Смекни!
smekni.com

Специальная рабочая группа (стр. 18 из 20)

Вместе с тем определение того, что является генетическим ресурсом, может меняться в зависимости от сектора. В косметической промышленности цветочный лепесток может представлять собой генетический ресурс, в производстве продовольствия он может быть семенем. Может быть важно отдельно рассмотреть применение ГР в каждом из секторов промышленности, которые используют генетические ресурсы.

Дериваты и продукты

Круг полномочий по обсуждению ДГРСИВ требует от сторон «рассмотреть вопрос о дериватах». КБР рассматривает вопрос, касающийся дериватов, через призму Боннских руководящих принципов.

Дериваты и продукты, полученные из того или иного генетического ресурса, будут также различаться в зависимости от разных видов использования материала. Решением проблемы дериватов, по-видимому, будет использование динамического понимания того, что представляет собой генетический ресурс, основанного на применении этого ресурса.

Начнем с замечания по поводу воспринимаемой ограниченности действующего определения генетических ресурсов. Для того чтобы подпадать под определение генетического материала, данное в КБР, материал растительного, животного, микробного или иного происхождения должен содержать функциональные единицы наследственности. Определения «функциональной единицы наследственности» не существует. Однако по нашему представлению, под этим имеются в виду все элементы, необходимые для установления функциональных единиц наследственности. Учитывая развитие технологий, функциональность постоянно расширяется. Функциональная единица наследственности представляет собой сумму ряда взаимодействующих между собой физических факторов, а не просто часть ДНК. Такое понимание относится к определению генетического материала, которое применяется в работе над подготовкой нового законодательства Норвегии о доступе к генетическим ресурсам и совместном использовании выгод.

В качестве рабочего определения мы предпочитаем использовать термины «дериваты» и «продукты» так, как они используются в контексте взаимосогласованных условий в Боннских руководящих принципах (пункты 36 и 44 f) и i)). Поэтому именно поставщики и пользователи генетических ресурсов должны решать, в какой мере взаимосогласованные условия совместного использования выгод должны охватывать дериваты и продукты. По существу следует считать, что они подпадают под сферу охвата режима, учитывая также то, что выгоды от коммерческого и иного применения генетических ресурсов входят в сферу охвата Боннских руководящих принципов.

В Международном договоре о генетических ресурсах растений именно коммерциализация продукта, являющегося генетическим ресурсом, может привести в действие механизм совместного использования выгод.

Незаконное присвоение генетических ресурсов/традиционных знаний

По мнению Норвегии, рабочее понимание того, что мы подразумеваем под незаконным присвоением генетических ресурсов и традиционных знаний, могло бы оказаться полезным при разработке режима, а также при осуществлении этого режима на национальном уровне. Это можно было бы увязать с предусмотренным режимом международным обязательством, согласно которому все стороны должны запрещать использование незаконно присвоенных генетических ресурсов/традиционных знаний.

В качестве актов или случаев незаконного присвоения генетических ресурсов можно рассмотреть по крайней мере следующие ситуации:

- использование генетических ресурсов, не согласующееся с КБР либо с положениями международного режима или национального законодательства;

- любое приобретение или применение генетических ресурсов с помощью незаконных средств;

- использование генетического ресурса для целей, существенно отличающихся от тех, для которых был получен доступ к этому ресурсу;

- извлечение коммерческих выгод из приобретения, присвоения или применения генетических ресурсов, если лицо, использующее эти генетические ресурсы, знает или по халатности не знает о том, что они были приобретены или присвоены с помощью незаконных средств.

Что касается традиционных знаний, то Норвегия представила в ВОИС предложение, датированное 20 апреля 2006 года (WIPO/GRTKF/IC/9/12), о защите от незаконного присвоения и недобросовестного применения традиционных знаний, основанное на статье 10bis Парижской конвенции.

Правовая норма, зафиксированная в статье 10 бис, гласит: «чтó честный человек мог бы считать актом недобросовестной конкуренции в контексте промышленной и торговой деятельности». Если обратиться к работе комитета ВОИС, то можно было бы разработать концепцию «поведения, противоречащего добросовестной практике или означающее недобросовестный образ действий», которая была бы ориентиром для понимания того, что представляет собой акт незаконного присвоения или недобросовестного применения традиционных знаний. К актам, которые можно было бы четко квалифицировать как «недобросовестное применение», среди прочего, будет относиться использование традиционных знаний, полученных путем хищения, подкупа, принуждения, мошенничества и т.д., однако, в зависимости от обстоятельств каждого конкретного случая, в эту категорию будут входить и другие соответствующие деяния.

Можно было бы привести доводы в пользу того, что коренным народам будет трудно получить решение суда в зарубежной стране. Вместе с тем можно утверждать, что простая возможность этого будет служить для пользователей стимулом к тому, чтобы получать предварительное согласие носителей традиционных знаний и участвовать в договоренностях о совместном использовании выгод.

Предложение Норвегии, касающееся защиты от незаконного присвоения и недобросовестного применения традиционных знаний:

1. Члены Парижского совета по охране промышленной собственности и Всемирной организации интеллектуальной собственности должны обеспечить адекватную и эффективную защиту граждан и государств-членов от незаконного присвоения и недобросовестного применения традиционных знаний.

2. Любое применение традиционных знаний, противоречащее честным обычаям в культурных, промышленных и торговых делах, должно считаться актом, нарушающим пункт 1.

3. Носителям традиционных знаний следует в особенности предоставить эффективные средства, с тем чтобы обеспечить:

i) применение принципа предварительного обоснованного согласия в отношении доступа к традиционным знаниям,

ii) совместное использование выгод от конкретных видов использования традиционных знаний на справедливой и равной основе,

iii) пресечение всех деяний, характер которых создает путаницу, любыми средствами, имеющимися в стране происхождения традиционных знаний, и

iv) пресечение всех деяний, характер которых оскорбителен для носителя традиционных знаний».

Международная торговая палата (МТП)

Введение

Делегация деловых кругов, координируемая головной организацией МТП, по-прежнему считает своей обязанностью конструктивно способствовать предметным обсуждениям на переговорах о регулировании доступа к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод (ДГРСИВ). Она представила материалы и вошла в состав Групп технических экспертов по вопросам концепций, терминов, рабочих определений и секторальных подходов [33]/, а также по соблюдению [34]/ и намерена сделать то же самое в отношении Группы технических экспертов по традиционным знаниям. Деловое сообщество собирается и впредь играть активную и полезную роль в обсуждениях международного режима (МР) регулирования ДГРСИВ.

Самые разные отрасли [35]/ применяют генетические ресурсы в своей повседневной деятельности; они получают доступ к этим ресурсам, используют их и создают из них стоимость различными способами. Эти отрасли — во многих из которых значительную долю составляют малые и средние предприятия (МСП) — играют важную роль в создании социальных и экономических выгод от генетических ресурсов. Учитывая то, что участники переговоров в рамках Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) бьются над решением все более сложных вопросов, и призыв перейти к более практическому обсуждению на основе установленных общих терминов и определений, деловое сообщество может помочь в точном разъяснении порядка доступа, разработки и коммерциализации генетических ресурсов, а также методов, наилучшим образом обеспечивающих совместное использование выгод.

Все коммерческие предприятия постоянно занимаются оценкой риска и отдачи инвестиций. Экологическая обстановка, сопряженная с высоким риском, будет препятствовать инвестициям и уменьшать возможности для создания выгод.

Принимая во внимание длительный срок и значительный объем инвестиций, требуемых для коммерциализации изобретений, где применяются генетические ресурсы, для обоснования своих инвестиций деловым кругам необходимы такие национальные законы или руководящие принципы, которые являются прозрачными, практичными, основанными на достижениях науки, недискриминационными и обеспечивают правовую определенность.

В связи с этим деловое сообщество поддерживает создание практичного и работоспособного МР, который облегчит деятельность различных секторов, работающих в настоящее время с генетическими ресурсами, и будет учитывать эволюцию этой деятельности в будущем.

В настоящем документе кратко изложены общие принципы, которые, по мнению делового сообщества, важны для успеха МР, и, в частности, представлены данные по вопросам, которые Специальной рабочей группе открытого состава по регулированию доступа к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод поручено обсудить на ее 7‑м совещании: цель, сфера охвата, совместное использование выгод на справедливой и равной основе, доступ и соблюдение.