в себя антропологии: физическую, социальную, психологическую, философскую, культурную, этнологию.

Антропология культурная — наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этно­логических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных (компаративистских) исследований.

Антропология психологическая — изучает поведенческое, личностно опосредованное взаимодействие индивида со средой, определяющее характер социально-психологических проявлений человека и его общностей (А. Камю).

Антропология философская — учение о природе и сущности человека, его физическом, психическом и духовной началах, о силах и потенциях, которыми он обладает; ее задача — восстановить целостность человека.

Аттитюд — социальная установка: ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.

Аутодеструктивное поведение — поведение, связанное с причинением себе вреда, разру­шение своего организма и личности.

Бытие — философская категория, отражающая многообразие мира во всех его проявле­ниях. Понятие Б. подчеркивает единство мира, взаимосвязь, связь, взаимодействие, взаимопереход его материального и духовного начал. Реальное Б. часто называют существованием, идеальное — сущностью.

Валеология — система человековедческих дисциплин, имеющая целью формирование, сохранение и укрепление здоровья человека с учетом его индивидуальных и возрастно-половых особенностей.

Взаимопонимание — состояние совместности и взаимности постижения смыслов и мо­тивов субъектов деятельности и межличностных отношений, ожидания адекватной идентификации и готовность к ней. Взаимопонимание позволяет согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого.

Взрослый обучающийся — человек, обладающий основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся: а) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; б) накапливает запас жизненного опыта, выступающего в качестве источника обучения его самого и его коллег; в) готовность к обучению определяется его стремлением решить жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; г) получаемые знания, умения и навыки, как правило, сразу же реализуются; д) учебная деятельность в значительной степени обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (СИ. Змеев).

Воспитуемость — готовность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Гносеология — теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

Гэмблинг — игровая зависимость.

Делинквентное поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от уста­новленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.

Детерминизм — философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Децентрация (психол.) — механизм преодоления эгоцентризма, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли или взглядов другого человека. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления.

Жизненная позиция личности — внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу.

Жизненный путь — история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Зависимое (аддиктивное) поведение — поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности (работоголики, наркоманы, алкоголики и т.п.).

Золотое правило нравственности — одно из древнейших и общепризнанных выражений морального закона: не делай другому того, чего не хочешь себе.

Зона ближайшего развития ребенка — расстояние между уровнем актуального и потенциального развития, определяемое с помощью задач, решаемых самостоятельно или под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами (Л.С. Выготский).

Идеал воспитательный — нормативный образец личности, принципиально недостижимый в воспитательной практике, но им задаются ценностные ориентиры воспитания. Он определяется сословно-классовыми, национальными, религиозными интересами народа, политическими, экономическими, культурными потребностями общества, историческими особенностями, традициями и обычаями.

Идентификация (психол.) — психологическое представление о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (осознаваемое и неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.).

Имманентный — пребывающий внутри, присущий природе самого предмета, явления, процесса, проистекающий вне зависимости от внешних влияний и воздействий.

Имплицитный — скрытый, явно не выраженный, подразумеваемый.

Инкультурация — процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интервенция (психол.-пед.) — воздействие с целью позитивных изменений, например преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация лич­ности).

Каузальный — относящийся к причине.

Континуум (матем.) — непрерывное, сплошное. В общенаучном смысле — непрерывная или связанная совокупность объектов, различия между которыми носят ступенчатый характер и определяются местом объектов в данной совокупности.

Конфликт внутренний мотивационный — противоречие, возникающее в результате борьбы мотивов («стремление-избегание»), одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.